От сессии до сессии

 От Евы и Адама
Пошел народ упрямый,
Нигде не унывающий народ.
Студент бывает весел
От сессии до сессии,
А сессия всего два раза в год.


День мы прогуляли,
Два мы промотали,
А потом не знали ни бум-бум.
Так выпьем за гулявших,
Выпьем за мотавших,
Сессию сдававших наобум.

(студенческая песенка )

Родной  Био-географический факультет готовил, как  не странно это звучит, кадры для всех отраслей  хозяйства страны .Знания , давали столь обширные , что среди  Сашкиных однокашников, по прошествии времени оказались и армейский генерал и знаменитый писатель и даже руководитель черносотенной организации, не говоря уже о других, обыкновенных смертных.

Чему их  только не учили и наверно поэтому, они смогли  работать где угодно.

К карьере будущего генерала,  Сашка тоже приложил свою лепту, подсказав ему на экзамене  по зоологии беспозвоночных,о чем следует рассказывать.

Будущий  генерал,уже тогда отличавшийся армейской прямолинейностью, толкнул его в спину и спросил, довольно громко,мол чешуекрылые звери,это кто такие?   

- Бабочки.

Нет, чтобы вежливо подойти и спросить.
 
Судя по реакции,  обрадовался он,видно бабочки ему,что- то напомнили.Вышел к доске и тыча указкой в плакат, где были нарисованы разные мотыльки и гусеницы, начал рассказывать о прекрасной жизни бабочек, как они летают со цветка на цветок, ведя свободный образ жизни и не учат историю партии ,ни научный коммунизм,которые  мы только что сдавали.

Замечание о истории партии очевидно, не очень понравились преподавателю и она задала дополнительный вопрос «Почему мол милок,их называют чешуекрылыми? 

Виталик был человек сообразительный, недаром потом стал генералом, но учебник он не читал, а шпаргалку у доски не вытащишь. Глядя на махаона, нарисованного на таблице, он представил бабочку и предположил :

 - Так крылья то у них из чешуй состоят.
 
Молодец говорит профессор,а сколько их у них?  Чуя подвох ,Виталий судорожно стал считать крылья у махаона. Получалось четыре, не больше и не меньше.

Так что, подумав он ответил,что у целой бабочки четыре чешуи, а если оторвать одно крыло то три.

Почему он тогда получил два,Виталик  так и не понял. Но думаю, что без полученных знаний о чешуекрылых ,генералом он бы никогда на стал.Как и без знаний дарвинизма, который научил его теории выживания сильнейшего, очень пригодившейся в дальнейшей жизни, ведь не каждый  дорастает до генерала.

Теорий  эволюции,люди придумали немало, но для объяснения поведения человека дарвинизм подходит явно больше всего. Ведь главное в теории это выживание сильнейшего ,наиболее приспособленного индивидуума. Что мы и наблюдаем  в жизни постоянно  и не только в армии.

Советские вожди явно дарвинизма не изучали, как в прочем и другие науки, иначе бы заметили, что между лозунгами «Все равны» и теорией выживания сильнейшего существует явное противоречие.

Эта мысль  пришла Сашке   после очередной сессии, когда одновременно пришлось сдавать   Научный коммунизм  и Дарвинизм.  Осенило,  в тот момент, когда  выходя из аудитории,  где сдавали Дарвинизм, он несколько обескуражено  разглядывал  зачетку, где  благодаря  его усилиям  оценка отсутствовала.

Впрочем, все по порядку. Идя на экзамен  он был уверен в хорошей оценке, благо предмет он любил  и весь год ставился в пример другим студентам . Взяв билет и посидев больше для вида, так как ответы на вопросы он знал, пошел к доске. После первых же ответов и реакции преподавателя, почувствовал, что,  хотя отвечал он точно по учебнику, профессору что то в его ответах не нравится.

Чувствовалось, что встал,  профессор сегодня не стой ноги, и  настроение у него  отвратительное. Так что студенты его явно раздражали, и особенно почему то Сашка,которого весь учебный год  он ставил в пример всем остальным.

