Круиз по Турции. Четвертый день

 
 Ранее: http://proza.ru/2015/10/24/1608

 
Четвертый день: Дикили - Бергама - Дикили

Утром 23 сентября, позавтракав в ресторане гостинице, уже привычным для турецкого «Всё включено» меню, собрались ехать в Бергаму, чтобы продолжить осмотр древностей Пергама. На этот раз едем втроём, без внуков.


В предыдущий вечер, после заселения в номер, занялся изучением приобретенного  в киоске  Красной базилики путеводителю по Пергаму.
В древности Пергам был третьим после Рима и Александрии по величине городом.

Своим богатством и славой он был обязан торговле, наличию плодороднейших угодий, на которых выращивали оливы, виноград, хлеб, успешному селекционному животноводству. В самом Пергаме производили золотую парчу, тонкое льняное полотно и благовонные масла.

Город стал знаменит благодаря великолепной архитектуре, Акслепиону – лучшему медицинскому учреждению Анатолии, уникальной Школе скульптуры, Гимнасиуму - учебно-просветительскому заведению для знатных юношей, и крупнейшему центру театрального искусства.

Центральная, укрепленная часть города, Акрополь был расположен на вершине холма, где и были найдены руины царских дворцов, гражданских сооружений и храмов. Именно здесь и расположилась известная всему миру Библиотека, датируемая вторым веком до нашей эры, временем правления Эвмена II.


 Акрополь – самый большой археологический объект, и самый интересный. Поэтому решили начать с него. А там, если успеем, то посмотрим Асклепион и археологический музей.


До завтрака, в  Эгейском море решилась купаться одна Аня. Нас с Лидой не взяла потому, что рядом с гостиницей пляжа нет, а попадают в море по штурмовой лестнице с парапета набережной. Аня сказала, что этот спорт не для нас. Мы поверили и напрасно. Уже перед отъездом в Бергаму, подошли к парапету и увидели, что лестница чуть выше, чем в обычном бассейне.

От парапета хорошо видна наша гостиница. Рядом небольшой сквер, оборудованный тренажерами и скамейками для отдыха.

1. Вид на наш Отель

Конечно, если на море волна, то купаться с лестницы опасно и для подготовленного спортсмена, но был полный штиль и мы пожалели, что не пошли на утреннее купанье. Море блестело так заманчиво, в милях десяти от берега отчетливо виднелся берег знаменитого острова Лесбос.

2. Вид на море и остров Лесбос

Пока Аня готовила автомобиль к поездке, мы с Лидой сели на парапет, пригревшись под ласковым утренним солнцем, и я начал вспоминать всё, что я помнил о Лесбосе. Большой, восьмой по величине остров в Средиземноморье.  Один из центров греческой цивилизации, в средние века был захвачен генуэзцами, потом оккупирован османами. После распада Османской империи вновь стал греческим.

Остров можно с полным основанием назвать поэтической столицей человечества. Отсчёт начал легендарный Арион, введший в поэзию жанр дифирамба. Здесь в VIII веке до н. э родился и  творил поэт Терпандр , а в VI век до н.э.  - два из девяти лучших поэтов древнегреческого  канона, оценённый филологами эллинистической Александрии как достойных критического изучения.

Это Алкей, введший  в стихосложение особый стихотворный размер (Алкееву строфу) и современница Алкея гениальная Сапфо, в поэзии которой звучала страстная любовь к  персонажам обоих полов.

3. Портрет Сапфо из Александрийского папируса

Утверждают, что на русском языке литературоведческих статей  о Сапфо написано больше, чем о любом другом иностранном поэте. Что разными авторами было сделано 51 вариант перевода на русский язык её оды №2.

Несколько лет тому назад, когда я узнал об этом, то решил, по подстрочнику, найденному в Интернете сделать свой перевод в форме сонета. Вот что из этого получилось:

Твой спутник счастливый мне кажется богом.
Осмелится ль смертный  сесть близ божества!
Чей голос так сладок и звуком и слогом.
А смех  чей, желанный, смиряет слова.

От  голоса сердце в груди замирает.
А лишь на тебя я решаюсь  взглянуть,
Язык мой немеет, а ум забывает
Простые слова, их          привычную суть.

