Что день грядущий мне готовит?

           
                 
1 октября 2015 года.  “Давно-прошедшее прошлое”.

С таким понятием ”прошлое- прошедшее время” с приставкой PLUS (очевидно это значит “давно”) встречался при изучении немецкого языка.  В нашей, русской грамматике, да и в эстонской, с этим не встречался. Хотя, изучая историю, употребляем аналогичные понятия - “древние времена, прошедший  этап, современность и будущность. В эстонском языке  при наименовании поколений используется термин  - vana, как при названии родителей -ванемад- старшие, так и при наименовании дедов и прадедов - вана-иса (“старший или старый - отец”) или вана-вана-иса ( старший-старший или старый-старый  отец). В жизни мы всегда используем термины: среднее поколение (фактически родители), младшее и старшее (термин старший и старый имеют один корень). Или говорим, что исследуем  молодежь, среднее поколение и старшее. А как в жизни человечества?
А в описании жизни человечества два подхода.  Общая история человечества - древние века, первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм.  Если иметь ввиду, что развитие предполагает  становление нового, его расцвет и увядание, старение, то фактически возникновению нового предшествует не расцвет, а старение. НОВОЕ возникает из СТАРОГО, даже в самом СТАРОМ. Развитие человечества, его история не шла просто от нового к новому или от расцвета к расцвету. Это было бы просто невозможно. Новое- это еще не развитое, это еще”дикое”, иллюзорное. Идти от “дикости” к “дикости”, так же как от “расцвета “ к “расцвету” -абсурдно или бессмысленно. Прямая связь между “старым” и “молодым”, нарождающимся. А как в “писаной” истории, фактически в исторической науке? Пишут её люди определенного общества, определенного этапа его развития. На основании чего? Данных об обществе на это время! На основе понимания общественных процессов на данном этапе развития, на основе накопленного опыта, знаний о прошлом, на основе сохранившихся на данный этап археологических ценностей, известных данным историкам.  Хочешь-не хочешь, но из современности не выберешься. Ученые формируют предположения, теории, совершают открытия, но на базе современных достижений науки и техники. ”История прошлого” всегда отражает современность составителя этой истории. Люди и их способности, уровень понимания действительности различен. Поэтому и “прошлое” - историю можно понимать и описывать различно.  Вывод- и для ИСТОРИКОВ важно глубокое понимание происходящего, действительности, “настоящего”. Историческая наука как бы идет от настоящего к прошлому. А жизнь от прошлого к настоящему. Причем оказывается, что очень важным моментом является как свяжется старое “прошлое” с молодым “настоящим. “  Очернение, искажение или просто непонимание прошлого сегодняшним младшим поколением, наиболее деятельной, создающей  частью любого общества, будет замедлять процесс общественного развития. И наоборот, изучение и использование опыта( и знаний) старшего поколения - необходимое условие общественного прогресса. Причем любого опыта, практики. В жизни здесь кроется возможность ошибиться в субъективной оценке цели, соответствующего действия, опыта. Когда-то данное действие, практика дали положительные, ожидаемые результаты. Во-первых - когда, а во вторых какие цели преследовались.  Другими словами -на что надеялись? Вот сегодня мировая политическая общественность очевидно начинает все больше понимать, что голой силой военного или экономического воздействия желаемых результатов не добиться. Отсюда две проблемы - что же использовать и в каких целях. От целей отказаться трудно, подчас невозможно, отсюда - какими методами пользоваться? Для достижения прежних целей используется информационная война и продолжение попыток организовать “цветные революции” и  “майданы”. Отказаться от “глобальных” целей нельзя, а от местных -частных - вполне возможно. Вокруг этого и идут политические, дипломатические сражения.  

  2. октября 2015 года Таллинн В. Архангельский


Рецензии