Основа исторического развития

   Однажды я прослушал интересную лекцию по новейшей истории академика Пивоварова. (https://www.youtube.com/watch?v=4CIonGaKgb0)  Хорошая лекция, однако после неё у меня осталось некоторая неудовлетворённость. Дело в том, что  Пивоваров в своей лекции не упомянул о значении духовных законов в историческом процессе. Хотя косвенно он подошёл к этой теме, но не сформулировал. Подход Пивоварова характерен для современных историков. Они уже не говорят, как прежде об исторических законах и экономических предпосылках исторического развития. Даже и о развитии сейчас не говорят, потому что считают его относительным. Для современного подхода характерно представление об истории, как равнодействующей линии всех человеческих устремлений и действий. Это называется «антропный подход».

   Конечно, антропный подход к истории совершенно оправдан, но надо учитывать, что в основе человеческих судеб лежит духовная жизнь. Обобщённо говоря, человек – это то, во что он верит. А все конкретные события его жизни – это воплощение духовного выбора человека (ну и конечно окружающих его людей и общества, в целом). Существуют архетипы восприятия и развития психики, общие для всех людей. Реализация некоторых из них способствует продуктивному развитию, самовыражению и, в конечном итоге, духовной реализации, которая является счастьем в масштабе всей жизни, другие архетипы – препятствуют развитию личности. И есть свободный выбор человеком архетипов своего существования. Это и есть закон духовной жизни, воплощающийся в истории. Каким образом он воплощается?

   Допустим, имеется некий миф, который большинство людей отвергает. Но последователи этого мифа верят в его истинность и, руководствуясь этим, совершают свои поступки, однородные по смыслу. Тем самым они практически реализуют свою, альтернативную нить истории в жизни человечества. Продолжая это сравнение, общечеловеческую историю можно сравнить с толстым канатом, в котором переплетены все существующие линии, обусловленные различными мировосприятиями и духовными устремлении. Частные линии истории относительно самостоятельны, и в то же время, они взаимозависимы, как это видно на предложенной модели. Об общей истории человечества можно говорить лишь условно, принимая за неё осевую линию толстого переплетённого пучка частных вариаций.

Октябрь 2015.


Рецензии
Вы не сказали, что такое РАЗВИТИЕ?!...
Развитие кого?..., чего?...

Геннадий Загрунный   18.05.2022 02:03     Заявить о нарушении
Поскольку, я вижу в жизни иерархию Сознания и Разума, то делаю вывод, что это результат эволюции, т.е. развития.

Аркадий Костерин   18.06.2022 11:55   Заявить о нарушении
"Поскольку, я вижу в жизни иерархию Сознания и Разума, то делаю вывод, что это результат эволюции, т.е. развития."

Развитие человека, это повышение(понижение) его(человека) качества жизни!...
Повышение качества жизни обеспечивает рост средней продолжительности жизни человека.
Но в жизни человека бывает и понижение качества его жизни, а снижение качества жизни ведёт и к снижению средней продолжительности жизни человека.

Геннадий Загрунный   18.06.2022 18:01   Заявить о нарушении
...."это результат эволюции, т.е. развития."....
Эволюция, это не развитие!... Эволюция, это - превращение обезьяны в человека, это переход обезьян от кочевого образа жизни к полукочевому, а затем и к оседлому!

Геннадий Загрунный   19.06.2022 13:50   Заявить о нарушении