Береника, по мотивам рассказа Эдгара По

В темноте:

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Этой истории никогда не было. Она не могла со мной случиться…

Сквозь темноту, как далёкие звёзды в небе, начинают проступать белые точки – сначала одиночные, потом многочисленные.

КАРКАЮЩИЙ ГЛУХОЙ СТАРЧЕСКИЙ ГОЛОС
(за кадром)
Забытьё. Забвение. Забытьё. Забвение. Забытьё. Забвение…

Белые точки увеличиваются - это ряды зубов. Зубы в растянутой женской улыбке, четыре ряда зубов друг над другом рентгеновском снимке в детских челюстях, зубы подростка, девушки, зрелого человека. Крупные широкие зубы сменяются удлиненными изящными, резцы - клыками, желтоватые – жемчужными, зубы в челюсти черепа сменяются прорезающимися молочными зубами младенца.

КАРКАЮЩИЙ ГЛУХОЙ СТАРЧЕСКИЙ ГОЛОС
(за кадром)
Забытьё. Забвение. Забытьё. Забвение. Забытьё. Забвение…

Зубов становится больше, они перемещаются в кадре точно как в калейдоскопе, составляя в разнообразные симметричные фигуры.

КАРКАЮЩИЙ ГЛУХОЙ СТАРЧЕСКИЙ ГОЛОС
(за кадром)
Забытьё. Забвение. Забытьё. Забвение. Забытьё. Забвение…

Но вдруг каркающий голос заходится в натужном сухом кашле, а всё это зубное изобилие орошается алым.

ИНТ. КАБИНЕТ ОТЦА – ВЕЧЕР

На кушетке в полутёмном просторном кабинете с криком подскакивает ЭГЕУС – около 30, его вытянутое бледное правильных очертаний лицо можно было бы назвать симпатичным, если б не было столь унылым. Он шумно дышит, словно задыхаясь.

ЭГЕУС
Восемь, восемь. Восемь! Восемь…

Рядом в кресле, продолжает кашлять в платок ОТЕЦ, около 70, проплешина, крючковатый нос, бородка и усы седоваты. Пламя свечей в подсвечнике на столе-бюро, заваленном бумагами, освещает открытый ларец, в котором лежит ключ. На стене мы видим портреты Фрейда и Юнга. На каминной полке чучело чёрного ворона. Приступ кашля прекращается, Отец сразу вскакивает с кресла.

ОТЕЦ
(каркающим голосом)
Замолчи! Молчать! Тихо!

ЭГЕУС
(ускоряясь)
Восемь, восемь, восемь, восемь…

Отец бьёт его наотмашь по правой щеке. И сразу по левой. Эгеус, словно бы, приходит в себя. Отец опять заносит руку.

ЭГЕУС
Папа, не бей! Прошу, не бей!

ОТЕЦ
Смотри мне в глаза!

Эгеус отводит глаза.

ОТЕЦ
В глаза!

Эгеус смотрит почти в глаза, чуть в сторону.

ОТЕЦ
Что видел на этот раз?

ЭГЕУС
Ничего

ОТЕЦ
Ничего это хорошо. На сегодня сеанс окончен.

Эгеус заворожено смотрит на огонь свечей.

ЭГЕУС
Папа, а это поможет?

ОТЕЦ
Если будешь стараться

Отец подходит к столу-бюро, достает ключ из ларца. Эгеус, вставая с кушетки, ищет ногами тапочки.

ЭГЕУС
Я же увижу свет?

ОТЕЦ
Если будешь стараться

ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ – ВЕЧЕР

Отец стоит перед дверями в кабинет, в левой руке держит подсвечник, правой закрывает дверь на ключ. Эгеус стоит рядом.

В дальнем углу вестибюля мы видим просторный кожаный диван.

