ШЕФ

     Какая же жизнь, однако, интересная и полезная.  Есть люди, которые просто живут одним днём, не замечая ничего вокруг себя. Им кажется, что мира вокруг них нет, или он не интересен. Я таких людей не понимаю. Существуют люди, которые пытаются подчинить себе мир и людей всеми разрешенными и запрещенными способами. Они идут по головам, нелестно высказываются, лицемерят, пытаются всё измерить в денежном эквиваленте. Я не люблю таких людей. А живут ещё такие люди, на которых хочется равняться. И неважно для них их социальный статус, их достижения, их личный жизненный опыт. Это люди, которые олицетворяют собой справедливость и совесть нашей страны. Об одном из таких людей и будет моё повествование.
     С Шефом – начальником солидной государственной структуры я первый раз встретилась в кафе. Был обед, и каждый из нас приехал пообедать со своими коллегами. Его трудно было не заметить. Зрелый, красивый мужчина крепкого телосложения в рубашке нежно-сиреневого цвета. Я не могла не заметить такого. Всю неделю я просила своих коллег-друзей обедать именно в том месте, ведь именно там, я каждый раз видела его. Он был задумчив и всегда возвышен. Таких людей я у себя в поселковом центре ни разу не встречала ранее.
    Я второй год работала помощником главного бухгалтера на сельхозпредприятии, которое каждый год несло всё больше и больше убытки. Все старались: трактористы не спали сутками во время дождливой посевной, доярки вставали в четыре утра, спеша летом на утреннюю дойку, комбайнеры во время уборочной кампании работали без обеда, чтобы успеть до непогоды собрать урожай. Работала и бухгалтерия: списание  горюче-смазочных материалов, начисление зарплаты и премии, покупка запасных частей – все работала на прибыль, но прибыли так никто и не видел.
    В тот день надо было сдавать квартальный отчет, и меня отправили с ним в наше управление. После обеда, собрав всю документацию и  вызвав служебную машину, и поехала к начальству. Я всегда ходила туда с неподдельной гордостью и честно отстаивала репутацию своего убыточного предприятия. Я любила труд сельского работника, я уважала хлеб, который выращивали наши мужики, я покупала молоко, которое производила наша организация. Я старалась, как могла, но одних моих стараний и усилий было недостаточно.
    Почему-то всегда сельское хозяйство и те, кто в нём работает, сразу ассоциируются с грубым голосом, резиновыми сапогами и немытыми руками. Смешно! Сейчас далеко уже всё не так. Сейчас все и доярки, и трактористы, и бухгалтера  могут позволить, пусть даже порою в кредит, купить иномарку,  любят колбасные деликатесы и  летом стараются побывать на соленом озере в соседнем районе. Жизнь меняется, что-то к лучшему, а что-то и нет. Но перемены неизбежны.
   Я приехала в управление рано, там с обеда никто ещё не пришел. Сидела в коридоре, изучая свеженький отчет. На лестнице послышался уверенный мужской шаг. Я подняла глаза и вот  передо мной он, мужчина из кафе. Его задумчивые глаза уловили моё смущение и неожиданность.
- Вы ко мне?
- Да, я с отчетом. Здравствуйте.
- Пройдёмте в кабинет.
   Я шла за ним, а сама ловила себя на мысли, что именно сегодня я не была в том кафе, готовясь к сдаче отчета. Мне было интересно, помнит ли он меня, и вообще замечал ли он меня ранее.
   Он был назначен на должность недавно, но уже  было заметно, что  порядки в большом районном управлении успел навести.  В кабинете я села напротив его, протянув папку с Отчетом. Минут десять он внимательно вглядывался в цифры, а я изучала его бледно-голубую рубашку, его дорогие часы на сильной руке, его аккуратную стрижку. 
- А почему два ваших  зерноуборочных комбайна вышли на неделю позже на уборку? – вопрос был, прямо сказать, на засыпку и ко мне не имел никакого отношения.
- Стояли на ремонте, - уверенно отчеканила я.
- А что за восемь месяцев вы не могли их отремонтировать, чтобы к уборке они были на ходу? – продолжал спрашивать меня Шеф.