Любой ответ вызывал у профессора  негативные эмоции, независимо от его правильности или неправильности.

В конце концов, мрачно глядя на Сашку, профессор выдавил из себя

- Ну что же вы так хорошо занимались в году,и так плохо подготовились к экзамену.

- Максимум, милейший ,что я могу вам поставить это тройку.

Сашка отнюдь не чувствовал, что он не подготовился и поэтому тройка была очень обидна,да и лишала на целый семестр стипендии,аж целых 40 рублей.

- Может быть тогда лучше поставьте двойку, попросил Сашка ,я постараюсь лучше подготовится. Двойка давала шанс на пересдачу.

-  Э нет, лимит двоек  я уже исчерпал,  и профессор потянулся к Сашкиной  зачетке, дабы изобразить в ней первую тройку среди пятерок и четверок.

В этот момент раздался стук в дверь и в проеме появилась физиономия  Ромки, который извинившись за вторжение обратился к профессору с просьбой  поменять его двойку на тройку, которую как он выразился, заслужил  тяжелым трудом .

Как потом выяснилось, он тоже получив тройку уговорил профессора поставить ему двойку,чтобы иметь возможность пересдачи.

Потом поразмыслив и решив, что снова корпеть над учебниками ему совсем не хочется,  он решил вернуться и вписать свою честно заработанную тройку в зачетку.

Услышав эту торговлю, Сашка  быстро сориентировался и  спросил можно ли ему взять Ромину двойку, раз уж тот решил ее вернуть.

Совершенно обалдевший от таких просьб, профессор посчитал, что  для него будет проще поставить каждому то,что он просит и побыстрее закончить экзамен.

Через три дня в  настроение у профессора было другое и в Сашкиной  зачетке появилась законная и заслуженная пятерка .Вот что значить настроение и пример дарвинизма на практике.

Правда, даже хорошее настроение преподавателя, не всегда помогало. Все-таки главное было, что- то знать по сдаваемому предмету .

Сдавали они тогда историческую геологию. Для тех,  кто не знает, это помесь геологии и палеонтологии.

Сашке  достался вопрос о животном мире Юрского периода. Про то, что этот период был, он  слышал, но вот про животный мир не знал ничего, так как учебник на этой странице он не открывал.

Правда обнаружив  таблицу,где было написано «Животный мир Юры», он очень обрадовался и решил ,что ну  хоть что-нибудь  он точно расскажет, тем более, что на таблице были нарисованы много разных тварей.
 
Правда была маленькая проблема,на таблице только название было на русском, а  вот все остальное было написано на латыни. Это его не особо смутило и взяв указку, и размахивая ей перед  таблицей, он стал с выражением зачитывать названия , вот мол какие замечательные твари жили в Юрский период. Зверюг там было много  ,так что, на чтения их латинских названий ушло пару минут.

К несчастью преподаватель был новый , молодой  и наивно желающий, чтобы студенты что-то знали ,и поэтому  появились  дополнительные вопросы.

- Скажите, ну а по-русски то, как эти животные  назывались?

Наивный человек ,он думал этим вопросом смутить.
 
   
-   Странные вопросы вы товарищ преподаватель задаете. В Юрском периоде как это не прискорбно, русского языка еще не было, и  все говорили только на латыни.

   Поняв  что так просто Сашку не взять ,профессор указывая на здоровенного трилобита нарисованного посредине таблицы ,спросил  улыбаясь “ Ну а это то хоть кто по-вашему ?

   Для не специалистов в палеонтологии ,  трилобит ползал под водой  древних морей и океанов и кушал всякие осадки лежащие на дне.
 
    Сашка,глядя на членистое тело трилобита, судорожно пытался  вспомнить у кого он видел нечто подобное. Кроме перевязанных батонов колбасы в голову ничего не приходило,но это явно была не колбаса.

    Так как совсем недавно они сдавали зоологию беспозвоночных и там тоже были членистые твари, он вспомнил, что там они назывались членистоногие. Радостно хлопнув себя по лбу, он отвечает, ну как же, как же, это конечно «Членистоногие».

