Инвалидность

 Обычное начало дня в обычной средней школе городка М. В ожидании звонка, болтают четвероклашки. Этот класс ничем не отличался от многих тысяч подобных классов по всей стране. И нынешний день, на первый взгляд, ничем не должен был отличаться от вчерашнего и завтрашнего. Вдруг в открытую дверь класса робкой походкой вошла новенькая. Смуглая, с большими тёмно-карими глазами, она робко поздоровалась и застенчиво подошла к первой парте.
-Можно мне присесть? - застенчиво спросила она у сидящей за той же партой девочки.
- Конечно. - ответила та и отодвинула свою рюкзак.

 Как это обычно бывает, новенькая сразу привлекла к себе внимание тех, кто в тот момент находился в классе.
- Как тебя зовут? - спросила девочка, чьей соседкой стала новенькая.
- Меня зовут Лусине. А тебя?
- Я - Аксюта.
- А меня зовут Вика - произнесла сидящая сзади девочка.
- А я - Олеся. - Сказала сидящая за третьей партой второго ряда девочка.
Бодрой и гордой походкой зашла в класс Ольга. Будучи дочерью довольно обеспеченных родителей она привыкла смотреть немного свысока на тех, чьи родители были не настолько богаты что бы покупать последние модели айфона или планшета. Отметив про себя скромность одежды новенькой и её видавшие виды пенал, рюкзак и прочие принадлежности она усмехнулась.
А увидев любопытство, с каким новенькая рассматривает её вещи, она спросила:
-Что, нравится?
- Да, - робко ответила Лусине.
- Это ещё что - хмыкнула Ольга, доставая из портфеля свой планшет.
- Что это такое? - спросила Лусине.
- Ты что, ни разу не видела планшетов?
- Нет. Я слышала о них.
- Это, между прочим, последняя модель.
Вика: старый был тоже прикольный.
Ольга: да, но этот намного круче.
- А что случилось со старым планшетом? - спросила Лусине, - он сломался?
- Нет. Он просто перестал быть новым.
Разговор был прерван звонком на урок. Классный руководитель, Галина Егоровна, знала о том что в её классе стало на одного человека больше. Ко всем своим ученикам она относилась с одинаковым теплом. И Лусине не стала исключением.

Перемена. Подготовка места к новому уроку не заняла у неё много времени. Лусине снова стала с любопытством оглядываться по сторонам. Ольга и пара её подружек, Катя и Света, что-то обсуждали. Аксюта сосредоточенно копалась в своём телефоне.

- Это не самая последняя модель, но меня она вполне устраивает. - пояснила она Лусине.
- А у меня нет даже такого телефона - проговорила смущённо Лусине. - Мои родители не могут позволить себе подобную покупку. В нашей семье почти все деньги идут на необходимые вещи вроде еды, одежды-обуви и т д. У нас помимо меня есть ещё четверо детей.
- Ха, так вы - нищеброды. - раздался насмешливый голос Ольги, которая тут же добавила - Хотела, кстати, спросить, зачем вы плодитесь в таких количествах?
- Придержи язык и сойдёшь за умную - вмешалась в разговор Аксюта.
- Ха-ха Аксютка - параличная утка! - стала насмехаться Ольга, - Мой тебе дружеский совет, не вмешивайся когда тебя об этом не просят.
- А вот тебе мой совет: прежде чем ляпнуть - двадцать раз подумай.
- А вы хорошо смотритесь вместе - параличная утка и нищебродка!
- Я вижу у тебя ума только на оскорбления и хватает, - холодно произнесла Аксюта, - спесивая, гламурная пустышка.
-Ха ха про оскорбления уж кто бы говорил.
- А это не оскорбление, это констатация факта.
- Бла бла бла.

Почему она называет тебя параличной уткой? - спросила Лусине.
- Потому что у меня ДЦП - ответила Аксюта, и, заметив недоумение подруги пояснила - Детский церебральный паралич.
-Извини.
-Ничего страшного. Мне оно не мешает вести вполне нормальную жизнь.


Прошло две недели. Однако любопытство со стороны одноклассников переросло в насмешки и травлю. Единственный человек, кто открыто поддерживал Лусине - это Аксюта.
- Не обращай на них внимание, - говорила она, - Дело не в твоём имени или национальности или в чём бы то ни было ещё. Желающие подколоть всегда найдут повод.
- Спасибо тебе, Аксюта.
- Просто будь собой. Помни: ты - это ты. А если принимать всё близко к сердцу - то никаких нервов не хватит.
- Хотела бы я быть такой мудрой как ты.
- Мудрость - качество, которое при наличии желания, может обрести каждый.

Вышло так что Аксюта и Лусине жили по соседству. Лусине познакомила свою подругу со своей семьёй. Аксюта сделала тоже самое.
- Вполне нормальные люди - сказал Николай Захарович, отец Аксюты.
Мать Аксюты, Нина Александровна была того же мнения. Когда дочь рассказала о том что случилось в классе, она сказала:
-Ты правильно поступила.
- Я просто не могла иначе. Надеюсь что дальше насмешек и выходок типа запрятывания  пакета с обувью в мусорку дело не дойдёт.

