История одной любви

Мария Валевская, урожденная графиня Лончиньская, происходила из старинного знатного, но совершенно обнищавшего рода. С ранних лет ее внешность обеспечивала ей множество поклонников, и все мемуаристы, как доброжелательные, так и завистливые, должны были единодушно признать ее прелесть и красоту. Но вот была одна особенность у Марии: она была страстной патриоткой Польши с самых юных лет, что было достаточно странно для девочки-ребенка. Но так было. Ее гувернер даже сделал как-то запись в дневнике: "Откуда этот неумеренный энтузиазм? К чему проливать слезы над участью Польши, изучая Пунические войны?" Чтобы не было вопросов, сделаю ремарку: Польше пришлось пережить многое, ибо она была предметом постоянных притязаний России, Пруссии и Австрии.

Из патриотизма она отказывала своим поклонникам, не соответствовавшим ее высоким требованиям. Пока, наконец, не объявился шестидесятивосьмилетний богатый претендент, богатейший помещик, граф Валевский. Семья отлично понимала разницу между бедностью и богатством, а потому, невзирая на все истерики, слезы и даже нервную горячку шестнадцатилетней Марии, ее в 1805 году практически впихнули в объятия старому дважды вдовцу. От него она родила сына, довольно болезненного мальчика. Несмотря ни на что, отношения между мужем и женой сложились достаточно дружеские. Но провинциальная жизнь тяготила Марию, хотелось чего-то героического, возвышенного.

Необыкновенное вошло в ее жизнь в образе французского императора Наполеона, с которым она познакомилась 1 января 1807 года. Официальная версия гласит, что в ходе своих победоносных войн Наполеон остановился ненадолго в маленьком городке Блонь, а Мария, как и все поляки, разделявшая общее заблуждение насчет того, что Наполеон восстановит Польшу, захотела увидеть его, Освободителя. Она приехала в Блонь, пробилась к карете императора и, целуя ему руки, восторженно воскликнула: "Мы ждали вас, как спасителя!" Она была тут же представлена императору, сразу заинтересовала его и при новой встрече в Варшаве он узнал ее. Очень романтическая версия. Правда, есть и другая: что ее "устроил" скучавшему в походе Наполеону Талейран. Но в конце концов, не так важна предыстория, как продолжение.

Наполеон "положил глаз" на Марию. Приглашение на официальный бал, танец с импера-тором, последовавшие вслед за этим его страстные письма. Все это не могло преодолеть цело-мудрия Марии. Тогда Наполеон пошел на хитрость: в очередном письме он намекнул, что от ее уступчивости зависит то, захочет ли он заниматься судьбами Польши. И сделал так, чтобы это письмо стало известно членам польского временного правительства, а через них разошлось еще шире.

На Марию обрушились, как цунами, все патриоты. Они твердили ей в самых разных выра-жениях, что уступить Наполеону - ее долг перед Польшей, сравнивали ее даже с библейской Эс-фирью. К уговорам подключился даже ее собственный муж. И в конце концов Марию сломили, она согласилась на свидание с Наполеоном. К его чести, на первом свидании он вел себя по-джентльменски, чтобы немного приручить ее. В оправдание его можно сказать еще и то, что он сам был словно одурманен молодой полячкой. В конце концов все случилось. Со стороны Марии это была исключительно жертва во имя любимой Польши. Любовь пришла позже.

Мужчина может посчитать это невероятным, но я, как женщина, прекрасно понимаю произошедшее. Древние греки говорили, что цепи Эроса для женщины куются очень быстро. Особенно если женщина чиста душой, искренна, безыскусна и скромна. Теперь Мария жила у него во дворце. Дни шли быстро и в любви. Но увы, военных и поствоенных забот никто не отменял. На очереди была кампания в Пруссии.

После ряда побед Наполеон расположился на зиму в замке Финкенштейн, в комнатах, где когда-то жил Фридрих Великий. Жизнь в замке кипела. Но даже при этом одиночества император долго выдержать не мог. Он потребовал, чтобы Мария приехала к нему. Он приходил к ней после своих занятий по управлению Европой. И она его уже, нет сомнения, тоже любила. Камердинер записал ее слова: "Все мои мысли исходят от него и возвращаются к нему. Он для меня все - вся моя будущность, вся моя жизнь".

Войны, походы, разъезды... За ним ездит и Мария. Вскоре она забеременела от Наполео-на, это случилось уже во Франции. Наполеон был счастлив и твердо решил развестись с женой - императрицей Жозефиной, которая была бесплодной. Он это осуществил. Современники ожидали, что на радостях Наполеон предложит корону Марии. Но, как известно, "все могут короли..." И женился Наполеон из политических расчетов на австриячке Марии-Луизе. Впрочем, позднее та тоже родила ему сына. И новая императрица очень искусно пресекала новые встречи Марии и Наполеона. Смертельно обиженная Мария вернулась в Польшу, к мужу. На родине она стала легендой. Впрочем, это не помешало мужу в 1812 году развестись с ней, указав одной из причин неверность Марии.

Роковой для Наполеона 1812 год... Отступление, натиск союзных армий... Падение Импе-рии было предрешено. Наполеон пытался отравиться. Яд не подействовал, к исступленной радости Марии. Она попыталась добиться встречи с ним, но не смогла. То ли он сам не захотел, то ли ему, содержащемуся под стражей, не разрешили. Они только обменялись записками. Еще раз к чести Наполеона - он сумел позаботиться о своем сыне от Марии.

Когда свергнутого Наполеона сослали на остров Эльба и многие его бывшие соратники и сподвижники отвернулись от него, Мария с четырехлетним сыном тайно навестила его. Наполеон выехал верхом навстречу гостям. Разместить их пришлось в палатках, так как в доме не было места для гостей. Ночь Мария и он провели в ее палатке, впрочем, оба не выходили из нее до ее отъезда.

Затем были знаменитые "100 дней" и вторая Реставрация Бурбонов. В этих условиях Ма-рия вновь приехала к нему, готовая даже отправиться в изгнание, если это будет возможно. Но судьба рассудила иначе. Это была последняя их встреча. После этого было новое отречение Наполеона и его ссылка на затерянный в Атлантике остров Святой Елены.

Только после этого Мария сочла себя свободной от обязательств по отношению к Наполеону. Она вышла через какое-то время за его родственника, но вскоре умерла, после родов очередного ребенка. Наполеон пережил ее на несколько лет.



Войны, революции, победы, поражения, страдания отдельных людей и целых народов, политические и всякие прочие расчеты... и посреди этого - чистая, кажущаяся такой невероятной, подлинная любовь…



Использованы материалы книги Сергея Нечаева «Некоронованные королевы»


Рецензии