И тут же под кожей вздымается пламя.
От шума в ушах, в миг теряю я слух.
Внутри всё дрожит и  трепещет как знамя,

Вспотела я, став зеленей, чем луг.
Немного ещё и  умру здесь  сама я.
Но, как укрепить свой расслабленный дух!

Пока я, поглядывая на остров Лесбос, вспоминал свой давний перевод Сапфо, Аня закончила приготовление и позвала нас занимать  свои места в автомобиле.

Двигаясь по отличной магистрали, мы через полчаса подъехали к  городу Бергаму,  расположившемуся в долине у подножья холма с Акрополем.

3.1. Город Бергама в долине

Свернув с магистрали на узкие улочки города, поехали, ориентируясь по карте. Вскоре заблудились, на забитых машинами улицах.

4. На забитых машинами улицах Бергамы.

 Оказавшись в очередном тупике, Аня вышла из машины  и начала спрашивать прохожих дорогу к Акрополю, показывая его на карте.

Тут же вызвался помочь мужчина средних лет и пошел вперед быстрым шагом, порой переходящим в бег. Мы двинулись за нашим поводырем, и минут через пять, он нас вывел на  дорогу, с которой не только  была хорошо видна цель нашего путешествия, но и стояли указатели направления.

5. Вид на Акрополь с улицы Бергамы

Следуя указателям, выехали на окраину города и вскоре оказались перед посадочным залом фуникулера, который доставляет посетителей на вершину трехсотметрового холма. В билетной кассе приобрели билеты в Акрополь и на фуникулёр.

6. Вид на посадочный зал фуникулера от билетных касс

Прежде чем сесть в кабинку фуникулёра, поднялись к посадочному залу на встроенном в него лифте. Уже из кабинки, сфотографировали подвесную дорогу, идущую к вершине.

7. Подвесная дорога

 Внизу под нами, там, где Акрополь соединялся с равниной, можно видеть руины Нижней агоры, где, согласно путеводителю, находилась Школа Скульпторы, оказавшая сильное влияние на римский период развития этого рода искусства.

8. Руины у подножья горы вид с фуникулёра

Многие  работы римских скульпторов, такие как «Умирающий галл» (приписываемая ваятелю Эпигону), «Лаокоон и сыновья» (работы Александра Родосского),   были копиями с работ пергамских мастеров.

Пока кабинка фуникулера плавно скользила к вершине, успел сфотографировать хорошо сохранившиеся фрагменты, мощёной камнем, дороги, ведущей от подножья к Акрополю

9. Вид на дорогу в Акрополь с фуникулера

Справа по движению из кабинки подъёмника открылся красивый вид на водохранилище, построенное на реке Селинос, именуемой турками Бергамачай.

10.Вид на плотину из фуникулёра

Прямо по движению кабины показались руины внешней стены Акрополя. Всего в Акрополе, построенном на трёх уровнях, находят несколько стен, возводимых по мере расширения древнего города.

11. Вид на руины внешней стены

На первом уровне, огороженные первой, внутренней стеной, находились храмы Афины и Трояна, дворцы, где жила знать Пергама, во главе с царём, находились цистерны, арсенал, склады с продовольствием.

На втором уровне, называемом средним городом, находился гимнасиум, святилище Деметры, храм Геры.

12 Мы подъезжаем к среднему городу

 Из кабины подъемника открывается вид на Бергаму. Аня фотографирует нас с Лидой на фоне города.

12.1. Вид на Бергаму из кабины фуникулёра

Еще минута и мы выходим из зала прибытия фуникулёра на небольшую площадь с оживленной торговлей сувенирами и путеводителями. Отсюда к входным турникетам проложен, идущий наверх к Акрополю тротуар, сделанный из  обрезной доски.

12.2. Зал прибытия фуникулёра

Пошли по деревянному тротуару и вскоре подошли к руинам, которые наш путеводитель именует руинами  героона, святилища воздвигаемого в честь героев.  Пергамский героон был построен в честь царей Аттала и Эвмена. Путеводитель утверждает, что в ходе раскопок здесь не было найдено никаких гробниц. В Пергамском герооне устраивались празднества в честь царей.

13. Руины героона в Пергаме

От руин героона поли по деревянному тротуару к крепостной стены. С тротуара открывался вид на лежащий у подножья холма город.

