Улица, которой больше нет...

      Вы когда-нибудь задумывались над тем, как и почему исчезают деревни и села нашей страны, первоначально, исчезнув из нашей жизни?
В сороковые-пятидесятые годы, одни села исчезали со смертью мужчин, не вернувшихся с войны, другие наоборот, начинали свою жизнь с нуля, заново. Создавались хозяйства, строились дома, разводили скот, рожали детей, выращивали хлеб. Так было всегда, только сейчас всё перевернулось.
     Я хочу рассказать об одном переулочке, который с годами был присоединен к улице, но, однако, и в составе улицы, он долго не просуществовал. Нет того переулка,  как и нет последних домов той улицы. Но обо всём по порядку.
     Поселок Весенний – моё любимое место России. Когда-то большой и процветающий поселок сулил хорошие перспективы молодым специалистам, не ожидая для себя сегодняшний судьбы. Жители поселка – трудолюбивый народ: сами строили первые дома, налаживали функционирование небольшого кирпичного заводика,  разводили  крупнорогатый скот на ферме,  выращивали овощи на огромном совхозном огороде. Специалисты с радостью ехали в такой  процветающий краешек земли: учителя, ветеринары, механизаторы, агрономы, доярки, специалисты учета – всех хватало на селе, каждый был занят любимым делом.
     В обед спешили все за горячим свежим хлебом в местную пекарню, перед посевной кампанией активно работали труженики МТМ и кузнецы. Грохот, стук, рев тракторов, запах горячего мякиша, шум работающих сушилок на зерноскладе  – всё было целостно-единым в моём Весеннем 20 лет назад.
     Я всегда завидовала тем детям, которые жили ближе меня к нашей школе. Когда шли затяжные осенние дожди, и дороги размывало до неузнаваемости, спасали только резиновые сапоги до колен. Утром шли по лужам, а вечером мыли сапоги в тазу, сидя на крыльце у дома. Это потом, став невестами, мы даже в дождь, на танцы будем стараться, пробежать в туфельках! Смешные!
    Возле школы я помню, была улочка, правильнее сказать переулочек в 4 дома. Я смотрела на этот переулок и думала: им только дорогу перейти ив  школе, вот, счастливые! Переулок назывался Советским. Почему такое название? Почему вообще переулок? С одной стороны этого переулка был забор школьной ограды, а с другой стороны стояли эти четыре дома. Кто их там построил? На болоте, почти в лесу, в комарье, и так далеко от центра нашего поселка – дома стояли одиночно и обособленно.
    В крайнем доме к лесу жила бабушка, дети которой выросли и упорхнули из родного гнезда. Деревянные высокие ворота  елового цвета,  покосившиеся от времени, были надежным тылом двухкомнатной деревянной избе с полатями у печи. Бабушка долго жила одна, редкие встречи с родными,  большой огород забрали её здоровье; она не болела даже, тихо умерла. Потом в её избе жили другие семьи, но так никто и не прижился. Этот дом был разобран по бревнышкам  сельчанами первым.
    Самым маленьким и покосившимся домиком был дом приезжей учительницы, которая вышла замуж за бравого комбайнера, любившего попеть песни в местном Доме культуры. Домик был настолько крошечным, что с улицы казался даже игрушечным. Я была в гостях у той учительницы, спокойная она была и приветливая женщина. Не кричала, не спешила никогда, бережливо относилась к приданному, в виде деревенского жилья, подаренному родственниками мужа. Наверное, именно поэтому, этот домик до сих пор стоит. Стоит уже совсем упавший на землю, стал ещё ниже и крошечнее. Там уже лет 15 никто не живет. А он стоит, единственным напоминанием существования улочки.
    Жили в среднем доме ворчливый старик с дочкой. Побаивались их в Весеннем, не связывались с ними ни в споре, ни в разговоре. Дед прихрамывал на одну ногу, был глуховат, громко разговаривал. Дочка напротив, была запуганной и скромной. Лишь иногда улыбнется, когда с ней поздороваешься. Работала она на зерноскладе, сильно уставала. Со временем они купили домик на другом краю поселка, переехали со всеми своими курами и утками. Их избушка упала сразу, как они уехали. Поговаривали, что дед даже доски на стенах подпилил, чтобы никто не смог жить после них там. На новом месте дед сидел целыми днями на лавке за оградой. Его дочь умерла первой.  Спустя пять лет и его похоронили.
    Самым красивым был дом молодой семьи бухгалтерши колхоза и прораба поселка Весенний. Молодые специалисты сами его строили, помогали все сельчане, огромный возвели дом, большую баню срубили, в огороде у молодой хозяйки всегда всё росло. Скоро у них детки народились, семья росла, быт налаживался. Пять лет назад они переехали в областной центр, и дом свой с собой забрали. Дети  поступили учиться в институт, родителям не стало работы на селе. Город с радостью принял наших тружеником, всем нашлась новая работа. И всё началось заново: дом перевезли, огород разработали, баня, гараж, сад. Хорошо молодым – сил на всё хватило!
    Вот так и не стало последнего дома в том переулке. Дома-хозяина улицы, так как с него начиналась эта дорога на болотистой земле. На его месте осталаськуча от погреба с наваленными досками, до сих пор стоит, не просела.
Вот и всё. Кто умер, кто уехал, кто переехал  -  у всех причины там не жить нашлись, а между тем, исчез переулок. Обидно так, горько. Улицы поселка стали редкими и заброшенными. Детишек меньше с каждым годом. Молодежь на село не возвращается. А зачем? Завод давным-давно закрылся, даже следа от него теперь нет, травой всё поросло. Комбайны давно заржавели за ненадобностью, поля обрабатывают соседние районные хозяйства, животных закололи и сдали на мясо.  Пекарню ещё при моей школьной жизни там закрыли – так и не пойму почему. Осталась школа, детский сад и небольшая пилорама на 8 рабочих.  Тускло всё и очень грустно, но жизнь каждому преподнесла свой урок. Молодцы и те, кто смог уехать и снова начать жизнь на новом месте. Молодцы и те, кто смог остаться и поддерживает жизнь нашего поселка Весенний. Они уже меньше держат хозяйство, меньше сажают  картофель, но всем всего хватает.
    Хорошо там весной, березки набирают зелень и поят местных жителей березовым соком. Летом лес щедро манит и угощает  ягодами  и  грибами. Осенью всё в Левитановских красках, так спокойно и смиренно. А сугробы зимой в человеческий рост, эта такая красота, что не хочется, чтобы они сходили весной.
   Вот такая моя родина, которая тянет меня и манит. Пусть улочки теряют своих жильцов и свои названия; пусть в школе уже учатся не 120, а 59 учеников; пусть хлеб привозят три раза в неделю из районного центра, но это не изменит моего отношения и не поколеблет моих чувств к родному уголку. Здесь прошло моё детство, здесь была моя первая любовь, здесь я окончила 11 классов, сюда на каникулы я приезжала студенткой института и именно отсюда дорогие воспоминания о людях, которых уже давно нет.
    Пусть  покосятся дома, пусть исчезнут улицы и переедут люди, главное, чтобы память в сердце и душе была жива. Ведь именно она уже нас не предаст и никуда не уйдёт. Не надо стесняться того, чего не стало; важно помнить, что это было и именно поэтому я сейчас очень счастлива!


Рецензии