Давно и неправда -4-

Давно и неправда -4-

Июнь. Двадцать лет назад

В июне Сане исполнилось 6 лет, и он удостоился высшей степени доверия старших: ему позволили играть на открытом балконе. 
Всё, он не несмышленыш. В несмысленышах пока еще числилась его младшая сестра Ния, 4 лет от роду, но с Саней и ей отныне разрешалось находиться на балконе.
За тонкой стенкой располагался балкон соседней квартиры, где обитал их кузен Ваня. Дети могли общаться и передавать друг другу разные предметы, вытянув руки немного за край перил.
Старшие днем на работе, а в квартирах душно. И дети день деньской проводили на балконах — их район только строился, двора у дома не было. Не было детского сада, стадиона, качелей и каруселей. Под окнами — лишь узкий тротуар для пешеходов, за ним — длинная аллея прутиков, обещавших стать могучими каштанами в отдаленном будущем, и дальше — шоссе с потоками автомобилей.
Однако дети не скучали. Они пускали воздушные шары с балкона; украшали пространство гирляндами, тут же вырезаемыми из цветной бумаги; собирали целые города из деталей конструктора; Саня делал воздушных змеев и они парили в высоте, привязанные к перилам, по пять штук сразу. Еще кормили птиц, кидая булочки с балкона. Самые умные птицы не ждали внизу, а прилетали на перила. Саня любил кидать камни в собак; выходя на прогулки, он нарочно набирал полные карманы камней, чтобы потом разить четвероногих. Саня мстил: Нию как-то укусила злая собака, Ния тогда рыдала в три ручья, больше от ужаса, - и Саня возненавидел всех псов. Взрослые ругали его за агрессию, Саня хмурился и продолжал кидать камни в зверюг.
Словом, июнь удался. Одно огорчало: пекло. Воздух был какой-то тусклый; перед глазами дрожало марево, днем перила раскалялись так, что к ним не притронуться. Ждали ливня. Саня в важным видом вещал, что перед большими ливнями всегда бывает великая сушь. Ния прислушивалась: сколько новых слов узнавать надо: «ливень», «сушь»... Ливень — это дождь, который идет стеной. Очень, очень интересно. Дождя в виде стены она еще не видела.
И день настал. Утро было особо пафосным, сказал Саня, грозно-веселым: воздух необычно темный, свежий, ветер раскачивает провода, и с проводов с негодующими криками срываются птицы. Старшие вздыхали, собираясь на работу, брали зонты и плащи. Ния не понимала, что ж они вздыхают — ведь будет дождь, которого все так ждали!
Старшие велели Сане на балкон сегодня не ходить, он кивнул головой. Запер входную дверь и сразу сказал Ние:
- Айда.
И они побежали на балкон.
Какое счастье, какое счастье, свежо, ветрено, нет марева! Вот-вот с неба рухнут потоки воды, Ния ждала разрекламированного Саней дождя стеной! И дождь хлынул. Исчезли тротуары, прутики, шоссе и автомобили. Перед носом шел дождь, в самом деле, стеной; била, сверкая, молния — казалось, прямо в землю перед домом; и где-то совсем над плечами бахал гром, заставляя съеживаться. Стало непривычно холодно и ужасно весело. Из-за тонкой перегородки радостно кричал что-то Ваня, тоже выскочивший на свой балкон, что — было не разобрать; Саня вытянул руки и закричал, что это — Ниагара! Ваня немедленно последовал его примеру, а Ния ринулась на кухню, схватила половник, выставила его под ливень, вот тут-то и взвился реальный водопад! 1:0:0 в пользу Нии!
Мокрые птицы прилетели на балкон и сидели, зло посверкивая глазками и время от времени негодующе встряхиваясь.