14. По дороге к  крепостной стены

Дальше дорога идет вверх к вершине холма. На нем находятся Акрополь,  окруженный мощной стеной с Воротами Эвмена, сооруженными  в 180-160 годы до н.э. по заказу пергамского царя Эвмена II.

При входе в ворота, справа показываются руины дворцов, принадлежащих царям Пергама. Дворцы прежних царей, использовались как стройматериалы для строительства храмов и дворцов следующих царей.

15. Руины дворцов царей

Комнаты дворцов, от которых сейчас сохранились только фундаменты, были построены вокруг внутренних двориков.

16. Фундаменты дворцовых комнат

В процессе раскопок, были найдены великолепные напольные мозаики. Одна из этих ошеломляющих мозаик была подписана великим мастером Гефестионом.

16.1. Пергамская напольная мозаика

Внутренние дворики дворцов были обнесены мраморными колоннами.
В  настоящее время, с дворцами царей работают реставраторы, собирая фрагменты колонн.

16.2. Фрагменты колонн и реставрированная стена дворца

Рядом мы обнаружили фрагмент мраморной капители с женским ликом

16.3. Фрагмент капители с женским ликом.

Слева от дощатого тротуара, по которому мы прошли через ворота крепостной стены, находятся руины верхней Агоры. Агорой называлась площадь, окруженная храмами. В верхней Агоре были храмы Диметры и Геры. Сверху было видно, что вряд ли нас там ждет что-то интересное.

16.4. Вид с тротуара на Верхнюю агору


 Мы сфотографировались на фоне руин, но спускаться к ним не стали, а пошли дальше, куда вел дощатый тротуар. Справа по движению сфотографировали большие кувшины, я подумал, что это тандыры для выпечки хлеба.

16.5. Тандыры для выпечки хлеба

Тротуар вел вверх и вскоре мы очутились на большой площадке с рядами пеньков - обломков колонн. Я сверился по путеводителю. Мы пришли к месту, где когда-то стоял храм  Афины.

17. Остатки колоннады храма Афины

 А многочисленные мраморные пеньки, стоящие рядами – колоннада вокруг святилища. В исходном состоянии двойная  колоннада вокруг храма Афины имела 20 колонн дорического ордера  по длинной стороне и 12 по короткой.

 Тучи разошлись, стало жарко, и я снял  куртку, оставшись в футболке, а Лида села отдохнуть на каменный фундамент сооружения.

17.1 Фото Лиды у руин храма Афины

От алтаря Афины, стоящего в окружении колоннады, сохранился только фундамент, напольные покрытия, да руины пьедестала круглой формы. На нём, по-видимому, помещалась статуя богини. И ещё,  как утверждает легенда,  жива старая маслина, на ветви которой, искатели заступничества богини  вешают ленточки.

18. Старая маслина у святилища Афины

От святилища Афины мы пошли  к краю площадки, где лежали фрагменты колонн от храмового комплекса.

19. Обломки колонн храмового комплекса

Чтобы лучше представить себе, какой вид имел храмовый комплекс Афины в античные времена, скопировал из Интернета фотографию храма на панораме Берлинского музея «Пергамон».

19.1. Храм Афины. Музей «Пергамон»

Фасад портика с двумя колоннами – это  галереи храма. У самого  храма Афины портик опирается на шесть колонн.
На следующей  фотографии показан только  правый фасад галереи.

19.2. Правый фасад галереи храма Афины

Мы подошли к краю площадки храма Афины. Отсюда открывается великолепный вид на город, лежащий у подножья холма.

20. Вид на Бандерму от храма Афины.

Пройдя вдоль края обрыва налево, увидели,  двадцатью метрами ниже площадки с храмовым комплексом Афины, руины  другого храмового комплекса.
Это храмовый комплекс Зевса.

Здесь немецкий инженер Карл Хуман, работавший на прокладке железной дороги, нашёл тот самый знаменитый Пергамский алтарь, который после Второй мировой войны, как трофей был вывезен в СССР, и который я в 1957 году видел в Эрмитаже перед возвращением реликвии в ГДР.

21. Вид на руины алтаря Зевса от храма Афины

Спустились ниже и сделали фотографию руин в другом ракурсе. 

