Запечатленное
-Душа человека во сто крат тяжелее его тела... Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести её. И потому мы, люди, пока живы, должны стараться обессмертить душу друг друга: вы - мою, я другого, другой третьего, и так далее до бесконечности. Дабы смерть человека не обрекла нас на одиночество в жизни.
В суете молодой жизни мало философствуешь на тему: что я для людей и что люди для меня. Лет тридцать с лишним назад я прочитала "Закон вечности" Думбадзе, и меня поразила мысль о том, что все люди на земле связаны законом доброты и взаимопомощи и что мою душу вместе со мной несут другие, как и я души других
Задумавшись над этим, я вдруг обнаружила в своей судьбе странную закономерность. В ключевые моменты моей жизни, когда надо было принимать судьбоносные решения или просто выходить из тупикового положения, около меня вдруг появлялся человек - и всё вставало на свои места. Не то чтобы этот человек принимал за меня решение - нет . Он просто оказывался рядом, совершал какие-то поступки, что-то говорил, и я вдруг ясно видела свой дальнейший путь...
Подобно восточным старцам, перебирающим чётки в поисках мудрой мысли, я перебираю сегодня в памяти светоносные образы людей, помогавших мне нести мою душу.
1961 год. Третий курс истфилфака Ульяновского пединституута. Зима. Грипп. У меня пропал голос. Ларинголог, к которому я обратилась, вынес приговор:"Чем ты думала, когда шла в пединститут? С твоими связками в школе нечего делать: через неделю осипнешь навсегда". Я вернулась в общежитие, легла на койку и пролежала трое суток. Жизнь кончена. Надо уходить из института. Куда? Как сказать об этом маме с папой? Это их убьёт.
Вечером третьего дня моего "лежания" пришёл Сергей Львович Сытин,преподаватель истории, секретарь партбюро факультета. Видимо, от однокурсниц он узнал о моей беде. Он не сочувствовал, не утешал меня. Просто дал мне адрес клиники, где работал его друг-ларинголог, и велел утром идти к нему. Голос восстановили , и он верой и правдой служил мне в течение сорока лет моей учительской работы. Поклон Вам,Сергей Львович! Вы тогда удержали меня на пути, предназначенном мне судьбой. Школа, дети всегда были для меня источником радости и сознания не бесполезности моего существования на этой земле.
1963 год. Предстоящее распределение после получения диплома. Мы,группа пламенных комсомолок, написали заявления с просьбой послать нас на работу в самую что ни на есть глубинку - Тувинскую автономную область. К тому времени у меня уже были романтические отношения с моим будущим мужем, который после армии жил,работал и учился в Куйбышеве. Узнав, что я собралась ехать в Туву на три года, мой"бойфренд" поставил вопрос ребром: или он, или Тува. Ситуация казалась тупиковой. Если ехать в Туву - потеряю любимого. Если остаться с ним - буду предательницей в глазах подруг.
И появился человек. Галина Александровна Головчинер, преподавательница нашего факультета. Для меня она была человек посторонний: я у неё не училась и она была куратором не в нашей группе. Странно, что именно ей я рассказала , над какой проблемой я бьюсь. Как коммунистка, она должна была бы напомнить мне о комсомольском и гражданском долге, о верности слову, которое я дала подругам. Она же сказала крамольные для коммунистки слова:
-Спросите своё сердце: нужен ли вам этот мужчина. Если да - остальное неважно. Оставайтесь с ним. Для женщины нет ничего более важного, чем любовь и семья.
Прошло 50 лет в счастливом браке. Сейчас я понимаю,что это стало залогом и моей профессиональной состоятельности. И сегодня с благодарностью вспоминаю хрупкую женщину с тонкими, аристократическими чертами лица, со старомодной причёской; вспоминаю внимательные тёмные глаза, тихий, но твёрдый голос.
Поклон Вам, дорогой человек!
1963 год. Куйбышев. Безымянка. Район завода "Металлург". Начало семейной жизни. Частные квартиры. Непривычное, приводящее в оторопь хамство в очередях за продуктами. Беспросветно кухонное существование. Работы учителя для меня не находится. В течение шести лет пришлось быть пионервожатой. Когда, наконец, открылось место словесника, оказалось, что я ничего не умею - растеряла и то, что знала после института. Мучила трусливая мысль, что не состоюсь как учитель.
И снова появляется человек.Лидия Яковлевна Пугач,учитель словесности. Именно она помогла мне не утратить веру в себя и стать учителем.Надеюсь, неплохим. Низко кланяюсь и Вам, светлый человек!
Если бы можно было назвать всех людей, помогавших мне нести мою душу, которая, по словам Нодара Думбадзе,"во сто крат тяжелее тела"! Мир полон таких светоносных людей, только порой мы не осознаём, кто они. Но именно на них держится мир и благодаря им не гаснет жизнь.
Оглянись на себя, мой современник, подумай, сумел ли ты исполнить "закон вечности" - помочь идущему рядом нести его бессмертную душу? Или на тебе, по твоему недомыслию, прервалась цепь добра? Нет, запоминать сделанное тобой добро не надо. Ибо говорится:
-Право сделавшего добро - забыть о сделанном добре.
Обязанность согретого добром - помнить об этом.
Мир рушится там, где эта связь разомкнулась,
Где сделавший добро назойливо памятен,
А согретый добром впадает в беспамятство.
Так сказал Фазиль Искандер, Человек, излучающий тепло и свет, которые питают души "окрестных" людей
Свидетельство о публикации №215103101308
Спасибо.
С уважением, Галина.
Молу ли Вам порекомендовать интересного автора? Владимир Москаленко.
Обидно в суете дней пробежать мимо.
Здоровья и удачи Вам.
Галина Квасницкая 12.04.2016 23:07 Заявить о нарушении