Данте Габриэль Россетти и его творчество

Данте Габриэль Россетти. Bocca Baciata. После поцелуя. 1859

             Данте Габриэль Россетти(1828-1882)- английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник. Это новое для нас имя. Мы ещё не рассматривали его работы.

      Обратила  внимание на один его портрет.«Bocca Baciata».Вы видите его на иллюстрации.Особенно привлекли глаза девушки.Что в них грусть или мечта о чём-то неосуществимом?
       Название картины дословно обозначает "губы, которые поцеловали", слова взяты из итальянской пословицы, которая указана на обороте картины:
           Bocca baciata non perde ventura, anzi rinnova come fa la luna.
       "губы после поцелуя не теряют свой вкус, напротив, он обновляется как луна."
                Картина была первым одиночным женским портретом, написанным Россетти, тем самым став поворотным пунктом в его творческой биографии. Натурщицей для картины стала Фанни Корнфорт. Сейчас картина находится в Музее изящных искусств Бостона.

            В одном из своих писем Россетти пояснил, что во время написания этой картины он старался как можно лучше написать тело, плоть героини, что по его мнению недостаточно проработано на многих произведениях искусства, в том числе и работах прерафаэлитов а также старых мастеров; более тщательная работа над изображением тела могла бы помочь существенно продвинуться в живописи.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.

           Данте Габриэль Россетти родился 12 мая 1828 года в Лондоне в семье итальянского политического эмигранта, поэта и ученого. Россетти с детства был приобщен к шедеврам итальянской литературы, к "Божественной комедии" Данте, и этими впечатлениями отмечено все его творчество.

            Разносторонне одаренный, по-итальянски темпераментный и по-английски мечтательный, Россетти уже в 18-летнем возрасте стал главой "Братства прерафаэлитов", которые были по своей сути романтиками. Вместе с Уильямом Холменом Хантом, Миллесом, видя слепое подражание старым образцам, решил оставить академию и бросился к "исканию внутренней правды"

       Само слово "братство" передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. Стремление к правде и простоте и романтическое неприятие действительности сочеталось с уходом в более привлекательное, по их мнению, прошлое, в мир фантазий.

          Молодые художники искали опору не только в искусстве Раннего Возрождения, мастера которого привлекали их искренностью чувства, чистотой и простотой форм, пытливым отношением к миру. Они увлекались Средневековьем, поэзией английских романтиков.
В 1850 году Габриэль Россетти выставил полотно "Ессе ancilla domini" (лат. "Слуга Господня"), на котором изобразил Благовещение

Россетии Благовещение.

                В пустой комнате, на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная Мария, которая предстает не в образе Небесной Царицы, но девушки, смущенной вестью, принесенной Архангелом. Перед Ней стоит прекрасный Архангел, о небесном происхождении которого говорят нимб над головой и язычки пламени под ногами.

               В правой руке у Гавриила белая лилия (символ девственной чистоты Девы Марии), к ней прикован завороженный взгляд девушки, левой рукой Архангел посылает Ей весть - поток Божественной, животворящей энергии. Над его рукой парит голубь - символ Святого Духа. Перед ложем Марии - станок с уже вышитой на алой ткани лилией. Веретено и прялка - символы богоугодного дела, которым занималась Дева Мария.

              Картина "Благовещение" не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение (в том числе и Чарльза Диккенса).

                Самые значительные свои произведения Россетти создал в 1850-е - в начале 1860-х. Под влиянием Уильяма Блейка, его поэзии и мистической живописи, Россетти сумел создать свой особый стиль, символический, декоративный, полный мистических отголосков.

                Оригинальную композицию Россетти строит на сочетании нескольких крупномасштабных фигур переднего плана, увеличивая размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. Множество предметов и образов составляют фон картины.

                Детали и персонажи полны глубоко подтекста, скрытого смысла, что предвещает европейский символизм.Реальные персонажи и детали, как бы выхваченные из жизни, соединялись на заднем плане полотна с фантастическими фигурами и символическими элементами, придававшими композиции ирреальный вид миража.

                Как и у символистов, герои внешне статичны, углублены в собственные мысли, однако внутренне они исполнены напряженного глубокого чувства, что обнаруживается во взгляде, жесте. Мастер не боится утрировать пропорции тела или рук, необычных ракурсов, сложных постановок.

           Живописи Россетти, в отличие от искусства других прерафаэлитов, не свойственны натуралистические элементы, она не только декоративна, но и монументальна.
                В 1850 году Россетти встречает свою музу - Элизабет, в 1860 году она становится его женой. В этот период Россетти создает волнующую галерею женских образов, пламенно-страстных и мечтательно-грустных, - в них неизменно ощущается присутствие Элизабет.

