Исполнение желаний

творческий перевод с английского народных сказок

«Простак» или двуглавый ткач (Индия)

Давным-давно, в каком-то краю жил ткач, которого все прозвали Мансарака, что значит «Простак». Однажды, когда он ткал одежду, какие-то из частей его деревянного ткацкого станка сломались. Тогда Простак взял топор и пошел в лес на поиски подходящего дерева. На морском побережье он нашел крепкую пальму и стал рубить её. Но не успел он и пару раз ударить топор по стволу дерева, как сверху раздался голос:
«Эй, Простак! Постой! Я дух этого дерева, а это дерево — мой дом, а моё тело срослось с стволом дерева. Если ты срубишь дерево, то убьешь меня. Ты же не собираешься взять такой грех на душу?»
Но «Простак», хоть и был простаком, но не до такой степени, чтобы уступить духу дерева, отличный ствол, из которого можно было изготовить ещё один ткацкий станок, а потому сказал:
«Эй, Дух! Мой ткацкий станок сломался, а это дерево мне как раз подходит. Да и нет у меня времени на поиски другого дерева!»
Дух понял, что проиграл спор и сказал:
«Вот что, Простак, если ты оставишь меня в покое, то я исполню любое твоё делание!»
«Ух ты! Я и не знаю, что и придумать.... Пожалуй, я посоветуюсь с другом и женой. Ты посиди пока тут и никуда не уходи!» - сказал Простак и поспешил в деревню.
По пути домой он встретил своего друга парикмахера и сказал ему: «Друг! Я тут одного Духа поимел, так он обещал исполнить любое моё желание. Чтобы пожелать, как ты думаешь?»
«Да чего же думать? - тот час откликнулся парикмахер, - Затребуй королевство. Ты станешь королём, а я твоим премьер-министром! И мы оба будем насаждаться жизнью! Вспомни изречение: «Принц, который Свято дает другим, достигает славы в этом мире, и через эти добрые дела, он прибудет в небесах, равным самим богам!»
«Отличное предложение, мой друг! Я щас с женой ещё посоветуюсь и вернусь к духу....»
Но парикмахер остановил Простака и сказал: «Мужчина никогда не должен обращаться к женщине за советом! Вспомни изречение: «Мудрый мужчина даёт женщине еду, одежду, ювелирные украшения и, время от времени, исполняет супружеский долг, но никогда не спрашивает её совета. Обречен тот дом, в котором мужчина слушает советы жены или ребёнка, ибо женщины думают лишь о своих собственных интересах и желаниях...»
На эти мудрые слова Простак ответил: «Жена подчиняется мужу, а потому должна дать совет, полезный для мужа!»
Сказав так, он поспешил домой и сообщил жене: «Жена! Я подчинил себе Духа, и он обещал исполнить од, чтобы я стал королём».
Жена всплеснула рука и возмутилась: «Да что он понимает в жизни, твой дружок парикмахер?! Не вздумай следовать его подсказке! Вспомни, как говорят: «Мудрый мужчина никогда не должен советоваться с простолюдинами: певцами, танцорами, парикмахерами! А что ты знаешь о жизни короля? Да ты ничего не знаешь! Это сплошная головная боль с утра до ночи! Король без конца должен беспокоится о том, чтобы поддерживать дружеские отношения с соседями, избегать войн, создавать дружеские альянсы и препятствовать возникновению враждебных альянсов, и думать ещё о тысячи вещей! Не завидую королевской жизни!»
«Пожалуй ты права, - согласился ткач. - А что же мне попросить у духа?»
«Я тебе скажу! Сейчас ты ткешь одну пару одежды в день, и этого нам хватает на жизнь. Но если бы ты мог ткать две пары в день, то у на появились бы свободные деньги, которые мы могли бы откладывать. Так что проси у духа ещё одну пару рук и вторую голову на спине, и тогда ты сможешь работать сразу на двух станках!»
«Какая у меня умная жена!» - воскликнул Простак и поспешил к Духу.
От духа Простак получил то, что просил и вернулся в деревню. Увидев двуглавого и четырехрукого незнакомца, жители приняли его за демона и заколотили палками насмерть....

Теперь говорят так: «Тот, кто сам плохо соображает и не способен следовать советам умных друзей, обречен на неудачу, и история с Простаком всем в назидание!»


«Лоппи и Лаппи» (Эстония, Венгрия, Англия, Швеция)

Давным-давно, в какой-то маленькой стране, на окраине маленькой деревни мол бедный садовод с женой. Садовода звали Лоппи, а его жену Лаппи. Глядя на них, можно было подумать, что они родились по недоразумению. Ничего у них в жизни не складывалось. В первые годы брака Бог дал им детей, да они не уследили за ними, ми их дети умерли от болезней.
Каждый вечер старики садились у печи и начинали спорить друг с другом, а то и ругаться. Ну это известное дело: неудачники всегда все беды друг на друга сваливают. Садовник Лоппи имел обыкновение говорить своей жене: «Вот если бы мне повезло в молодости и мне бы в жены досталась женщина получше тебя, то сейчас бы я был очень богатым человеком!»
Но у его женушки Лаппи был очень острый язычок, и на каждое колкое слово мужа, у неё всегда находилась дюжина острых словечек: «Да ты посмотри на себя, идиот! Это я, когда выходила за тебя, не разглядела в тебе полного дурака! Видно ведьма бросила меня к тебе! Небось опоил меня каким зельем и так заполучил в жены. Если бы не твоё колдовство, я бы сейчас была знатной дамой, может даже и графиней! А теперь вот, по твоей вине, никчемное ничтожество, я обречена голодать до конца дней моих!»
Лаппи могла бы ругаться без остановки, если бы муженёк не затыкал ей рот рукой.
Однажды вечером, когда старики, как всегда, ругались, сидя у печи, в их дом неожиданно вошла женщина, в одеждах немецкого кроя. Старуха Лаппи тут же прикусила язык, а старик Лоппи быстро отдернул пуку от рта жены.
Незнакомка поздоровалась и сказала: «Храните мир и спокойствие в вашем доме и ваша жизнь изменится. У вас есть три дня на размышление. Через три дня вы можете громко назвать три желания, которые исполнятся. Смотрите, не говорите глупостей!»
Произнеся эти слова, незнакомка покинула дом и исчезла.
В течение следующих трёх дней старики жили дружно и тихо. Они совсем не разговаривали друг с другом, а сидели по разным углам и думали о своих желаниях.
На третий день, Лоппи обменял у соседа краюху хлеба на свиную колбасу, вернулся домой, и пока варился суп из колбасы, погрузился в свои мысли. Наступил вечер исполнения желаний. Старики сели за стол и приступили к супу. Съев несколько ложек супа, Лоппи сказал: «Спасибо Господу за суп. Суп хорош, но было бы ещё лучше, заедать его большим куском свиной колбасы!»
Только он это сказал, как на столе появилась свиная колбаса. Старуха Лаппи, сообразив, что муж только что потратил одно желание, гневно воскликнула: «Идиот! Кто тебя за язык тянул? Чтоб у тебя эта колбаса на носу выросла!»
Тот час колбаса слетела со стола и прилипла намертво к носу старика. Лоппи пришел в ужас. Всё что он желал в этот момент, это избавиться от колбасы на носу, о чём громко и попросил...»
Колбаса вернулась на стол, а все три желания были исполнены.
Вот так глупые старики распорядились своими желаниями и продолжали жить в бедности.


Рецензии