Михаил Васильевич Ломоносов После юбилея
В советское время существовала хорошая традиция: при написании школьного сочинения предлагалось раскрываемую тему связать с современностью... Как творческий гений Ломоносова входит сегодня в нашу жизнь и что от него мы возьмём с собой в день завтрашний?
Сначала всё-таки ответим на вопрос: для чего мы празднуем юбилейные годовщины великих деятелей нашего прошлого? Для того чтобы питать национальную гордость воспоминаниями о великих наших поколениях? Но без неё может обойтись человеческая культура - она не может обойтись без народного самосознания, пишет выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский. А национальное самомнение, как и национальное самоуничижение, - это только его суррогаты. Надобно, наставляет он, добиваться настоящего блага, истинного самосознания, свободного от участия столь сомнительных побуждений.
Самосознание - процесс трудный и длительный. Он венчает работу человека, общества над самим собой и достигается разными путями. Праздники в память тех, кто двинул или облегчил эту работу, - это минутные остановки, чтобы перевести дух, осмотреться, оглянуться на пережитое, сосчитать прожитые годы. Так в пути мы оглядываемся назад, чтобы по выдающимся вехам "сообразить" пройденное расстояние и проверить направление.
Великие деятельности - это проверочные моменты народной жизни. Каким-то трудноуловимым процессом общения лица с окружающей средой в них собираются мелкие, раздробленные интересы и стремления и действием личного творчества перерабатываются в одно цельное, крупное дело, которое выявляет весь запас нажитых народом сил и средств и "предуказывает" их дальнейшее развитие. Такие деятельности одновременно и показатели народного роста, и указатели направления народной жизни. В них, как в зеркале, мы видим самих себя, сквозь них всматриваемся в собственную душу, они объясняют нам нас самих... Великие исторические могилы, заключает историк, тем и памятны, что они оживляют народное самосознание.
Чтобы лучше понять всё значение творческого гения Ломоносова, нам нужно проникнуться исторической обстановкой, в которой он жил и работал. Вот как описывает её В.О. Ключевский.
Древняя Русь, веками изнывая от изнурительной борьбы с восточным варварством, этой борьбой была оторвана от живого общения с образованным Западом. Из домашнего материала и домашними средствами с трудом сколотила невзрачное, тяжёлое, но прочное государство. Скрывавшиеся в недрах её земли природные богатства она не умела найти и разработать, а духовные силы росли кое-как, предоставленные самим себе, не зная самих себя.
Такой Россию принял в царствование Пётр Великий. Он разглядел в ней и природные богатства ("материальные средства"), и духовные силы и начал с первых. Мощными мозолистыми руками взрыв это, как он говорил, божие благословение, без пользы под землёй скрывающееся, призвав на помощь техническое знание Запада, он трудным и ломаным путём, из Москвы через Полтаву и далее, вдвинул Россию в семью европейских держав и народов. С той минуты Европа была объединена и закончена, впервые стала цельной и сплочённой, Западно-Восточной Европой.
Оплакивая смерть своего преобразователя, и Россия сквозь слёзы впервые почувствовала свою столь нежданно и быстро создавшуюся политическую и международную мощь. Это чувство было ей непривычное и незнакомое; оно и было первым движением пробуждающегося народного самосознания.
Но что духовные силы? Они всё ещё оставались как бы в забытьи, в привычном неведении, да и новая тяжелейшая работа, заданная царём, мало способствовала их возбуждению. Пётр трогал их мимоходом, отдельными толчками, вызывая в лучших умах первые проблески русской
политической мысли, а в массе - крики боли, выражавшиеся в заговорах, в протестующих подпольных памфлетах и тёмных толках про антихриста и близкую кончину мира. Конечно, и они, эти силы, не были совсем безучастны в работе преобразователя: они сказывались в политической выносливости, с какой народ, несмотря на своё чувство боли и эти протесты, отдавал всё, и труд, и достояние, и жизнь, на пользу государства. Но, несмотря на то что преждевременно Пётр был оторван от своего дела, он завещал дальнейшим поколениям средств довершить его дело, оставил своему народу ключ, которым можно было бы разомкнуть сковывавшие его дух цепи, - насаждённую им науку.
И ключ понадобился скоро. Один русский писатель прошлого хорошо сказал, что Пётр своей реформой сделал вызов России, её гению, и Россия ответила ему.
На призыв, раздавшийся с престола, прежде всего откликнулся человек с самого низа общества. Холмогорский крестьянский сын, отведав московской славяно-греко-латинской, а потом немецкой марбургской науки, внёс первое русское и очень крупное имя в историю европейского научного знания.
(Взято за основу из статьи В.О. Ключевского "Памяти А.С. Пушкина).
Физик и химик, астроном, географ, геолог, приборостроитель, металлург, историк, педагог, поэт, художник... С титанами высокого Возрождения роднит его разносторонность интересов, чрезвычайное упорство в стремлении к поиску истины, неукротимый характер. Когда после смерти учёного был обнародован "Обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов, воочию предстала вся грандиозность, вселенская масштабность его открытий; космический взлёт творческого духа не мог не поразить человеческий разум. И это при том, что не все свои важные открытия, сделанные за всю жизнь, учёный сообщил потомкам (например, им была создана действующая модель прототипа вертолёта - о трудах в этой области Леонардо ла Винчи он не знал...).
Я не ставлю своей задачей раскрыть само содержание открытий. Оно уже было изложено
в печати, с особым теплом прозвучало в замечательных лекциях ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего, прочитанных им в феврале 2012 года на телеканале "Культура". (Нельзя было не слышать, с какой любовью академик говорил о русском гении, чьё имя носит возглавляемый им Университет).