Ваня, пыхтя, вывалил за перила деревянную лесенку-стремянку, и возвестил, что теперь его водопад круче! 1:0:2 в пользу Вани! Саня, видя такое дело, рванул искать в комнатах подспорье для еще более впечатляющего аттракциона.
И тут случилось ужасное: дождь закончился. Только что хлестала вода, потоки воды бежали по тротуару — тротуар, собственно, временно исчез, став дном бурной реки; только что автомобили не лихо мчались, как обычно, по шоссе  окраины города, а осторожно пробирались по фары в воде, гудя и пыхтя; провода раскачивались от ветра, от них отлетали при каждом махе будто крылья из воды... — и где всё? Редкие, тяжелые капли, светлеющее небо далеко на горизонте... ливень, так нечестно, мы только к тебе привыкли, а ты ушел, хотела воскликнуть Ния! Она с ужасом посмотрела на брата.
Брат не выносил ужас в глазах Нии.
- Ничего, ничего, - бросился он отговаривать сеструлю от рыданий. - Мы сейчас что-нибудь придумаем. Ния! Мы сейчас придумаем. Ваня! Ваня!
Ваня уже бежал на помощь, с полной кастрюлей воды.
- Эх! - крикнул он. - Поможем дождику!
Кастрюля была очень тяжелой для него, но это кузена не остановило.
Он поднатужился и выплеснул воду из кастрюли за перила.
- За борт — ве-се-лей! Поможем дождику! - прокричал он. - Дождь не закончится — не-ет! Лей, не робей!
Cаня ринулся в ванную и вмиг приволок ведро. Ния побежала за литровой мерной кружкой.
Мы сейчас поможем дождику, лихорадочно соображала она, дождик поймет, что ему помогают, ему здесь рады, и не уйдет! Он возобновится!
Ния открыла краник на кухне, набрала полную кружку и побежала помогать братьям.
Меж тем дождь уже почти совсем стих.
- Он все равно заканчивается! - паниковала Ния.
- Придумал! - вдруг прокричал Ваня.
Саня убежал за очередной кастрюлей, а Ния заинтригованно потянулась заглянуть на балкон Вани — что придумал?
- А! - Ваня выбежал, неся в руке шланг. - Подожди! - убежал.
- На полную! - раздался его крик в квартире. Из шланга хлынула вода.
- А! - кричал Ваня, поливая с балкона тротуар, поводя шлангом слева-направо и обратно. - А-а! Шалишь, не уйдешь!
- Э! - далеко внизу заорал кто-то. - Э-э, что это?
- Прорыв! - заверещал еще один голос, там же. - Иди сюда! Сюда ид-ди!
«Прорыв» Ваня за шумом воды не слышал криков ужаса прохожих и кричал сам:
- А-а! Дождь не закончится, не-ет! Ния, мы влияем!
- Стой! - прокричал Cаня. - Стой, Ваня! Дождь сам идет!
И действительно — небо вновь потемнело, и дождь усилился.
- Мы влияем, что я говорил? - радостно сказал Ваня.
- Саня, в вашу дверь звонят! - вдруг крикнул он, прислушавшись.
- Так я и открыл незнакомым людям, - важненько молвил Саня.
Однако люди были не незнакомые: приехал дед, по просьбе мамы, она очень волновалась, как там дети одни.
 
Дед был дедом для всех троих. Он, в отличие от случайных прохожих, видел и Ваню, и шланг. Зайдя в квартиру Сани и Нии, обнаружил ведро, литровую мерную кружку и наводнение. Наводнение на кухне случилось из-за того, что Ния кран открыла, чтобы набрать кружку воды, и сразу убежала на балкон, не завинтив кран обратно.

Шум был знатный. За игру, как ни странно, дед не ругал. Ругал за выход на балкон и за наводнение в обеих квартирах: шланг был старый, в трещинах, и половину воды лило фонтанчиком на кухне Вани. А Ваня и не знал.
По поводу прохожих тоже была нотация.
- Что ты понял? - спросил дед у Вани.
Ваня вытянулся, руки по швам, и четко ответил:
- Надо посмотреть вниз, нет ли прохожего, если нет, можно вываливать воду!


Рецензии