Лекция месье Патиссона

В городском театре сегодня не было свободного места. Даже в оркестровой яме устроились желающие послушать парижского профессора литературографии и естествознания, как он себя именовал на афише, бывшего проездом на один день из Льежа в Сан-Франциско.
Жители Тараколя встретили вышедшего на сцену старичка в клетчатом костюме дружелюбными аплодисментами. Чинно поклонившись, тот проследовал за установленную по случаю кафедру. Он поднял руку. Наступила внимательная тишина. Началось.
- Итак, все счастливые семьи одинаковы, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Уважаемая публика, разумеется, понимает, о чём идёт речь.
Профессор пытливо прошёлся по лицам в зале. Лица приняли многозначительный вид и закивали.
- Кто же такие были небезызвестные вам Анна Каренина и вошедшая в историю литературографии, но не оставившая в памяти своё имя мадам Бовари? Жёны? Матери? Нет! Женщины с различным менталитетом и различной культурой, но такой схожей судьбой. Конечно же, в тогдашнем, да и в нынешнем социуме, неминуемы подобные явления, позорно и бесхарактерно обзываемые всевозможными писаками страстями. Мышиная возня не стоящая понюшки малайского табака. Основной инстинкт, инстинкт самосохранения понуждает любое живое существо испытывать страх и непреодолимую тягу к размножению. Бесконечные войны за территорию и природные ресурсы, революции, вызываемые жаждой власти. Всяческие отношения имеют своё нелогическое начало и логический конец. И что же? Что же, спрашиваю я вас? Успешные и достаточные дамы кончают жизнь самоубийством не от несчастной любви, а от осознания собственного идиотизма. Даже не просто идиотизма, а идиотизма в четвёртой степени и невозможности изменить ни себя, ни своего прошлого и отсутствия будущего. Слушаю Вас, господин …
- Шульман.
- Слушаю вас, господин Шульман.
- Скажите, профессор, а у тараканов такое бывает?
Профессор Патиссон задумчиво погладил подбородок.
- Случаи суицида на любовной, а точнее на истеричной почве у насекомых не зафиксированы, хотя лично я не исключаю этого.
- Спасибо, - удовлетворённый Шульман что-то записал в тетрадку.
- Так вот, - продолжил Патиссон, - Современной науке до сих пор доподлинно не удалось установить способ размножения пакемонов и схожих подвидов, так называемых в ненаучных кругах «анимэ». Субсидии на изучение этой наиинтереснейшей и наиважнейшей темы перестали поступать в лабораторию нашего института. Какова же разница между инвесторами, спонсорами и меценатами? Первый курс экономического факультета. Нет такого товара, который невозможно было бы продать, но существует товар, который невозможно купить. Напомню, что товар есть продукт, предназначенный для продажи. Да, да, да я вижу ваши удивлённые взгляды, но совершенно неоспоримый факт, что Луна каждый год удаляется от Земли на два метрических сантиметра, не объясняет, где же она находилась три миллиона лет назад. Более того никого не приводит в замешательство, что полная Луна визуально имеет идентичные габариты с размером видимого с Земли Солнца, в результате чего, собственно, мы и имеем возможность наблюдать так называемое солнечное затмение. И думали ли эти несчастные и разочарованные женщины, одна, когда прыгала под поезд, другая, когда глотала мышьяк о своих близких? О родителях, о муже, о детях? Нет! Культ эгоизма, воспеваемый такими сибареями как Шекспир,  Вергилий, Дантон, Портер, Левенгук и прочими не позволил даже на секунду вспомнить о них. Равенство или смерть! Не надо выделяться! Всех в серые костюмы, на всех повязать галстуки, юбки ниже колена на два пальца и строем с песней! Вот послушайте.
Патиссон раскрыл блокнот и, потрясая напряжённой кистью руки над головой, продекламировал:
- Затылок складчатый, торчащие лопатки,
  Тяжёлые бугры подкожного жирка.
  Как студень, вислые и дряблые бока.
  Сбегают к животу трясущиеся складки…
Профессор захлопнул и отшвырнул блокнот в сторону. Затем он стал прохаживаться по сцене, почёсывая на ходу у себя между ног.
- Вы, конечно, спросите, чем закончилось движение суфражисток, и какое оно имеет отношение к сегодняшней беседе… Вопрос наисложнейший и наиважнейший. По-прежнему считается хорошим тоном пропустить особь противоположного пола вперёд или же уступить ей место в общественном транспорте, даже рискуя оказаться за это в суде. Но ни русский граф Толстой, ни наш соотечественник месье Флобер не были, как сами признавались, ценителями дамских потуг. Впрочем, эту информацию они унесли с собой в могилу. Есть, однако, версия, безусловно имеющая право на существование, что африканские слоны всё же приходятся дальними родичами слонам индийским. По поводу лемуров сейчас в штабе ведутся серьёзные дебаты. Склонность к лицемерию и лжи свойственна именно человеку. С тех пор, как раскрылся ящик, подаренный первым людям Пандорой, и ветер разнёс беды и пороки по земле, наука не стояла на месте. Самоё величайшее изобретение человечества – огонь вовсе и не изобретение, а подачка от создателя этого эллипсовидного заповедника с суточным оборотом вокруг своей оси двадцать четыре часа. Итак…
Профессор Патиссон остановился, вынул руку из штанов, застегнул пуговицу на пиджаке, вопросительно оглядел аудиторию.
- Если нет вопросов, я закончил.
Пауза. Лаконичность доклада вызвала некоторое замешательство, но через мгновение зал взорвался овациями.
Под крики «Браво!» учёный муж сложился пополам, простоял так положенные пять секунд. Понюхал свою подмышку. Разогнулся и удалился за кулисы, вытирая вспотевший лоб носовым платком ядовито-красного цвета.

2011-09-21


Рецензии