Под аркой жизни, где любовь и смерть,
Ужас и тайна стерегут ее святилище, я увидел
Красоту , восседавшую на троне... -

писал Данте Габриэль Россетти, обращаясь к красоте, музе, которая вдохновляла его искусство с раннего периода великолепия и блеска вплоть до последних лет упадка:
О тайна Красоты!
Кто может рассказать о твоем могучем влиянии?

    Свое творчество Россетти посвятил воспеванию идеального женского образа, воплощенного в рано умершей супруге. Ее необычная внешность привлекала многих единомышленников, сознательно избегавших профессиональных натурщиц, черты Элизабет стали своеобразным каноном женской красоты.

Beata Beatrix, 1864—1870. Портрет Элизабет Сиддал

     Женщина, без памяти им любимая, умерла через два года после их свадьбы. Вместе с Элизабет, "музой прерафаэлитов", Россетти похоронил рукописи многих стихотворений (впоследствии опубликованных). Вдохновленный поэзией Данте, он воскрешал ее черты на картинах в облике Беатриче - "Смерть Беатриче", "Беатриче благословенная", "Сон Данте".

                Смерть жены в 1862 году стала личной и творческой трагедией для художника. Россетти стал вести все более замкнутый образ жизни. Выставлять свои произведения он отказался еще в 1850, после яростной атаки критики на прерафаэлитов.

                В поздний период творчества Россетти начал строить свои композиции на изображении одиночной, сосредоточенной на своих мыслях, идеализированной женской фигуре. Этот образ был вдохновлен Джейн Верден, женой его друга Уильяма Морриса, ставшей второй музой Россетти. К поздней манере художника относятся картины "Прозерпина", "Мариана", "Вероника Веронезе", "Монна Ванна" и другие.

Россетти писал о Прозерпине следующее:

               "Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли.
             Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания"

Возлюбленная.
               На картине невеста приоткрывает вуаль фаты, рядом с ней находятся четыре девушки и африканский мальчик-паж. При работе над «Возлюбленной» Россетти вдохновлялся произведениями Эдуарда Мане, в частности «Олимпией», создававшейся в том же году (в частности, эта работа навела его на создание сильного контраста между яркими волосами и чертами невесты, остальными девушками на картине и мальчиком), а также работами Тициана.

       Россетти закончил картину в 1866 году, но в течение жизни продолжал вносить на холст некоторые изменения.
«Самые сильные чары и самые живые воспоминания передаются ценителю красоты через женский взгляд», — отмечал Фредерик Майерс в эссе "Россетти и религия Красоты" (1883).

Вероника Веронезе.

           Вероника Веронезе была вдохновлена венецианской живописью. На ней изображена «творческая душа во время акта творения». Эта тема также отражена в надписи на раме, подписанной как цитата из «Писем Джироламо Ридолфи»; по мнению критиков, цитата принадлежит Алджернону Чарльзу Суинбёрну либо самому Россетти.
Надпись на раме.

             "Вдруг, наклонившись вперед, леди Вероника быстро написала первые ноты на девственно чистой странице. Затем она взяла носовую часть её скрипки, чтобы воплотить свою мечту в реальность, но прежде, чем начать играть на инструменте, свисавшем с её руки, она несколько секунд оставалась в тишине, прислушиваясь к вдохновляющим её птицам, а её левая рука блуждала по струнам в поиске высшей мелодии, по-прежнему неуловимой.

            Это был брак голосов природы и души, рассвет мистического творения.
(перевод с французского)
       Живописное и поэтическое творчество Россетти сливалось: он писал картины на темы стихов и стихи, комментирующие картины, - "Блаженная дева", "Сон сестры", "Последняя исповедь".

Пия де Толомеи. 1868

        Картина была написана во время начала длительного романа художника с натурщицей Джейн Моррис, женой художника Уильяма Морриса. В качестве сюжета был выбран мотив из Чистилища«Божественной комедии» Данте Алигьери. Пия де Толомеи — женщина, отправленная в заточение и отравленная своим мужем.

           Россетти хотел показать, что Уильям Моррис таким же образом держал в плену свою жену. То же самое он отразил и в более поздней работе «Прозерпина» В течение жизни Россетти изобразил Джейн в образах Прозерпины, Гвиневры и Дездемоны — женщин, находившихся во власти своих мужей

           Он оставил и литературные труды: перевод старинных итальянских поэтов, Чиволло Д'Алькамо, Данте, издал два тома оригинальных стихотворений и сборник баллад и сонетов (1881), замечательных по силе и мелодичности языка, тонкому поэтическому чувству и мистичности, соединенной со страстностью.

    Работы последнего периода жизни написаны под влиянием У. Морриса и Э. К. Бёрн-Джонса ("Дневные мечты", 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон).