ИНТ. ГОСТИНАЯ – ВЕЧЕР

На длинном столе стоит два подсвечника, фарфоровая супница. Отец и Эгеус сидят в торцах стола. Перед ними тарелки и бокалы. Ещё одна тарелка с приборами стоит по левую руку от Эгеуса, перед пустого стула с высокой спинкой.

Здоровенный пожилой лысый слуга МАКС с пушистыми огромными пшеничными усами наливает алое вино из бутылки в бокалы.

На стене мы видим ростовой портрет красивой женщины. На противоположной стене висит двустволка.

ОТЕЦ
Макс, что с Береникой?

МАКС
Джейн должна была привести её двадцать минут назад.

ОТЕЦ
Поторопи-ка их

ЭГЕУС
(за кадром)
Береника, моя кузина…

НАТ. КЛАДБИЩЕ – ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ, ФЛЕШБЕК

Отец на 20 лет моложе закрывает крышку гроба.

ЭГЕУС
(за кадром)
Её отец, мой дядя, скончался от страшной болезни, когда она была ещё ребёнком

Слуга Макс без усов с пшеничными волосами размеренно орудуя заступом засыпает могилу.

НАТ. ПОЛЯНА ПЕРЕД БОЛЬШИМ ДОМОМ – СОЛНЕЧЫЙ ДЕНЬ, ФЛЕШБЕК

Девочка 10 лет в летнем платьице смеясь бьёт ракеткой по волану. Это Береника

ЭГЕУС
(за кадром)
Отец забрал Беренику в наш дом. И они сразу подружились. Он души в ней не чаял

Отец, улыбаясь, отбивает волан.

ЭГЕУС
(за кадром)
Мы росли под одной крышей.

Угрюмый мальчик 10 лет с огромной книгой сидит на подстилке под деревом, это Эгеус. Девочка оборачивается к Эгеусу

БЕРЕНИКА
Эге-гей! Иди же поиграем! Эгей!

Мальчик отрывается от книги, смотрит на неё и опять обращается к книге.

БЕРЕНИКА
Не будь букой, Эгей!

ЭГЕУС
(за кадром)
Но мне всегда казалось, что отец любит её больше, чем меня…

Отец, вырастая за спиной Береники, кладёт ей руку на плечо.

ОТЕЦ
Ты же знаешь Эгеуса! Пусть себе читает. Шесть пять, ты ведёшь.

Береника смеясь подает волан, Отец отбивает удар. Эгеус, бросив на них быстрый взгляд, продолжает чтение…

ИНТ. ГОСТИНАЯ – ВЕЧЕР

Как тогда под тенистым деревом и сейчас Эгеус за столом сидит, опустив взгляд, он ложкой водит в тарелке с супом. Отец пристально и раздраженно смотрит на него.

ОТЕЦ
Эгеус, ты меня слышишь?!

Эгеус сидит молча. Отец стучит ложкой по бокалу с вином, Эгеус кивает головой, взгляд у него по-прежнему опущен.

ОТЕЦ
Если ты хочешь увидеть свет, ты должен стараться, Эгеус! Ты меня понял?

Эгеус удручённо кивает.

ОТЕЦ
Береника теперь твоя невеста. Завтра вас обвенчают. Будь с ней приветливее. Это всем пойдет на пользу. Особенно, тебе.

Эгеус медленно поднимает глаза на Отца.

ОТЕЦ
Семья, Эгеус, это самая главное.

Эгеус внезапно бросает ложку в тарелку.

ЭГЕУС
Но она не твоя семья! Я твоя семья!

Дверь в гостиную распахивается, открывается, высокая коренастая горничная ДЖЕЙН в марлевой повязке поддерживая за правый локоть вводит девушку удивительной красоты и грации – это БЕРЕНИКА.

В этот момент, движения замедляются – это субъективный взгляд Эгеуса. В замедленном движении Джейн ведёт Беренику, мы видим изможденное лицо, тусклые волосы, погасшие глаза без ресниц.