Да, через 200 лет не родился Ломоносов, сказал в своё время Пётр Леонидович Капица. А через 300 лет?
Спросил ли кто себя, почему Ломоносову удалось сделать так много открытий - открытия во всех областях знания того времени (многие его идеи опередили науку более чем на столетие)? Предвижу ответ: потому что он - гений. Отвечу: но гениальна природа, заложенная в каждом из нас...
Дело в том, что философски осмысливая жизнь в "дивной разности", он в то же время воспринимал мир и человеческую культуру как органичное целое, сформировал в себе целостное миропонимание, с каким только и возможны великие открытия.
Сознавая всю необходимость пробуждения народного самосознания, учёный понимал, что начинать следует с развития родного русского языка, которому придавал большое нравственное значение, особенно в воспитании эстетического чувства. И он разрабатывает риторику, грамматику.
Желая открыть простор русскому языку, поэт-новатор смело распространяет тонический (ударный) принцип на всё русское стихосложение, придаёт поэзии наибольшую возвышенность.
Со времён Ломоносова наука стала развиваться на родном языке. Великий учёный бережно относился к русскому языку, стремясь находить слова, точно выражающие сущность вещей и явлений. Он много сделал для совершенствования языка, желая, чтобы голос науки был понятен
народу, чтобы наука была ему доступна. И, как он сам отмечал, искренне стремился к распространению в государстве "высоких наук", чтобы "в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножались".
Развитие [и изучение] русского языка Ломоносов подчинил патриотической идее:
оказывая противостояние "чужеродным вторжениям", он стремился "обеспечить внедрение науки и литературы в национальный быт", тем способствуя пробуждению и развитию духовных сил русского народа. Учёный убеждал приверженцев иноземной речи: русский язык - это язык философии, науки, техники, политики; на русском языке можно передать "тончайшие философские воображения и рассуждения; многоразличные естественные свойства и перемены... в строении мира и человеческих обращениях". А какая яркая и образная характеристика достоинств родного языка дана им в предисловии к "Российской грамматике"!*
Что же происходит сегодня? Народное самосознание разрушено - целый пласт исторической жизни (с Октября 1917г.) выпал из сознания народа, так и не получив истинного осмысления, отбросив народное самосознание на столетие назад; целостное миропонимание отсутствует, русский язык не развивается... В чём причина? Она одна: разрыв внутренней логики (т.е. истинного мышления), что присуща гению. Разрыв вызван подменой понятий, с которой внутреннее противоречие вкралось в русский язык, препятствуя его развитию. (Как здесь не вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова с его бережным отношением к русскому языку!).
Но выявив звено разрыва, вскрыв внутреннее противоречие и очищая язык от подмены понятий, восстанавливая их внутреннее содержание, расширяя его в соответствии с действительностью, мы высвобождаем величие, мощь, правдивость, свободу русского языка, открываем возможность его развития. С развитием русского языка становится возможным формирование целостного мировоззрения - с ним восстановится разрушенное сегодня народное самосознание, откроются новые горизонты для побед и свершений.
Целостным мировоззрением, в свою очередь, формируется нравственная основа всей общественной жизни, прежде всего науки, высшего образования.
Аристотель: "Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд". Сформированная новая (высшая) нравственная основа науки даст мощный толчок к совершению великих открытий во всех областях научного знания. И Ломоносов через 300 лет - это уже собирательный образ: им предстанет народ России...
Демократия (власть народа)... Как часто звучит это слово - оно на устах у каждого! Но настало время задуматься, о власти какого народа идёт речь: народа-творца, устремлённого в будущее, озарённое светом, идущим из глубины веков, что значительно облегчает решение современных задач; или народа-обывателя, живущего сегодняшним днём ("здесь и сейчас"), оглядываясь только на вчерашний день, что не может не тормозить развитие? Ответ в идеалах, которыми жили предшествующие поколения. Освободиться от внутренней раздвоенности, чего не может не испытывать сегодня творческая интеллигенция, можно лишь приобщаясь к благородному гению человечества.
О Гений!
Ты высшее творение природы...
И нам подняться до тебя
Даны сегодня все свободы,
Да лень, любимое дитя,
Несёт с собою прежние невзгоды.
Но чтоб проникнуть вглубь и ввысь,
Нам мужеством вооружиться -
Тогда бы с пошлостью могли сразиться
И, выявляя внутреннюю связь,
На благо истины трудясь,
Явили б миру чистоту
И ту святую красоту,
Что с истиной всегда
сама собой приходит
И ярким светом вновь восходит,
Слепя глаза трусливых духом,
Что полюбили темноту,
Подвергнув всё в стране разрухе.
Но ход истории таков,
Что солнце новое восходит,
Вражда миров
на задний план отходит,
Грядёт счастливый, новый век.
Тысячелетья третьего
мне поступь уж слышна,
Несёт в себе гармонию она,
Рожденье гениев, талантов величайших
И гуманизма свет ярчайший,
Какого мир ещё не знал!
В своём учении "о трёх штилях" (см. "О пользе книг церковных в Российском языке", 1757)
М.В. Ломоносов обращается к трактату "О возвышенном"неизвестного древнегреческого философа 1в.н.э., в котором тот пишет:"...природа никогда не определяла нам, людям, быть ничтожными существами, - нет, она вводит нас в жизнь и во вселенную, как на какое-то торжество, а чтобы мы
были зрителями всей её целостности и почтительными её ревнителями, она сразу и навсегда вселила нам в душу неистребимую любовь ко всему великому, потому что оно более божественно, чем мы".
10.01.2013г.
*"Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, италиянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".
Свидетельство о публикации №215103001026