21.1. Вид на руины алтаря Зевса  с дорожки


Изначально, алтарь представлял собой высокий цоколь на фундаменте, размером 34 на 36 метров. Цоколь прорезала широкая мраморная лестница, шириной 20 метров,  ведущая к верхней площадке алтаря. В центре верхней площадки, окруженной со всех сторон ионическим портиком, размещался жертвенник, высотой более 3 метров.

Будучи жертвенным сооружением, алтарь не имел крыши, чтобы дым от жертвенных костров поднимался вверх.  Мраморная лестница, ведущая в алтарный дворик, с двух сторон была обрамлена портиками, такими же, как портик, верхней площадки. На стенах  дворика были выполнены барельефы с эпизодами из жизни сына Геракла, Телефа -  легендарного основателя города Пергама 


Если на фризе алтаря свирепствует война между богами и титанами, то на фризе Телефа царит покой и мир. Цель этого была в том, чтобы укрепить у посетителей благостное чувство пребывания в                священном месте.

21.2 Барельеф Телефа

Чтобы лучше представить себе, как святилище выглядело в античные времена, скопировал из Интернета фотографию храма на панораме Берлинского музея «Пергамон».

21.3.  Храм Зевса на панораме «Пергамон»

И вторую фотографию «Пергамона», на которой храм Зевса виден на фоне Акрополя

21.4 Храм Зевса на фоне Акрополя

От руин храма Зевса вернулись  к руинам храма Афины. Здесь сохранились остатки первой крепостной стены Акрополя, сооружённой еще до постройки храма Зевса.

22. Руины первой крепостной стены

Отсюда открывается вид на самый сохранившийся храмовый комплекс Акрополя – святилище Трояна.

23. Вид на храм Трояна с руин храма Афины.

Рядом с руинами первой крепостной стены находится подземная лестница, ведущая к ещё одной  хорошо сохранившейся достопримечательности Акрополя, амфитеатру, расположенному на крутом склоне холма.

24. Подземная лестница к амфитеатру


 Угол наклона уникален, приблизительно 54 градуса. Ярусы мест для зрителей отделяются один от другого двумя просторными проходами.
Зрительская часть имеет 80 рядов и вмещает 10000 зрителей

Почетные первые ряды были отделаны мрамором. Тогда как последующие, предназначенные для обычных зрителей были изготовлены из андезита

25. Амфитеатр Пергама

Амфитеатр Пергамского акрополя, датируемый четвертым веком до нашей эры,   – самый большой античный амфитеатр Анатолии.Его акустические характеристики по-прежнему превосходны, поэтому театр до сих пор используется в летнее время для показа спектаклей.

 Особенностью театра было отсутствие постоянных кулис, как в других античных амфитеатрах. Кулисы устанавливались только на время представления в квадратные отверстия в камнях.

Такое строительное решение было принято, чтобы не загораживать дорогу в храм Диониса, руины которого можно видеть у правого крыла Амфитеатра. От храмового комплекса сейчас сохранилась только мраморная лестница и фрагменты колонн. Дионис – бог вина и веселья, почитался ещё и как бог театра. Его храмы всегда располагали рядом с театром

26. Руины храма Диониса

В Интернете нашел фотографию реконструкции храма Диониса в Пергаме.

27. Реконструкция храма Диониса

Храмовый комплекс Диониса включал  мраморную колоннаду, ведущую к лестнице храма Диониса.

Руины колоннады хорошо видны на фотографии рядом со сценой Амфитеатра Пергама.

28. Руины колоннады рядом со сценой Амфитеатра

На фотографии с  панорамы «Пергамон» в Берлинском музее можно разглядеть взаимное расположение некоторых археологических достопримечательностей Пергамского акрополя.
3 –Галерея храма Диониса, 4- храм Диониса, 5-амфитеатр, 6- храм Трояна, 7- галерея храма Афины, 8- библиотека, 9- храм Афины
Храм Зевса на этой фотографии панорамы не виден.

29. Фотография панорамы города Пергама из Берлинского музея

Интересно, что самая известная достопримечательность Пергама, знаменитый Пергамский алтарь Зевса,  был не самым грандиозным сооружением Акрополя. Это можно видеть на макете Пергама, установленного  рядом с входными воротами в Акрополь.