ЭГЕУС
(продолжает за кадром)
Недуги не щадили нашу семью. Так хворь, от которой скончался дядя, теперь, через столько лет, проявилась и в Беренике…

Истончившиеся увядшие губы Береники раздвигаются в полуулыбке пролуоскале, и мы видим брекеты на её зубах. Она вместе с Джейн уже в паре метров от стола, движения по-прежнему замедленные.

ЭГЕУС
(монотонно продолжает за кадром)
Роковая болезнь обрушилась словно смерч. Припадки нередко заканчивались трансом, почти неотличимым от смерти.

Отец закашливается, всё становится чётким, замедление пропадает, Береника уже около стола!

Эгеус вскакивает отодвинуть ей стул, она рефлекторно отшатывается, попадая в руки Джейн, Отец горестно морщится. Эгеус присаживается на стул, Береника присаживается рядом. Макс наливает ей вино. Отец поднимает бокал и поднимается со стула.

ОТЕЦ
Дорогие мои дети Эгеус и Береника, семья наша пережила очень многое. Мой брат и моя любимая жена… Надеюсь, они нашли упокоение…

Картинка вокруг Отца расплывается, он продолжает что-то беззвучно говорить, но затем и сам расплывается, взгляд Эгеуса фокусируется на портрете красивой женщины, который висит на стене - Эгеус смотрит на него, это его субъективное зрение.

ЭГЕУС
(голос за кадром)
Я был младенцем, когда мамы не стало. Я даже не помню её. Я помню, как я рос книгочеем в нашем сумрачном чертоге. Я помню, как достиг совершеннолетия. А потом Отец отвёз меня в большой город….

НАТ. ТУМАННАЯ УЛИЦА, ВЫСОКИЕ ДОМА – ВЕЧЕР

Серые высокие дома бегут назад справа и слева, начинают кружиться.

ЭГЕУС
(голос за кадром)
Я учился на литератора

Серые дома кружатся быстрее, но потом движение резко останавливается, дома погружаются в темноту, сквозь которую пробиваются белые точки, которые продолжаются кружиться словно в калейдоскопе.

ЭГЕУС
(голос за кадром)
Я учился на литератора. Но об этом я сам ничего не помню! Психический недуг стёр память о тех днях, благодаря папе, болезнь перестала развиваться. Осталось напоминание о ней – светобоязнь. Дневной свет и электричество мне противопоказаны.

ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ – ВЕЧЕР, ФЛЕШБЕК

Эгеус идёт с подсвечником по вестибюлю.

ЭГЕУС
(голос за кадром)
Пока противопоказаны.

Он слышит отрывочные женские крики. Они доносятся из кабинета Отца! Эгеус идёт к кабинету.

ЭГЕУС
(голос за кадром)
Отец решил, что поженив нас, он сможет излечить меня. И Беренику.

Подходит к дверям кабинета. Открывает их! Там вдалеке видит обнаженную Беренику, которая лежит на кушетке. А над ней нависает Отец. Отец его замечает, его лицо искажает ярость.

ОТЕЦ
Макс!!!

Неожиданно появившийся из-за спины Макс оттаскивает Эгеуса и захлопывает дверь. Из-за которой мы слышим кашель Отца.

ИНТ. ГОСТИНАЯ – ВЕЧЕР

Судорога кашля сотрясает Отца, отчего вино из бокала в левой руке попадает на белую скатерть, оставляя алые разводы. В правой рукой с платком он закрывает рот, мы замечаем, что платок тоже обагряется кровью. Этой же рукой хватается за сердце, оставляя на бежевой рубашке алый след, Отец скрючивается.

Эгеус левой рукой держит Беренику за правую, у Береники мелко дрожит голова, глаза закатываются. Макс и Джейн обеспокоенно переглядываются. Отец прекращается кашлять. Затихает. Распрямляется.

ОТЕЦ
И я всем сердцем надеюсь, что завтрашний день навсегда положит конец нашим печалям… Нам ведь нужно держаться вместе, семейные узы самое важное в жизни, лишь сохраняя семью мы сможем достичь гармонии с миром, с собой и с близкими людьми…

Береника дрожит всем телом, заваливается на Эгеуса, а потом падает на пол, её бьет судорога!