- Они на гарантии, продавец осуществлял ремонт тогда, когда нашел время и финансы, - продолжала я диалог. В какую-то секунду я поняла, что на этом допрос не окончен.
- За какой месяц выдали зарплату? – не унимался начальник.
- За июль, - промямлила я.
- А отчитываетесь, что за август уже выдана.  Почему в июле на кукурузе не везде сделали химическую прополку? Почему боронование не начинаете? Сколько гектар планируете  под зябь?
    Я смотрела, как его глаза превращались из  задумчивых в недовольные и суровые. Голос его давил на моё сознание, я не могла сказать ни слова. Моя молодая уверенность вышла перед ним, я сидела и готова была провалиться на первый этаж с этого четвертого этажа. Пусть лучше будет больно от падения, чем не иметь возможности ответить на его вопросы. Я не хотела показаться некомпетентной и предлагала  свои варианты на все его вопросы.
    Шеф взглянул на меня с ироничным прищуром, я замерла. Какой же он настоящий! Какой же он умный, внимательный и как ни странно, даже сейчас, в гневе, красивый. Мои щеки пылали, как не пылают весенние палы на заросших сухостоем полях. Хотелось встать и уйти. Хотелось видеть его только в том кафе, когда он задумчив и не так строг.
- Я принимаю ваш отчет, но жду вашего главного бухгалтера с подробным докладом, завтра.
- Вы понимаете, что наше предприятие старается изо всех сил, каждый старается на общее дело. И если когда-то происходят неполадки или недоделки, то это форс-мажор, который руководство пытается устранить.
    Шеф улыбался, но улыбка была не от радости, а скорее от безысходности. Он сам понимал, что не я выгоняю технику в поле, что не я выдаю распоряжение о выдаче зарплаты, что не я сокращаю поголовье скота. Я уверенна:  он знал, что если бы всё это зависело от меня, то всё было бы идеально и безупречно. Я болела за сельскохозяйственный труд, я понимала все его особенности.
    Я выдохнула, шеф посмотрел на часы, минутная пауза дала мне новую энергию. Хотелось что-то спросить у этого грамотного и честного человека, хотелось, но в горле пересохло. Только зрение не покидало меня. Я молчала, ничего не слыша и не понимая.
    Потом будут ещё и отчеты и документы на подпись, и Шеф всегда будет безупречно строг и аргументирован. Я буду слышать, как про него станут говорить в районе, как о заботливом и нескупом хозяине, который уважает работягу. Я и потом буду встречаться с ним на родных улочках, каждый раз всматриваясь в его задумчивые глаза. Давно мы его ждали, долго он к нам ехал.
   Сельское хозяйство страны набирает обороты в личных-подсобных хозяйствах, но большие организации не успевают подстраиваться под перемены экономики и погоды. Удорожание электроэнергии, топлива, нехватка квалифицированных кадров – вот они пробелы в общей прибыли. Грамотный руководитель должен не просто ругать за ошибки, он должен вовремя подсказать и помочь, чтобы избежать отрицательной динамики.
   Раньше в колхозах жили проще, каждый домой успевал унести и на государство заработать. Сейчас, всё поменялось. Поменялось всё, но только Шеф у нас не поменялся. Я уже пять лет как ушла из сельского хозяйства, но всё равно не могу не думать про него. Не думать, когда еду по трассе и вижу, как комбайны из-под снега убирают пшеницу, не могу не думать, когда кукуруза вырастает за жаркое лето только на 20 сантиметров от земли. При встрече,  хороший приятель по первому месту работу, бригадир полеводческой бригады делится своими мыслями о будущей урожайности, и я с восторгом  вступаю в диалог.
   Радует одно, я знаю, что Шеф не даст умереть хозяйствам  нашего райцентра, не даст разворовать последнее, не продаст за копейки продукцию, которую вырастили его земляки. Он – настоящий, он – сильный, с ним не пропадём. И будет у нас молоко, и будет хлеб, а значит,  и будет работа на селе.
   Сейчас, когда я его вижу, я несмело  улыбаюсь и замечаю, что он нисколько не изменился. Всё также энергичен, уверен и задумчив. А как ещё может выглядеть человек, который большее время в сутках проводит либо на самом поле, либо с мыслями о поле?!


Рецензии