Пещерная русалка губит рудознатцев

ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ



                ПЕЩЕРНАЯ РУСАЛКА

 Случилось это в пятьдесят девятом году. Мы проходили по Енисею караваном из восемнадцати судов. Пароход наш «Иосиф Сталин» тянул восемнадцать барж, груженных всем необходимым для северных заполярных поселков. Мы везли мебель, продукты, мясо и сало соленое в бочках, и в ящиках масло, а также разную одежду. Отдельно шла баржа со спиртом и вином. Спирт везли питьевой в трехлитровых банках, и американский спирт, расфасованный в бутылках по литру. А также портвейны абаканского винного завода из вишен, слив и яблок в бочках и бутылках. Отдельно плыла баржа, груженая минусинскими арбузами, дынями и помидорами, вмещающая пятьсот тонн овощей. За ней еще тянули баржу с углем и соляркой. Да, и еще мы вели баржу, нагруженную книгами и учебными пособиями для заполярных школ.
     Когда мы приблизились  к устью Подкаменной Тунгуски, впадающей в Енисей, случилось непредвиденное происшествие.
Вдруг матросы услышали страшный крик откуда-то с берега.  Кричал сильным голосом большой и высокий  человек в оборванной одежде с волосами, отросшими до плеч. Он крутил над головой спальный мешок, размахивая им в воздухе, и громко звал на помощь. Но берега Енисея очень далеки друг от друга. Этому человеку повезло, что ветер дул в сторону каравана, и только поэтому мы услышали его далекий  голос. Капитан направил на него бинокль и рассмотрел, что у него в руках спальный мешок и подумал, что действительно этот человек, возможно, отставший от своей партии и нужно оказать ему помощь. Он скомандовал спустить лодку на воду. Но, подумав минуту, решил послать еще и вторую шлюпку для безопасности, мало ли что.
Главный пароход «Иосиф Сталин» бросил якорь, чтобы подождать возвращения шлюпок.  Шкипер следил в подзорную трубу за происходящим на берегу. Он видел, как матросы сняли со скалы несчастного человека и под руки подвели к шлюпке. Шкипер закричал; «  Смотрите, смотрите, у него от ботинок только верха, все порвано в лапшу". От подметок беглеца на речной гальке берега оставались кровавые пятна израненных ступней ног.
      Шлюпки вернулись на корабль и парня подняли на палубу. Сначала он ничего не мог рассказывать. А распластавшись на палубе вдруг неожиданно уснул. Шкипер велел отнести его в санитарную каюту и дать ему выспаться. Рассказывать беглец  начал только чрез сутки.
       Незнакомец работал в горной разведочной партии, посланной Новосибирским управлением. Их всех было шесть человек. Они должны были разведать россыпи самородных алмазов по берегу Подкаменной Тунгуски, а также месторождение медных колчеданов по притокам этой дикой таежной реки.
Задание они выполнили и груженые образцами возвращались обратно. Тяжелые заплечные мешки были набиты образцами руд, а также самородными цветными алмазами, найденными на отмелях и прибрежных гальках Подкаменной Тунгуски. Парень доставал из карманов своих одежд – из гимнастерки, телогрейки и брюк горсти цветных алмазов.  Разные прекрасные камни запросто лежали на нашем служебном столике. Начиная свой страшный рассказ, парень боялся, что мы ему не поверим, так как сумку с документами он потерял в пути.
Случилось с нами непредвиденное. За нами должен был придти катер, но катер не пришел. А мы устроились ночевать на диком берегу. Мы развели костер и все шестеро друзей грелись у яркого огонька. Под вечер в котелке уже булькала уха, все было хорошо и ничто не предвещало беды. Мы решили ждать здесь прихода катера до утра. В наползающих плотных сумерках дождь моросил все сильнее, огонь в костре шипел и трещал и мы подкидывали в него сухие хвойные ветки. За разговорами мы не заметили времени.
       Вдруг в полночь к нашему огню из мрака подошла стройная девушка в меховой эвенкийской куртке, украшенной хвостами горностаев и такой же меховой юбке. Лицо ее было по северному прекрасно, с продолговатыми черными глазами. А смолисто черные волосы небыли заплетены в обычную длинную косу, а были просто перевиты шелковыми блестящими шнурами. Такие шнуры продавали на севере еще до наших смутных времен китайские купцы.
Девушка обратилась ко мне, как к старшему среди нас, на хорошем русском языке.     Что вы сидите, парни под дождем, когда есть пещера здесь рядом, у меня там есть укрытие, идите за мной…
Мы согласились, так как захотели рассмотреть незнакомую пещеру, и нам совсем не хотелось мокнуть всю ночь под дождем. Забрав с собой спальные мешки и припрятав тяжелые тюки с самоцветами  в кустах, все мы отправились вслед за таинственной девушкой.
      Пещера действительно чернела неподалеку. Так скоро мы оказались в просторном каменном зале, который сужался в мрачной глубине. Костер мы разводить не стали, а улеглись, устроившись не далеко от входа, каждый в своем спальном мешке.
Девушка приглашала нас пройти вглубь грота, но мы посчитали ни к чему ходить ночью вглубь незнакомой пещеры. Достаточно того, что в каменном зале было сухо и тепло. Девушка пожелала нам доброго сна и отправилась дальше, как она сказала, в свое подземное жилище.