К ней бросается Макс и Отец, Эгеус сидит безучастно, уронив голову на ладони. У Береники изо рта идёт пена. Макс привычным движением вставляет ложку в зубы, Джейн подаёт шприц, Отец делает укол в руку Береники, судорога сразу прекращается.

Отец бережно приподнимает тело Береники взяв его за подмышки, Макс берёт её за ноги, они выносят её вынести из гостиной…

Эгеус достает ложку из супа. Подносит её ко рту. Замечает Джейн.

ЭГЕУС
Не могли бы вы мне принести пару зубков чеснока, Джейн?

Джейн округляет глаза, и, ничего не сказав, поспешно уходит. Эгеус делает глоток вина из бокала, ставить бокал на стол. Его глаза затуманиваются, веки немного прикрываются, голова опускается, он рукой задевает бокал, вино разливается по столу.

ЭГЕУС
Восемь, восемь, восемь, восемь, восемь…

За дверьми раздается полный отчаяния крик Отца. Эгеус, вздрагивая, открывает глаза, недоуменно оглядывается. Крик отца повторяется. Эгеус бросается к дверям, распахнув их, выбегает.

ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ – ВЕЧЕР

На диване в дальнем углу мы видим лежащее тело Береники и Отца, который в голос рыдает над ней, стоя на коленях у Береники. За его спиной молча стоят Макс и Джейн. Эгеус наблюдает.

ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ – ДЕНЬ

В зашторенном полумраке горят свечи, на диване гроб с телом Береники, Отец молча стоит перед ним на коленях, за ним стоят Макс и Джейн.

Эгеус приближается к гробу. Через щель приоткрытых, словно в улыбке губ Береники, видны жемчужные зубки – теперь без брекетов!

НАТ. КЛАДБИЩЕ – ВЕЧЕР

Макс, размеренно орудуя заступом, засыпает гроб землей. Отец, закашлявшись, хватается за сердце, закатывает глаза так, что видны лишь белки, жутко хрипит и падает в полузасыпанную могилу.

ИНТ. КАБИНЕТ ОТЦА – НОЧЬ

Эгеус с невидящими глазами сидит за столом-бюро в кабинете Отца, картинка не в фокусе, горят свечи в подсвечнике, дверка бюро выломана с мясом, вырезки газет и закрытый ларец.

ЭГЕУС
Девять, девять, девять, девять, девять…

С громким стуком ударившись о стену, под порывом ветра, распахивается форточка в окне. Мутная картинка фокусируется.

Эгеус удивленно оглядывается вокруг. Недоумённо перебирает вырезки газет, мы видим заголовки - заголовки и текст в газетах озвучивает женский голос за кадром.

Дантист-убийца пойман на месте преступления!

Пять умерщвленных пациентов!

ИНТ. ЗУБОВРАЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ – ВЕЧЕР, ФЛЕШБЕК

Пациент стоматологическом кресле. Дантист, чьего лица мы не видим, накидывает на шею пациента удавку и начинает душить.

ИНТ. КАБИНЕТ ОТЦА – НОЧЬ

Эгеус продолжает перебирать газеты. Заголовки:

Маньяк охотился за зубами

Мономания ужаса

ИНТ. ЗУБОВРАЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ – ВЕЧЕР, ФЛЕШБЕК

Дантист стоит к нам спиной, осматривает рот пациента и начинает его душить руками.

ИНТ. КАБИНЕТ ОТЦА – НОЧЬ

Эгеус продолжает перебирать вырезки:

Дантист Эгеус Клейн признан невменяемым

Дантиста отдают на поруки отцу, который гарантирует, что заблокирует тёмную сторону гипнозом

В этой газете – фотография, на которой Эгеус видит себя и Отца!

Эгеус с силой бьет по столу кулаками, кричит.

