Стр. 29 русская резьба. корнев илья

+ Рисунок Развитие композиции.

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИИ.

В геометрической резьбе это означает приемы, что применяются банально для заполнения поверхности резного изделия с этим типом резьбы. Я бы это выделил. Всегда кто то попытается попробовать соединить например  эту, то есть геометрическую резьбу с каким  то типом Объемных резьб, например с Контурной – вырезав соответственно скажем кончиком косяка птицу или рыбу или например попытается поместить в ентре фигурку какого то зверька:  медвебя или собаки, создав поделку с охотничьей тематикой! И не пытайтесь! Я не разу не встречал резьбу геометрическую в комбинации с какой либо другой резьбой, Так что не стоит по пусту тратить время, а лучше его потратить на то что бы разобраться в приемах построения рисунка, точнее все таки чертежа, так как работа ведется при помощи линейки и циркуля! И так чаще всего, по собственному вкусу в центре режется прямая или Розетка вертушка диаметром от 30 до примерно 60 мм. Потом вокруг этой Розетки можно пустить полосы из многих элементов, которые превратятся или дадут например Веревочку из двух рядов Сколышков или соответственно это будет Витейка или Змейка из треуголников. Понятно что в этом случае будут концентрические полосы расширяться, стремясь к краю доски. Впрочем, вырезав так этих полос до 5 – 10 штук можно достичь края доски, но я такую композицию никогда не встречал, хотя из музейных работ просмотрел примерно сотню поделок. Да! Резную доску трудно, а практически не возможно найти в Интернет набрав: Резная доска. Скорее всего вы найдете выставленные на продажу современные доски. Меня привлекают старые доски, а их очень трудно найти, сделав такой запрос в Яндекс. Все дело в том, что резные доски дошли до нас с датой 12 – 1ё6 век, а именно тогда и достиг кульминации этот тип резьбы, хотя с интересным рисункр\ом именно выполненым в стиле геометрической резьбы встречаются работы вплоть до примерно 1930 года. Понятно! Можно встетить резную доску скажем в музее 1910 года, что является хорошим примером этой резьбы, а после резьба редкость. А все просто! Кое где и теперь делают пряжу из шерсти для варежек бабушки на ручных прялках, которым лет несколько сот. Они в доме могут попасться на чердаке. Так вот тот образец, что я представил и является лопостью ручной прялки, то есть доска вырезана по Мотивам ручной прялки. Тип резьбы, а точнее принцип построения несколько меняется например от севера – те же всем известные Кижи и центр, где то типа Воронеж. Да на ручныз прялках пряли от Юга до Севера и с запада до Дальнего востока. По тому что везде был скот, в частности козы и овцы, а так же лен для грубой крестьянской ткани. По этому прялки хранились поколениями, по ому что бабушка, как не странно была когда то маленькой девочкой. Так что прялка в доме это Память! И по тому к прялке, а точнее к донцу и собственно к самой прялке относились, как к теперь – к картине. Вешали на стену на гвоздь. В России, да и как вовсем мире типов прялок примерно четыре – пять. А доски для стола, ну доска постоянно мокрая в порезах от ножа. Они, доски для кухни и сейчас не долго служат! По тому и не сохранились. Так от местности к местности менялся и тип пряски: корневуха или копылуха, до разборной и частично механизированной с колесом и ножным приводом. Соответственно, все прялки, кроме тех, что с ножным приводом украшались резьбой, а украшением же прялки, у которой привод был от ноги – украшением были точеные на токарном станке по дереву части.

ТИПЫ ПРЯЛОК.
1. Если интересно – имели название - копылухи, что и значит корень или то же – корневые. Они ниже и не очень подойдут высокой женщине. Как правило делались из пенька, что остается от спиленного дерева. Часть дерева, например ствол шел на постройки, но при этом оставался перек высотой до полутора метров. Да раньше пилили двух ручными пилами, что делались из хорошей стали и ими, же пилами то есть пилили дрова на зиму. Так вот понятно почему пенек получался тогда выше. На уровне колен или лежа не попилишь, так же и держа пилу над головой. Пень корчевали! Не а! Не трахторм! Какие трахтура в срендевековые века. Вот это верно! Да обкапывали дерево до корней а у сосны они идут на штык лопаты и где торорм, где ножовкой перерезали. А перек с корнями тяжел. Да и я так же думаю еце до выкопки пенек топором обрубался до доски или даже грубо до лопасть. А то сто корень у дерева идет цасто почти параллельно земле, правильно! Можно было оставить самый большой корень и срезав его на тонкую доску получить донце неразъемной прялки. Но все таки есть и второй тип прялок, что легко разбираются на лопасть и донце. И они всегда покрыты геометрической резьбой. При чем в некоторой местности резьба, уже вырезанная покрывалась слоем яркой краски, как правило – желтой красной синей ми зеленой. То есть котрастными цветами.
2. И повторю те виды композиции или рисунка на моих досках, что и на старых прялках, которым лет 400. И по моему очень хорошо смотрится и теперь.

О ТИПЕР РЕЗЬБЫ.

А точнее о двух течениях или разновидностях резьбы я расскажу позже, а пока коротко расскажу так. Исследователи давно обратили внмание на то что резьба на лопасти прялок и досок то же может или покрыть всю поверхность или могут быть на поле резьбы не вырезанные части, что окружают Элементы. Что смотрится так же хорошо и это чем то напоминает, например  - витраж. О чем я упомянул раньше. Как резать резчик решает сам  в каждом конкретном изделии, а от куда – и по времени и по местности происхождения таких резьб расскажу позже.

Корнев. Илья.


Рецензии