30. Макет Акрополя

На макете Акрополя из берлинского музея «Пергамон» видно, что внутренняя крепостная стена не могла защищать амфитеатр, храм Диониса и Пергамский алтарь Она защищала только самую возвышенную часть холма, с дворцами царей, храмами Афины и Трояна Подземная лестница возле храмового комплекса Афины позволяла войти в город со стороны театра.

С этого места хорошо видна внутренняя крепостная стена и  надстроенные на ней подземелья храмового комплекса Трояна. Мы направились к арочному входу, рассчитывая, пройдя подземельем, выйти на площадку перед храмом Трояна.

30.1. Вид на крепостную стену и подземные помещения комплекса Трояна.

Подошли поближе и увидели, что первая, хорошо сохранившаяся арка подземелья закрыта решёткой

      30.2. Арка подземелья с решёткой   

Пошли по деревянному тротуару дальше, и подошли к свободному входу в подземелье

          30.3.  У входа в подземелье храма Трояна 

Со смотровой площадки у входа в подземелье открывается прекрасный вид на лежащий у подножья холма город.

30.4. Вид на Бандерму от входа в подземелье

Налюбовавшись на красивую картину, вошли под арку в подземелье и    оказались в галерее с каменными сводами.
 
   
           30.5. Галерея с арочными сводами

 Неожиданно для меня галерея оказалась светлой. Солнечные лучи

30.6. Окна галереи под храмом Трояна

Из галереи, по всей её длине, открывались арочные проходы, ведущие в комнаты без окон, видимо служившие хранилищами запасов продовольствия.
30.7. Арка в подземное хранилище

Галерея под храмом Трояна привела нас к открытой площадке с каменной лестницей, ведущей наверх к храму Трояна.

30.8. Лестница к храму Трояна

Чувствуя приближающиеся острые  приступы  духовности, заметил Лиде, что в святилище надлежит входить в глубоком поклоне. Лиде не надо было долго объяснять, и она приняла, соответствующую моменту, позу.

30.9 Лида приготовилась приобщиться к святыне.

Масштабы святилища, возведенного между 117 и 118 годами нашей эры,  поражают. Размеры одного только храма Трояна 20 на 27 метров. Длинные стороны храма имели 10 колонн коринфского ордера, а короткая сторона – 6 колонн.В нем были найдены скульптура императора Траяна и статуя его преемника Адриана, при котором и было закончено строительство храма.

31. Руины храма Трояна

 В комплекс храма включена еще  крытая галерея вокруг храма, располагающаяся на площадке 60 на 70 метров. Длинная сторона галереи состояла из 20 колонн, из которых целиком сохранились лишь восемь.

32. Фото на фоне длинной стороны галереи

На короткой стороне, обращенной к храму Афины, из, изначально,      12-ти колонн сохранилось лишь семь.

33. Фото на фоне короткой стороны галереи Трояна

Мы с Лидой отдыхали, сидя на камнях галереи, а Анечку донимали телефонные разговоры со службы.

34. Аня под старой чинарой у храма Трояна

Отдохнув, вышли на площадку перед храмом, частично сохранившей своё изначальное покрытие, которое топтали бесчисленные поколения людей последних четырех тысячелетий.

35. Площадка перед храмом Трояна

 С этой площадки открывается чудесный вид на окраину современного города и на  древний Асклепион, куда из акрополя вела мощеная камнем дорога длиной в один километр

36.Фото у смотровой площадки перед храмом Трояна

От смотровой площадки перед храмом Трояна пошли по деревянному тротуару вокруг Акрополя. Следующим объектом для фотографирования стала единственная сохранившаяся в Пергаме скульптура – мраморная безголовая фигура, которую в путеводителе однозначно называют статуей императора Трояна.

37. Статуя императора Трояна

Деревянный тротуар с новеньким ограждением, то, опускаясь на несколько ступенек, то, поднимаясь некрутой лестницей, позволяет наблюдать меняющиеся  пейзажи.
Сфотографировал фрагмент стены, которая кажется совершенно неприступной.

