память уходящей эпохи

Родился Илья Михайлович Михайлов в деревне Янтиково (Чувашская АССР)  в 1900 году четвёртым ребёнком в семье. Далее идут дневниковые записи.

 С малых лет мы с братьями помогали родителям по хозяйству: работали в огороде, ухаживали за лошадьми и выполняли мелкие хозяйственные работы по дому. Отец занимался мелкой торговлей, но разорился, и за долги пришлось отдать всю живность и даже домашнюю утварь.

 В 1914 году старшего брата забрали на Первую мировую войну, мы же со средним братом  и сестрой учились в школе. Отец в 1916 году умер скоропостижно от аппендицита, т.к. врачебной помощи в селе не было, умер он по дороге в районную больницу.
 Пришлось мне уйти из школы, чтобы вести домашнее хозяйство.
1917 год – агитация против царя, в волостном управлении уже снят его портрет. В этом же году старший брат попал в плен и отправлен на угольные шахты в Германию (Силезия).

 А по деревням ходят продовольственные отряды и забирают последнее зерно. Жили впроголодь. Керосин заменяла лучина, а спички делали из серы. Если в одном доме затопили печку – относили угольки от одного дома к другому, так и бегали мальчишки с горящим угольком.
 В 1919 подошла и моя очередь идти на военную  службу в Казань, где  располагались красные казармы на Арском поле. Долго служить не пришлось – заболел сыпным тифом и выжил чудом после трёх месяцев пребывания  в лазарете.

 Выписали в лечебную команду для работы на конной базе, несмотря на слабость после болезни и недоедания.

1920 – пришёл приказ о демобилизации. 1920-21 – голодные годы. Питались крапивой, конским щавелем, подорожником да желудями. Выручил старший брат, живший в  Архангельске: дал кой-какую одежонку и помог купить две банки акриловой краски, такой ценной в деревне.

 Она использовалась для окраски холстов и бязи деревенской выработки. Продавал краску на базаре чайной ложкой и на вырученные деньги купил галантерейные товары для  торговли. За товаром ездил в Казань, там же платил налоги за торговлю, но не справился  с торговлей и забросил эту работу.
 1926 -  женитьба на девушке Ксении из нашей деревни. Через год появился сын Григорий. Но опять беда – сгорел дом председателя комитета бедноты, подозрение пало на 5 человек из нашего села, в том числе и на меня. Посадили в тюрьму и без суда и следствия осудили на 2 года.


Срок отбывал в Карелии на лесозаготовках. Но по истечении срока освобождения не последовало – отправили в 1931 году в город  Хибиногорск на апатитовые разработки, где поселили в барак вместе с семейными. Спали все на нарах вповалку, постелей не было.
 На мне был тюремный бушлат – на нём спал, им и укрывался. Работали землекопами на железной дороге, продукты получали по карточкам, но сварить пищу после работы было негде. Так и выживали.


В 1932 приехала жена Ксения, но ребёнка я посоветовал ей оставить пока у родственников в деревне, т. к. с наступлением холодов  палатку продувало со всех сторон.

 Случился сильный буран, ветром снесло палатку, где мы жили. Поселили нас в барак на 18 км. в комнату 12 м, где уже проживала семья из трёх человек. На работу ходил пешком в депо на станцию Юкспор (23км). Ксения работала штукатуром в горкомхозе. Только в 1935 привезли  из деревни сына, который забыл и не узнал свою маму после трёхлетней разлуки

.В 1935 году случился большой снежный обвал на 25 км. Под обвалом погибли более 80 человек. Вместе со всеми я откапывал людей под 4-метровой толщей слежавшегося снега. Хорошо помню скорбные похороны, слёзы и причитания родственников.
 1941 год, 29 июня. Кировск бомбили утром в 7 часов из вражеских самолётов. Бомбы упали на обогатительную фабрику, ТЭЦ и детский сад по улице Хибиногорской. Несколько человек было убито, в том числе медсестра и няня из детского сада. Дети чудом остались живы.


Жена Ксения с тремя детьми была эвакуирована по месту рождения в село Янтиково (Чувашия), а меня отправили на строительство военного аэродрома на 9 км. Теперь уже ходить нужно пешком на работу 10 км. туда и обратно. После завершения строительства аэродрома отправлен был на выгрузку кварцевой руды для фосфорного завода в посёлок Юкспор.
 В годы войны пришлось поработать и на добыче известковой руды на станции Кемь. Овёс для лошадей привозили из Кировска. Этим же овсом питались люди:  сушили, толкли его в ступке и варили кисель. Так и кормились кисельным бульоном. Известковые камни добывали ломами, кувалдами и на тачках свозили в штабель. Работа была очень тяжёлая.


 Только в 1945 отозвали нашу бригаду в Кировск по месту жительства. Здесь работа была не легче: нужно было заготовить дрова для 15 сушильных топок АНОФ-1. Едва успевали снабжать дровами эти ненасытные печи…

 Только в 1961 году наша семья получила квартиру на пр. Ленина после 29 лет мытарств по баракам. В 1970 вышел на заслуженный отдых больным человеком после 38 лет непосильного труда и полуголодной жизни. Проживаю в городе Иваново, где удалось построить квартиру, вступив в ЖСК. Сейчас, на отдыхе, решил описать свою трудную, беспросветную жизнь.


                Город Иваново,1987 год

 Написано в сокращении. Дневник отца передала в  общество "Мемориал" его дочь.


    фото - у подножья Хибин. Апатитовая руда идёт на обогатительную фабрику


Рецензии
Илья Михайлович Михайлов ... Сколько таких безответных тружеников "вкалывали" из последних сил, погибали... 38 лет непосильного труда! Пусть хоть в этих записях сохранится их трудовой подвиг! Спасибо, Зинаида. С уважением,

Элла Лякишева   18.07.2019 17:09     Заявить о нарушении
Элла, это время моих родителей, которые жили с Михайловым в одном шалмане. Спали на нарах вповалку, одну семью другой отделяла узкая дощечка.Всех без вины виноватых привезли на Север насильственно из деревень строить город. О людях, построивших мой город не устану писать. Собрала воспоминание в книгу "Память уходящей эпохи".

Зинаида Малыгина 2   18.07.2019 18:34   Заявить о нарушении