    В аудитории установилась полная тишина, так как все кто к экзамену готовился, знали, что в Юрский период членистоногих еще не было.
   
   Хорошо,ну а жила то где эта  тварь, спросил преподаватель  ?
 
 Из  как из членистоногих Сашка  помнил только насекомых ,а из них почему то только мух и бабочек. Радостно  вздохнув  и глядя честными глазами в глаза преподавателю , он представил  жужжащую крылышками муху, честно ответил

-  Этот  летал.

 Экзамен был прерван из-за гомерического хохота всей аудитории.
   
Пересдавал ,он потом этот предмет три раза. Да и то другому преподавателю.

Преподаватели бывают разные со своими фобиями и привычками, так что почему  весь шум происходящий  на лекции ,профессор связывал с Сашкиной скромной персоной  он не понимал  .

Но факт есть факт. Каждый раз, когда в аудитории возникал шум, на Сашкину бедную голову  обрушивались угрозы  о  полной невозможности сдать в будущем экзамен по данному предмету, при таком поведении на лекции.

Учитывая, что сидел он в самом дальнем углу на галерке и  читал художественную литературу,все обвинения в его адрес ,в  посторонних разговорах на лекции и шуме , были явно несправедливы.

Еще на первой лекции поняв , что профессор не утруждает себя  отступлениями  от  учебника,Сашка решил, что прочитать учебник он может и сам, без посторонней помощи.

Лекционное же время,он решил потратить на изучение шедевров мировой художественной литературы. Как выяснилось впоследствии,  выбор был правильный, и эта литература спасла его от обещанной двойки.

Обещанные угрозы он воспринимал вполне серьезно, так что к экзамену готовился основательно, прочитав учебник от корки до корки. За день до экзамена почувствовав,что больше в его усталую голову уже не влезет ничего решил развеяться и отдохнуть. Будь, что будет и отправился по своему обычному маршруту по букинистам Москвы.

В  Столешниковым,  он углядел учебник середины 19 века,написанный человеком на которого  профессор часто ссылался. Так часто, что даже  на галерке было слышно, и поэтому Сашка решил, узнать, что же писал столь уважаемый профессором человек .

В общем книжку эту он купил и  на следующее утро поехал на экзамен и захватил ее в дорогу ,так как читать снова учебник совсем не хотелось.

Вытянув билет и взглянув на вопрос ,он обомлел, так как вопрос был именно по автору вчера купленной книги .В  вузовском учебнике  по данному вопросу было всего несколько строчек и рассказывать то собственно было  особо нечего и  он понял, что это провал и не видать ему экзамена как своих ушей. Тут уж никак не вылезешь ,как бы язык не был хорошо подвешен.

Утопающий хватается за соломинку, так что,  достав из портфеля купленную вчера книгу,  Сашка направился к доске. Встретив недоуменный взгляд профессора, выложил перед ним билет и книгу.

- Вот , Иван Сергеевич,  благодаря вам ,я так полюбил ваш предмет, что даже купил книгу  вашего любимого автора.

Профессор, книгу эту очевидно видел впервые в жизни и забыв про студентов, стал ее внимательно изучать.Простояв несколько минут в молчании ,Сашка открыл рот  и  попробовал  отвечать на экзаменационный вопрос . Из учебника ,он знал  совсем не много, ну максимум на пару минут рассказа, так что в аудитории быстро снова установилась тишина.

Профессор не отрывал головы от  книги, возможно, он и не слышал, что  рассказывается  у доски. Закончив ,и не видя никакой реакции Сашка стал рассказывать сначала. Когда  он  начал тот же рассказ в третий раз в аудитории и уже стоял громкий хохот. Профессор , с трудом оторвав  глаза от книги ,поднял голову и с недоумением оглядел аудиторию. Хохот прекратился. Видимо, вспомнив наконец, что он на экзамене  профессор пробормотал

- Так что вы там говорите?

Сашка  теперь уже совсем уверенно, рассказал все в четвертый раз.