Среди ночи я проснулся оттого, что на меня кто-то смотрел. В сумраке пещеры я увидел казавшиеся огромными светящиеся глаза и невольно вскрикнул. На мой крик ответил мелодичный голос таинственной девушки, начавшийся эвенкийским приветствием.
- Хой, не бойтесь, я приглашаю вас в свой подземный дом, там намного лучше и красивее. Там есть светящиеся камни, ведь вы же так любите камни.
Самый молодой из нашей ватаги парень, еще не служивший, согласился пойти с ней. Мы вслушивались в тишину пещеры, но странным образом слышали только одинокие удаляющиеся шаги нашего парня, и совсем не слышали девичьих шагов.
       Вдруг неожиданно шаги смолкли, и тогда наш старший начальник забеспокоился и решил пойти за ними следом. Прошло полчаса, как он ушел, но к ужасу нашему никто не возвращался. Я уже стал засыпать, когда снова увидел светящиеся в полумраке глаза. Я зажег свой карманный фонарь и увидел стоящую рядом девушку. Ее лицо сияло радостью.
-А где ребята? –спросил я, - и почему ты пришла одна?
• Ребята сейчас спят, - сказала она опять таким мелодичным красивым голосом.
• А я пещерная русалка и не могу спать по ночам.
Вдруг тут я вспомнил и сказал друзьям, что мы ведь даже имени у нее не спросили.
  В ответ снова прозвучал красивый девичий голос.
• Я называюсь пещерной русалкой.
Самый старый рабочий тут не выдержал, встал и начал бранить девушку, мол, ты нам сказки не рассказывай, отвечай, где наши парни?
И предложил он пойти втроем за ней. Старик растолкал спящих в мешках друзей, зажег факелы и пошел с ними следом за девушкой. А мне велел время от времени кричать свое имя, чтобы они слышали голос, где я нахожусь. Чтобы они могли выйти на мой голос, если погаснут их факелы. Друзья ушли.
  Я остался один, да и не заметил, как уснул. Сказалась усталость дневного перехода.  Проснулся я на рассвете, и, испугавшись, что не выполнил просьбу старшего, закричал истошно свое имя. Но на мой крик из мрачной глубины проклятой пещеры появилась лишь одна та зловещая девушка. В ее правой руке еще тлел знакомый факел нашего старшего товарища. Она приближалась ко мне, а красные глаза ее горели. В ужасе с большим трудом я выскочил из спального мешка, прижал его к себе и помчался к выходу из пещеры. Но меня словно бросало на ожившие каменные стены. Да так, что одежда моя вся разорвалась. Я в ужасе, как зверь, отталкивался от надвигавшихся стен, и снова бежал в сузившийся проход,  к выходу. На это ушли все мои последние силы, и я почти обезумел от страха остаться в зловещей пещере.
       Опомнился я, только ступив на гальку у самой реки. Короче, ни наших мешков, ни вчерашнего костровища
 я тоже не нашел. Не вышли ко мне ни начальник, ни парни. Голова моя сильно болела, хотелось спать и лежать. Я потерял счет дням и страшно боялся возвратиться к смертельной пещере.
Выслушав его, наш мудрый капитан грустно сказал; « За эти твои цветные алмазы нас всех посадят и пересажают, сбрось их в Енисей».
Он заставил парня бросить алмазы в Енисей. Полными горстями полетели сверкающие цветные камушки в холодные темные воды реки.
Старый капитан после этого сказал; « Я слышал, что в местных пещерах есть озера самородной ртути и если она их завела туда, то они погибли, только вдохнув пары –испарения ядовитого озера. А ты парень спасся бегством. Но это сейчас все недоказуемо. И тебе вряд ли поверят.
  Так мы доставили  несчастного парня в Дудинку и там и высадили.  Жуткая история.
Слушая этот рассказ, вспомнил я, как мне в Минусинске говорили про одного молодого непоседу. Оставил он городскую жизнь, полюбил одиночество и природу да отправился на свой страх и риск путешествовать по бескрайней тайге. Много видел он прекрасных мест и диких зверей, наскальных древних рисунков –писаниц. Но больше всего запомнилась мне из его памяти странная встреча с таинственной девушкой.
Однажды вышел наш смелый минусинец на берег чистого горного озера среди леса. Захотелось ему черпнуть там прозрачной воды и утолить жажду. Наклонился он над водным зеркалом и замер.
Вдруг увидел он в воде отражение возникшей за его спиной прекрасной незнакомки. На белой лошади сидящую тунгусскую красавицу в дорогих нарядах, искусно расшитых серебром, бисером и мехами. В ушах ее виднелись длинные драгоценные серьги, на шее самоцветные ожерелья.
В восторге хотел он заговорить с ней, потому, что принял ее за дочь вождя местного племени, про которые слышал от стариков, что они скрываются еще в дикой тайге. Но в тот миг, как повернулся он к ней, девушка та исчезла, словно растворилась в воздухе.
А может и к лучшему, что сгинула она, да не пострадал минусинец от этой русалки.
Так исчезают в бескрайних просторах герои. Видят они у пещер и озер странных загадочных девушек северной внешности. Манят их за собой в невозвратную глубину и губят навеки огнеглазые прекрасные девы – пещерные русалки.


Рецензии