   Умер Россетти в Берчингтоне 9 апреля 1882 года. Полная выставка произведений была показана лишь спустя два месяца после его смерти и имела грандиозный успех.

    Творчество Россетти оказало огромное влияние на многих английских художников конца XIX - начала ХХ века. Многочисленные подражатели и ученики составляют так называемую россетизм.

Текст с галереей работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3779576


Рецензии
Norbertus Alinaa salutat!
Я очень рад - дискуссия на тему "Бунт против Академии" началась.
Ещё в 15 веке Альберти и другие гуманисты, близкие к искуству, выразили мысль, что труд художника сродни не труду сапожника или портного (как это понималось в Средние Века), а близок к творчеству философа, ибо это труд более духовный, чем ручной. И подобно тому, как у философов в древности была Афинская Академия, так и у художников должна быть своя академия. Такие академии появились в 16 веке; они создали свою доктрину: какими жестами изображать чувства человека (страх, удивление, умиление, гнев и т.п.); что такое женская красота и какими чертами должна обладать красивая женщина (на портрете, конечно) - и прочее в том же духе. В 17 веке Ролан Фреар де Шамбре зафиксировал в своём трактате 365 правил искуства.
Академия, конечно, вначале помогла искуству подняться на новый уровень, но уже в эпоху романтизма она начала восприниматься как препятствие.
Глава первая: первый по времени серьёзный бунт против академизма - в Англии, год 1848, прерафаэлиты. Их ощущение: искуство стало неискренним, можно было бы сказать "формальным", если бы тут дело не подпортило слово "формализм". Академизм родит неискреннее искуство. Христа, Богоматерь, апостолов - рисуют люди, которые сами не верят в бога. Нету веры, нету и живого чувства. Надо относиться к искуству так, как к нему относились в Средние Века. Этот романтический бунт против Академии в духовном отношении был сродни нео-католицизму (как не вспомнить кардинала Мэннинга: Церковь есть установление Христово, а не установление нашего парламента).
Братство прерафаэлитов было подлинной революцией в искустве: оно породило подражателей в разных странах и толкнуло искуство вперед.
Второй главой, вторым бунтом против академизма было появление импрессионистов.

Норберто Норберто   31.10.2015 11:32     Заявить о нарушении
Интересная информация. Когда писала статью,то читала об этом движении.Но,если честно,то я на стороне искусства старых мастеров. Слишком уж приглаженным и манерным кажется творчество Габриэля Россетти.Последнее время путешествую по церквям Венеции и смотрю алтарные образы Возрождения.Как много интересного можно узнать,даже если ты неверующий человек.А вы как относитесь к прерафаэлитам?

Алина Алексеева-Маркезин   31.10.2015 13:40   Заявить о нарушении
В последнее время принято поругивать прерафаэлитов, но я их люблю и продолжаю любить. По части Россетти - пожалуй, могу с Вами согласиться: он не самый талантливый из прерафаэлитов ("Dante Gabriel Rossetti / Buried all of his libretti, etc."), Берн-Джонс, Форд Мэдокс Браун, Уильям Холмен Хант, Джон Э. Милле - талантливее (возьмите хотя бы "Христос в доме своих родителей", картину, за которую Джона Милле освистали; не менее как Чарлз Диккенс заявил, что Милле изобразил Марию алкоголичкой).

Норберто Норберто   31.10.2015 16:28   Заявить о нарушении
Я совсем не знакома с их творчеством. Сейчас посмотрю картину,о которой вы упомянули.Своеобразный сюжет.Я начинаю понимать критиков. Никакой тебе красочности и возвышенности.Его критиковали за излишний реализм,а по сути нищету.. Чарльз Диккенс в своём периодическом издании «Домашнее чтение» назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей», а в газете «Таймс» её окрестили как «возмутительную», «отталкивающую» и назвали «бунтом в искусстве»
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Sir_John_Everett_Millais_002.jpg

Алина Алексеева-Маркезин   31.10.2015 17:29   Заявить о нарушении
Нужно будет обсудить эту картину и посмотреть,что скажут люди.

Алина Алексеева-Маркезин   31.10.2015 17:30   Заявить о нарушении
Заодно посмотрите его же "The Blind Girl".

Норберто Норберто   31.10.2015 17:46   Заявить о нарушении
Глянула.Оригинальные у него темы. Сейчас просмотрю его творчество.

Алина Алексеева-Маркезин   31.10.2015 18:19   Заявить о нарушении
Мне понравилась его живопись.Сделаю небольшую статью с работами,которые мне понравились.

Алина Алексеева-Маркезин   31.10.2015 18:23   Заявить о нарушении