Задумчиво, глядя на него профессор произнес,

-Ну милейший четверки вам хватит?  И больше, пожалуйста не шумите на моих лекциях .

Сашка чувствовал,  что требовать пятерки , конечно не стоит ,и радостный  выскочил из аудитории,чуть  было не забыв собствееную книгу,которой и был обязан своей оценкой.


На следующем экзамене правда это пришлось делать,хотя и не для себя ,чтобы не получить двойку.

Столь необычную просьбу он адресовал преподавателю Французского ,которая задумчиво покачивала головой глядя на студентку из Сашкиной группы, которая со страшным  акцентом пыталась рассказать, что то из заданного текста.

Очевидно, француженка ничего из ее бормотания не поняла и поэтому сокрушенно качала головой и наконец, сказала:

- Что же вы Вера,так слабо подготовились к экзамену ?

Услышав эти слова Сашка понял ,что если Вере поставят даже три ,сжалившись над ней, то ему выше двойки ничего не светит.

Французкий был его больным местом и никак не давался, учитывая, что как любой язык его нужно было зубрить, чего Сашка не любил и не делал.

Из школы он помнил лишь два французских слова .Первым было Бонжур Марина Матвеевна и вторым Оревуар Марина Матвеевна. Этими словами класс приветствовал и провожал преподавателя. Никаких других французских слов, почему то в памяти не всплывало. Правда, он еще знал знаменитое выражение Кисы Воробьянинова, из «Двенадцати стульев» и очень этим гордился, применяя его к месту и не к месту.

Но на экзамене, чтобы получить приличную оценку, сказать по француски, что он не ел шесть дней , было явно недостаточно. Французская группа была маленькой, почему то мало, кто хотел учить язык Бальзака и Мольера ,а все норовили изучать английский или уж на крайний случай немецкий. При выборе языка Сашка не долго думал учитывая ,что со школы  на французском он все таки знал почти 5 слов ,а на других языках и того меньше.

Группа состояла всего из пяти студентов, из которых только одна студентка действительно знала язык ,так как закончила французскую школу ,а остальные  с трудом преодолевали ужасную французскую грамматику ,впрочем тут же после экзамена ее забывая, так как никаких иллюзий на счет возможности  использования в будущем языка ,у них не было.

Впрочем этот, экзамен был последний и ради оценки в дипломе Сашка старался и даже выучил 12  из 13 положенных тем ,которые могли попасться на экзамене.
Перспективы на хорошую оценку были маловероятны так как если Вере которая действительно старалась в течении года поставят три, то для Сашки такой вариант вряд ли  бы прошел ,так как особой старательности в течении года он не демонстрировал и пропустил почти половину занятий.

Чувствуя, что дело плохо, он поднял руку и когда удивленная преподавательница спросила, что он хочет, заявил:

- А давайте поставим Вере пять ,за ее старания.

Такое предложение несколько ошарашило преподавательницу ,но немного поразмыслив она задумчиво произнесла:

-  Ну, пять это будет уж слишком, но четыре, пожалуй, за старание поставить можно.

Выйдя следующим к доске, Сашка довольно бойко ответил на два первых вопроса по грамматике и достал последний отдельный билет с темой которую нужно было рассказать.

Прочитав тему, глаза у него от досады полезли на лоб, темы была как раз тринадцатая ,та самая которую он не учил, посчитав, что и 12 вполне достаточно.

Заметив его растерянность преподавательница поднял на него глаза и видя растерянность спросила :

-  В чем проблема ?

Честно глядя ей в глаза  Сашка ответил:

-Представляете, двенадцать из тринадцати тем выучил, а именно тринадцатая и попала.

- Ну давай тогда начинай с первой.

После пятой темы ,поняв что Сашка не врет, преподавательница остановила его и будучи в благодушном настроении после четверки поставленной Вере взяв зачетку Сашки к его удивлению сказал.

- Молодец хорошо подготовился, Ставлю четыре.

Схватив зачетку  Сашка выскочил из аудитории ,от счастья даже забыв поблагодарить преподавателя.