Дверь распахивается, в кабинет входит Макс с двустволкой наперевес. Эгеус отнимает ладони от лица.

МАКС
Доброй ночи, сэр. Вы ничего не слышали?

ЭГЕУС
Нет, Макс. А что случилось?

МАКС
Нас с Джейн разбудил жуткий крик на кладбище.

НАТ. КЛАБИЩЕ – НОЧЬ, ФЛЕШБЕК

Могила разрыта, гроб вытащен на поверхность, рядом с гробом тело Береники, рот окровавлен.

ИНТ. КАБИНЕТ ОТЦА – НОЧЬ

Макс горестно ухмыляется.

МАКС
Выходит, мы её похоронили заживо. Но тот, кто выдрал ей все зубы, убил её. Вы не знаете, кто это сделал?

ЭГЕУС
Почему ты меня спрашиваешь?

МАКС
Вы перепачканы землей

Эгеус оглядывает себя – он перепачкан землей! А вот и заступ, он стоит в углу. Шкатулка за столе закрыта, но ней тоже земля!

МАКС
(указав на шкатулку двустволкой)
А что в ларце?

ЭГЕУС
Я не знаю

МАКС
Чтобы лучше рассмотреть, понадобиться что-то поярче свечей.

Макс щёлкает выключателем на стене, вспыхивает яркий свет. Эгеус с воплем закрывает глаза.

МАКС
Да нет у вас нет никакой светобоязни, Эгеус! Отец внушил вам это. Только для того, чтобы навсегда изолировать в этом доме!

ЭГЕУС
Зачем меня изолировать?!

Макс стволом ружья сбивает шкатулку на пол, она тяжело падает, разлетается вдребезги, из неё выпадают щипцы и 32 маленькие окровавленные костяшки зубов, они раскатываются врассыпную по паркету, на которым мы видим глиняные отпечатки подошв.

НАТ. КЛАДБИЩЕ – НОЧЬ, ФЛЕШБЕК

Разрытая могила, рядом открытый гроб, Береника предсмертно хрипит, Эгеус выдирает ей один зуб за другим.

ИНТ. КАБИНЕТ ОТЦА – НОЧЬ

Из глаз Эгеуса бегут слёзы.

ЭГЕУС
Я не мог! Не мог! Это сделал кто-то другой!

МАКС
Вы знаете, почему в нашем доме никогда не бывает гостей?

ЭГЕУС
Почему?

МАКС
Ваши приступы продолжались. Было ещё три случая. Не считая случая со мной. Мистер Клейн блокировал вашу память.

ЭГЕУС
Не считая случая с тобой?! Макс! Что Отец делал с Береникой?!

МАКС
Когда?

ЭГЕУС
Она была голая! Зачем ты отшвырнул меня от кабинета!

МАКС
Медитативное иглоукалывание. Мистер Клейн регулярно производил эту процедуру. Она требует особой сосредоточенности. Он так любил Беренику! Любил как родную дочь! И хотел спасти вас обоих. Бедняжка. Ей пришлось носить брекеты, чтобы избавить вас от соблазна.

ЭГЕУС
От какого соблазна?!

Макс взводит оба курка.

МАКС
А у меня, к сожалению тогда брекетов не оказалось.

Макс, не отпуская ружье, правой рукой вынимает вставную челюсть.

МАКС
(шепелявя)
Шмотрите. Это вы жделали.

Макс бросает челюсть в Эгеуса, попадая прямо в лицо, по которому ручьями струятся слёзы.

ЭГЕУС
Это неправда!!! Это не могло со мной случиться! Этого не было!!!

МАКС
Но теперь ваш лечить некому

Макс нажимает на оба спусковых крючка. Заряд дроби летит прямо в зубы Эгеуса, из развороченного лиц вылетают окровавленные зубы. Откуда-то со шкафа слетает чёрный ворон, сбивает подсвечник.

В ЗТМ


Рецензии