Бытие и полёты Петра Варкентина

   Кемеровский поэт Петр Варкентин своим сборником стихов «Заветный час» доказывает, что не только математика ум в порядок приводит, но и поэзия. Удачно расположенная последовательность стихов в сборнике даёт возможность слежения за процессом формирования поэта-гражданина из поэта-мечтателя. Я бы назвала этот сборник стихов учебником с академическим статусом - все взлёты и падения поэта предначертаны, имеют смысл и назидательную силу.
 Блеск бриллиантов не сравнится
 С сияньем Утренней звезды…
…Как лучезарно и отрадно
Блистанье этого венца.
Царствует над миром золотая осень…
  Присвоив заочно поэту статус поэта-мечтателя, я нисколько не уничижаю автора. До стиха «Сужденная встреча» поэт только набирает  высоту, увеличивая тем самым угол обозрения.
… Я ж в лугах поэзии парю…
…Красуется наша планета
В короне вечерней зари.
Великая магия света
Обряд очищенья творит.
   «Натренированное тело» позволяет удерживаться в высоте:
…Созерцая мира бесконечность,
Разумом постичь пытаюсь я
В глубине мерцающую Вечность-
Звездное дыханье Бытия.
…Я твой, Земля моя, Россия,
Твоим простором опьянён!
   Он влюбляется в свои находки, упивается созвучиями и заманивает музу:
…плетя словесные узоры…
…И в этот миг взошло Светило,
И хлынул животворной силой
На землю солнечный прибой!
   Следующие строки по заманиванию Музы, иногда покидающую автора, вызывают опасение за здоровье автора .
...На Крест! На клятвопреступленье
Готов я, только бы пришла
…Как юный Бог - певуч беспорочен.
Пронзительное счастье, ты снова даришь мне.
   По поводу «божественного», «царственного», «жрецов», «венцов» нахожу полное доказательство того, что поэт состоялся как певец пафоса. Да, это  действительно характерно для юнца:
…Чисто звучащую во тьме небосклона,
Чудную музыку слушаю я.
..я в этой трепетности синей
Жду появленья богини…
…как лучезарный Ангел божий
Ты появилась предо мной…
   Может высокопарно высказываться и этим отдаляться от читателей:
…Мы нового века предтечи
Нам творчества радость дана.
Ведь искрою Божьей отмечен
Поэт во все времена.
   Он, часто поднимаясь над суетной жизнью, обращается к эфиру-музе, которую всегда ждет и, как мальчишка, радуется встрече с ней:
…Нездешним чувством наполняя грудь.
…Текут, рождая муки вдохновенья -
Сладчайшие из всех известных мук.
…Свершилось чудо! Дух в полете
Стал независимым от плоти.
   Багаж  из рифм, ритмов, собственных найденных характеристик ему самому меняют качество. Похоже, он уже не боится, что подруга-муза от него отвернётся. Взросление и возмужание в стихе «Ноктюрн»:
Осенний день погас за гранью окон
Раскрыт рояль и зажжена свеча…
   Отстраняется:
…Мне выпал лучезарный жребий
Отречься от земной  борьбы…
   У Воспевателя природы, женщин, красоты трезвый взгляд и разум подключен. Он возмужал на земле. Он обладает уже некоей степенью внушения и судит с позиций честного судьи:
Пусть светозарно Слово это
Во всей Вселенной разлито, -
Я знаю миссию Поэта
Не сможет выполнить никто.
   Поэт понимает, наконец, что эфир эфиром, но нужно помогать жить и простым землянам на земле. То самое гражданское звучание появляется на переходе количества в значимое качество. Очень сильно с нотками борца звучит стих «Временщикам»:
Ведь для людей нет униженья больше,
Чем быть ненужным в собственной стране…
   Хотелось бы, чтобы высказывание по поводу прагматизма прозы:
                Вязнут люди в прагматизме прозы…
указывало на прагматизм прозы жизни, а не литературной прозы: А. Чехова, Н. Лескова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Гоголя и других. Думаю, что именно литературная проза более закалит поэта Петра Варкентина и выведет на  значимую высоту в творчестве.


Рецензии