Впереди было лето и полевая практика ,куда cтудентов географов отправляли на месяц каждый год после последних экзаменов.

Учиться и отдыхать на природе нет ничего лучшего,и практика на биостанции оставила незабываемые впечатления.

Практика по метеорологии проходила на метеостанции ,где предстояло  в поте лица работать  две недели, снимая показания приборов и постигать знания необходимые будущим  специалистам.

В общем то ничего сложного в этом не было, приходи лишь каждые пару часов и записывай, что там приборы показывают.

Было правда одно неудобство .Чтобы попасть на метеостанцию от студенческого барака ,нужно было идти чуть ли не полкилометра до центральной усадьбы биостанции. После первого дня хождения туда- сюда, студенты прокопали лаз  под забором, и дорога  стала на много короче.
   
Преподаватель метеорологии,  был достаточно упитанной комплекции и так же проживал вместе со студентами в бараке, очевидно ему,  как самого младшего по должности  досталось незавидная доля смотреть за компанией  недорослей ,которые особой дисциплиной не отличались    и норовили, вместо занятий проводить время в праздности и потреблении спиртных напитков.
 
До антиалкогольной компании было еще далеко, так что  увидев на подоконнике в их комнате батарею пустых бутылок ,преподаватель спрашивал :

- Уважаемые , а почему вы бутылки не сдаете?
Вместо  вопроса  почему вы пьете? Очевидно такой вопрос у него не возникал.

В общем-то преподаватель  , как все толстяки, был довольно добродушен, но вот особыми знаниями не блистал. Походив пару дней  по полкилометра до центрального входа метеостанции и решив, что похудание вредно для его фигуры,  он обнаружил, что его студенты давно уже  пользуются подкопом под забором и решил, что и он может  проникать на метеостанцию тем же путем.

На следующее утро, продрав глаза после ночной гулянки , студенты были разбужены громкими криками со стороны метеостанции. Как оказалось, преподаватель решил воспользоваться нашим подкопом и не рассчитал, что прокопали то  худенькие студенты и на его габариты он рассчитан не был. В общем, он застрял. Ну совсем как Винни Пух в норе у кролика.

С нашей стороны была видна лишь обширная задняя часть, и раздавались крики о помощи. Толкать в зад мы не решились, так что  оставалось ждать, когда кто-то с другой стороны  попытается дернуть его за переднюю часть туловища. Прошло уже полчаса и никакого движения   с другой стороны не наблюдалось. 
Солнышко начало уже припекать  и  посовещавшись, было  принято решение, что для спасения, вполне возможно  обкопать тело и расширить нору. Но для этого нужны были лопаты, которые хранились на складе в центральной усадьбы.
 
Гонцы посланные к  завхозу  вернулись с нерадостными известиями. Все лопаты уже были выданы группе проходящей практику по почвоведению, и они уже ушли на маршрут. На складе оставались только кайло и ледорубы.

Предложение откапать его с помощью кайла  и ледорубов  было преподавателем отвергнуто как опасное для его драгоценной жизни. Мало ли куда с похмелья студент воткнет  кайло или ледоруб.

Наконец с противоположной стороны забора послышались голоса  и  попа стала двигаться. Видно с той стороны его стали тянуть за руки и стараясь помочь спасителям ,он встал на  четвереньки, пытаясь оттолкнуться ногами. Раздался треск лопающейся материи  брюк и  перед  глазами  собравшейся толпы студентов обоего пола, показались трусы в горошек . Впрочем долго на эту картину любоваться нам не пришлось так как трусы скрылись в норе, вызвав недовольные возгласы женской половины  собравшихся.

Мы последовали следом ,и занятия в этот день начались гораздо позже. Разорванные брюки явно не улучшили настроения  нашему преподавателю  и  так как, находясь в норе, он отчетливо слышал все наши рассуждения о  его филейной части, он решил наиболее разговорчивых наказать.