37.1. Фрагмент стены Акрополя
 
Город закончился, теперь внизу под нами расстилаются убранные поля зерновых, зеленеют оливковые рощи, ровные ряды цитрусовых. Блестит, извиваясь вокруг холма, река Бергамачай, которую было не видно при городских пейзажах.

38. Вид на долину

По ходу движения сфотографировал мощную башню крепостной стены.  Похоже, что это первая стена. Акрополь в этом направлении не расширялся.

39. Мощная башня крепостной стены

В этом районе стена сильно повреждена, нередко, случавшимися за последние тысячелетия землетрясениями

39.1. Руины стены

В дальней точке маршрута сели отдохнуть близ руин расположенного в этой части Акрополя арсенала.

39.2. Отдыхаем  и любуемся

И любуемся расстилающейся у подножья холма картиной слияния двух рек Бергамачай и Бакырчай. Отдохнув, пошли дальше.

40. Слияние рек у подножья Акрополя

Деревянный тротуар идет вверх  и, пройдя сто метров, мы опять уселись, разглядывая руины пяти зданий, в которых размещался арсенал Акрополя. Это самый дальний археологический объект Пергама.

41. Разглядываем руины арсенала.

Хотя разглядывать здесь особо нечего, от арсенала остались только фундаменты. Куда интереснее открывается вид со смотровой площадки возле арсенала

42. Вид на реку и водохранилище от арсенала

Водохранилище построено сравнительно недавно. Но во времена строительства   Акрополя реки Селинос и Кутейнос у подножья холма были достаточно полноводны. А если учесть что с этой стороны Акрополя стоят такие мощные крепостные  стены, то ясно, что Акрополь Пергама был неприступной крепостью

43. Фрагмент стены Акрополя в районе водохранилища.

С этого места удобно фотографировать плотину, с помощью которой регулируют водосброс Бергамачая и Бакырчая.

44. Вид на плотину на реке Бергамачай.

Последняя фотография в Акрополе, сделанная мной,  фотография колодца, в котором жители хранили запас воды на случай, если противник разрушит акведук и прекратится подача воды из источников горы Мадры, в 45-ти километрах  от города.

45. Водяной колодец в Пергаме

Водопровод в Пергаме, построенный примерно во 2 веке до н.э., состоял из 240 тысяч глиняных труб длиною от50 до 57 сантиметров. Раздача воды между городскими потребителями осуществлялась по бронзовым трубам. Вода шла самотёком, так как источник водоснабжения находился на  высоте свыше километра.

Осмотрев Акрополь, на фуникулёре спустились к машине и единогласно решили, что ни археологический музей, ни, тем более, Асклепион нам будет не под силу.    Впечатлений и так было сверх головы, а ноги и спины просили пощады.

Через пару минут мы уже ехали знакомым маршрутом в сторону Дикили, рассчитывая, не заходя в гостиницу, заехать на городской пляж Дикили и выкупаться, благо купальники и плавки у нас собой были.

Когда добрались до пляжа, который оказался вполне цивилизованным: оборудованным не только раздевалками, но и душем, было около пяти часов. Но солнце ещё светило во всё небо, температура воздуха  27 градусов и прозрачная, как слеза младенца, вода Эгейского моря  была немногим прохладнее.

С удовольствием выкупались, и с чувством исполненного долга, поехали в гостиницу. Сожалея после купания только о том, что не пошли смотреть Асклепион.

Заехав в гостиницу за ребятами, отправились в соседнее кафе и там отдали должное турецкой кухне.  Что это было обед или ужин, разбираться не стали. На этом, деятельная часть четвертого дня путешествия закончилась.

Примечание:Нумерацией обозначено название фотографий, которые в текст Прозы не удаётся поместить.На заставке фотография № 31 Руины храма Трояна

Продолжение:   http://www.proza.ru/2015/11/14/1380         


Рецензии
Очччень интересно!!! А как посмотреть фото? Где ты их разместишь? Еще раз поздравляю с днем рождения! Надеюсь это было твое не последнее путешествие. А в Индию тебя не тянет? Я всю жизнь об этом мечтала. Мой Костя был там в командировке, ему не понравилось. Грязь, попрошайки и ужасающая бедность. Исторические памятники его не заинтересовали, да и времени посетить их у него не было. Короче, проза жизни.

Людмила Москвич   31.10.2015 01:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.