Как я познакомился с гроссмейстером М. Ботвинником

Как известно, был период, когда наша страна была чемпионом мира по шахматам. Нашим гроссмейстерам не было равных в мире.

Самым первым Советским чемпионом мира был наш выдающийся гроссмейстер Михаил Ботвинник, победивший таких мировых шахматных звезд как КаПобланка, Ласкер и Алехин.

Живя на Чистых прудах в Москве я еще в детские и юношеские годы многократно посещал Московский дом Пионеров, где постоянно проводились шашечно-шахматные чемпионаты  и игры детей на одной доске с гроссмейстерами, среди которых был и Михаил Ботвинник. Имя прославленного гроссмейстера Михаила Ботвинника долгие годы знали и взрослые и дети – он был герой, слава нашей  страны.

Шли годы, шесть раз он удерживал шахматную корону, а на седьмой уступил ее нашему  Петросяну.

Постепенно Ботвинника начали забывать, и вот спустя годы, у меня в кабинете (я работал тогда в Главном Управлении Цементной промышленности Минстройдормаша) раздался звонок – «Здравствуйте Марк Наумович, это говорит Михаил Ботвинник, я хочу пригласить Вас на совещание в «Комитет по науке и технике». Конечно, я не сразу понял, кто это такой. Среди моих знакомых и людей с кем я общался фамилия Ботвинник встречалась неоднократно, тем более разговор шел о приглашении  не в шахматный клуб, а в серьезное государственное учреждение занимавшееся вопросами  развития науки в стране. 

Обычная сверхзагруженность не дала мне смекнуть, что я говорю ни с каким-то чиновником, а с великим шахматистом Ботвинником и по этому я сухо попросил его разъяснить о чем идет речь и кто он такой. И он разъяснил мне это с большой любезностью. Я тут же согласился прийти на организуемое им совещание, хотя не был шахматным фанатом, но имел огромное уважение к этому гениальному  борцу лучших умов человечества.

Хотелось узнать каких великих побед он достиг на научном поприще, став после окончания шахматной карьеры профессором, доктором технических наук ведущего в стране научного института по энергетики ВНИИЭ.

На совещании выяснилось, что он уже много лет занимается электродвигателями высокой мощности, но имеет большие трудности с внедрением своих разработок, что и заставило его обратиться в это высокое учреждение в расчете, что ему за былые шахматные заслуги окажут помощь.

Речь шла о электродвигателях мощностью 3,2 – 7,0 тысяч кВт, которые требовались для ряда мощных агрегатов техники и не выпускавшихся  нашей промышленностью, а закупавшихся  за рубежом.

Были такие потребности и в цементной промышленности для высокопроизводительных  трубных цементных мельниц помола клинкера, которые  изготавливались на машиностроительных  заводах Минстройдормаша и меня, как куратора этой техники, интересовал вопрос вынесенный на совещание Ботвинником.

В ходе обсуждения мне стало ясно, какие мытарства испытал Ботвинник на поприще науки, сколько усилий (он этим занимался пол века) пришлось потратить на преодоление реализации  своих замыслов в бюрократических коридорах.

Оказалось, что для двигателей такой высокой мощности у Минэлектотехпрома нет приборов управления, каковыми являются не сложные рубильники и т.п., и все это надо преодолеть через высшие инстанции… В дальнейшем на заводе ЛЭО «Электросила» были изготовлены кольцевые электродвигатели мощностью 6,3 тыс. кВт со статором 7 метров и  вопрос сдвинулся с мертвой точки.

Так, что присущее Михаилу Ботвиннику стремление к Победе и на научном поприще дало свои, хоть и не столь яркие, но важные плоды.


Советский  первый  мира чемпион,
Звезда на шахматной  орбите,
Шесть раз страну прославил  он,
Силен  он был в гамбите.

Мальчишкой КаПобланка победил,
С Ласкером и Алехиным сражался,
На Петросяна  не хватило сил,
И с троном шахматным  расстался.

Однако же наукою занялся,
В электротехнике немалого достиг,
За сложные  проблемы брался,
Препятствия  серьезные  постиг.

Мне доводилось с ним встречаться,
О тех проблемах говорить,
Ему пришлось с невежеством сражаться,
Хотелось мыслить  и творить!

Полвека во ВНИИЭ трудился,
Профессором и доктором наук   он стал,
Внедренья новой техники добился,
И моделировать мышленье человека стал.


Рецензии
Интересно. Замечательно, что знаменитый шахматист стал учёным, принёс много пользы для страны. Вам повезло - встретились с таким человеком. Об этом желательно бы подробнее написать, передать впечатления от встречи, особенности личности. С уважением - Фёдор.

Фёдор Киприянович Чернов   18.02.2016 16:53     Заявить о нарушении
Я рад, ФЁДОР, что Вас заинтересовал мой рассказ.
Это был действительно незаурядный человек,
который много лет нес шахматную корону мира,
прославляя нашу страну. Конечно у меня сохранились
подробности встречи и возможно я о них расскажу,
так как любителей шахмат его судьба может интересовать.
Благодарю Вас за визит и пожелания. С уважением!

Марк Горбовец   19.02.2016 22:38   Заявить о нарушении