Сашка  оказался в  качестве жертвы, как и   его товарищ ,наверно потому ,что предлагал  накормить  сидящего в норе ,а товарищ заявлял что  будет только хуже ,так как преподаватель  еще увеличится в объеме .Вот такая благодарность за доброе дело.

 Наказанием , было подежурить на метеостанции в выходные ,когда все студенты разъезжались по домам. Без этого, как нам было заявлено, не видать нам зачета как своих ушей. В качестве компенсации, было предложено отдохнуть в понедельник. В общем пришлось соглашаться ради зачета.

Выходные прошли замечательно ,правда иногда приходилось заглядывать на метеостанцию в промежутках между девушками и выпивкой.
 
В понедельник неожиданно выяснилось, что результаты наблюдений, почему то совсем не понравились преподавателю, который подняв их  с постели, возмущенно тыкал ручкой в журнал наблюдений температуры почвы.
 
-  Объясните  мне, почему у вас вчера на глубине два метра  в почве температура была 32 градуса тепла ?

Ответить, что они вообще не заглядывали в будку с термометром не стоило  так  что, подумав Сашка решил, что лучшим  способом обороны будет  нападение.

- Так может там аномалия ?

- Какая ?

-  Ну вулкан например спящий ?

-  Какой к черту вулкан под Москвой.

Потупившись, они стояли и не знали чего еще придумать в свое оправдание. Спасительная мысль пришла неожиданно ,

- Это  не 32 тепла,  а 3,2 градуса ,запятую забыли поставить от усталости, ведь мы 48 часов каждые два часа  показания  снимали.

Насколько он  им поверил  неизвестно , но данные уже ушли в центр обработки метеоданных и  прогноз погоды теперь базировался  на 32 градусах на глубине два метра.

Прогноз погоды на следующий день для города Москвы был не очень точен. Видно наши 32 градуса свою роль сыграли.

Вечером выяснилось ,что в рассказ о аномалиях и запятой он не поверил, потому что ставить зачет   отказывался, мотивируя тем, что они не снимали микроклиматические наблюдения , который  все остальные делали в понедельник.

Напоминание, что он сам  обещал отдых в понедельник ,за дежурство в выходные дни, никаких угрызений совести у него не вызвали. Пришлось им,  присоединятся к другой группе  и снимать микроклимат.
 
В качестве мести, составленный отчет , они перевязали шнурками, которые той же ночью вытащили из его туфель ,которые он на свою беду, выставил  за порог своей комнаты.

А зачет они все же получили.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/26/1334


Рецензии
Читала и смеялась. Человеческий фактор никто не отменял, и оценки у студентов не всегда отражали их уровень знаний. Сашка - креативщик, как сказали бы сейчас - моментально находил выход из положения. Вообще у каждого бывшего студента найдутся истории о том, как провели преподавателя, как вовремя сострили или перевели разговор или просто обманули. У меня была однокурсница, которая на экзамене изображала, как ей становится плохо, а потом шепотом "признавалась" экзаменатору, что она беременная и должна была лечь в больницу, но честно пришла на экзамен. Естественно, ее жалели и отпускали с оценкой. Вначале и мы ей верили, пока не поняли, что нельзя быть 2 года беременной на одном сроке.
С улыбкой.

Татьяна Хожан   11.08.2021 16:49     Заявить о нарушении
Спасибо Татьяна за отзыв и прочтения.Моей жене,а мы учились на одном факультете,как то поставили 5 просто за смелость,она вышла первой отвечать из всей группы.

Александр Ресин   11.08.2021 17:57   Заявить о нарушении
Если хотите еще посмеяться то почитайте вот это http://proza.ru/2014/12/15/209

Александр Ресин   11.08.2021 18:14   Заявить о нарушении
Да, помнится, некоторые преподаватели и у нас ставили на балл выше за смелость. Когда наш выпуск сдавал научный коммунизм, а председателем комиссии была Раиса Горбачева, которая у нас на 3 или 4 курсе вела философию, я пошла первой, хотя ничего не обещали - Горбачева была дамой принципиальной и не любила поблажки делать. Тоже получила отлично. :)

Татьяна Хожан   11.08.2021 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.