Прошло несколько месяцев. Однако за это время не изменилось ровным счётом ничего. Но однажды произошло событие, которое навсегда изменило жизнь Лусине. Началось всё с того что она не пришла на урок.
- Что-то эта нищебродка опаздывает - ядовито усмехнулась Ольга.
- Видать контрольной испугалась. - предположила Катя.
- Оль, может угомонишься? - спросила Таня
- Встречайте Аксюту номер два! - съехидничала Ольга.

Однако Лусине отсутствовала весь день. "Что могло с ней случится - недоумевала Аксюта, - не в её привычках прогуливать занятия".
Ситуация прояснилась два дня спустя. Перед началом урока Галина Егоровна произнесла:
- У меня для вас грустные новости. Несколько дней назад пьяный водитель сбил Лусине. Теперь она в больнице.
"Так вот почему Лусине тогда не пришла. - подумала Аксюта, - Надо обязательно её навестить."

Больница. Пришедшая в себя Лусине лежит на больничной койке и почти не шевелится. Около неё по очереди дежурят родители. Аксюта зашла как раз в то время, когда из палаты вышла мать Лусине.
- Я пришла навестить Лусине - сказала Аксюта, - Можно мне туда зайти.
Мать Лусине молча кивнула. Аксюта понимала насколько этой женщине было тяжело. Будучи инвалидом она привыкла к обстановке типичной больничной палаты. И несмотря на это, при виде лежащей подруги, у неё сжалось сердце.
- Привет, Лусине, - сказала она.
В глазах подруги мелькнул луч радости.
- Привет. Я рада что ты пришла.
Разговор был непродолжительным. Аксюта понимала что в таком положении даже такие простые вещи ослабляют. Поэтому поболтав немного и пообещав навестить опять она ушла.

-Я слышала, эта дура Лусине больше не будет с нами учиться. - сказала Света.
- Ну и хорошо - отозвалась Ольга, - хотя я не понимаю почему её к нам вообще зачислили.
- Заткнись, Ольга - вдруг проговорила Аксюта, - Лусине навсегда останется человеком с ограниченными возможностями. А то что с ней произошло - несчастный случай. И подобное может случиться с каждым.
- Подумаешь, в полку инвалидов прибыло. Хотя ты всё время заступаешься за эту дурочку.
- Инвалид - это ты, Оля. И уж если кто и дура - так это ты. Ты - реальное чудовище.
- А ну ка извинись.
- И не подумаю. Что, правда глаза колет? Ты - моральная уродка. И за обоснованием этого мне далеко ходить не надо. Смеяться над чужой бедой могут только те, у кого нет ни Разума ни Сердца!

Шло время. Тот случай навсегда разделил жизнь Лусине и её родителей на до и после. Лишившись возможности передвигаться на своих ногах, Лусине впала в глубочайшую депрессию. Однако Аксюта подругу не бросила. Сначала часто навещала в больнице. И после выписки она не перестала это делать.
-Даже если бы ты жила на другом конце города, это не мешало бы мне приходить. - говорила она.
Поскольку из-за этого происшествия Лусине много пропустила, Аксюта, как умела, помогала ей навёрстывать упущенное.
-Это бесполезно - печально сказала Лусине, - мне никогда уже не учиться в нашей школе. Мои родители уже забрали документы. Скорее всего я буду на домашнем обучении.
- Я понимаю, тебе сейчас нелегко. Однако это не повод забивать на уроки совсем.
- Я - инвалид! Врачи говорят что мне не суждено расстаться с инвалидной коляской. Разве что когда я умру.
- Нет, Лусине, - тихо, но твёрдо ответила Аксюта, - ты не инвалид. Ты просто немного другая. Кроме того, даже коляска не может помешать тебе построить нормальную жизнь. В конце концов некоторые колясочники ухитряются виртуозно танцевать. А чем ты хуже? Кроме того, помимо танцев есть ещё много дел, в которых ты можешь добиться успеха. Для этого достаточно желания.
- Ты думаешь у меня получится?
 - Я не думаю, я знаю. Имеющий желание может научиться писать картины, с рожденья не имея рук и ног. А у тебя то руки есть.

После этого прошло немало лет. Судьба у героев этой истории сложилась по разному.
Вика открыла свой небольшой цветочный магазин. Подпевалы Ольги, Катя и Света стали продавцами. Отец Ольги разорился и ей волей-неволей пришлось поумерить аппетит. Но в целом её характер и система ценностей изменились мало. Аксюта после окончания школы, училища начального профессионального образования и института устроилась делопроизводителем. В свободное время занимается творчеством. Лусине стала хорошим It специалистом. В свободное от работы время, так же как и Аксюта занимается творчеством вышивая великолепные картины из бисера. Жизнь продолжается. И только время покажет что будет дальше.    


 
 
 

 
   
 

   


 

 




    


Рецензии
Очень жаль Лусине. Почему-то у самых хороших людей в жизни происходит много неудач. Но это замечательно, что рядом с ней оказалась Аксюта. Дружеская поддержка ведь необходима. А такие люди вроде Ольги вызывают лишь отвращение. И меняются они, к сожалению, не всегда. Очень хороший рассказ!
С уважением,

Мария Нестеренко   31.10.2015 17:52     Заявить о нарушении
Мария Нестеренко, спасибо за отзыв.

Аксинья Птицина   31.10.2015 18:56   Заявить о нарушении