Письма Сталину

                Письма Сталину.
Война застала  нашу  семью в г. Кривой Рог на Украине, где отец, Туллер Яков Иосифович,  работал парторгом крупного цеха на металлургическом комбинате. По рассказам матери, Туллер Елизаветы Яковлевны, отец успел посадить на последний поезд для эвакуируемых меня 3.5 лет и беременную на седьмом месяце жену, а сам был призван в армию, где погиб 20 ноября  1941 г.
 К великому сожалению, отца я совершенно не помню, хотя и ждал его еще очень  много лет после окончания войны.
Дальше - теплушки, остановка в станице на  Дону,  рождение брата Ефима в октябре 1941г. и получение похоронки на отца. До сих пор в памяти остался страшный, незабываемый крик матери.
Запомнилось двухнедельное нахождение на пристани в Махачкале, откуда нас должны были переправить пароходом через  Каспийское   море в Казахстан.
 Помню бомбежки и попытки матери спрятаться от них с двумя детьми – в деревянном туалете. Когда не было бомбежек в эти туалеты стояли  огромные очереди. Пароход, который перевозил эвакуированных до нас и на который мы не успели, попал под бомбежку и был потоплен. Нас перевезли на следующем пароходе ночью – без бомбежки.
В конце концов, в начале 1942 г. мы оказались в эвакуации в г. Талды-Курган в Казахстане. Мать с двумя детьми – одному 4 года, второму – 4 месяца. Нас определили «на постой» в одну русскую семью – мать и сын моего возраста. Мест в яслях и детских садах не было. Матери нужно было работать, а куда нас девать? От безысходности она написала письмо  Сталину, в котором подробно описала всю ситуацию, сообщив ,что муж погиб на фронте, а она одна с двумя малолетними детьми находится в безвыходном положении и просила помочь устроить детей в ясли и в детский  сад.
Как потом она рассказывала  - ответ пришел очень быстро и брата устроили в ясли. Меня же, вместе с сыном хозяйки, двух четырехлетних пацанов закрывали в доме и оставляли на целый день одних. Что мы там вытворяли – не помню, но представить могу.
Мама имела высшее образование по специальности экономист, работала сразу на двух работах, что и помогло нам выжить.
Сталину же она написала еще один раз – когда суровой зимой не было дров.
Помощь, как семье погибшего фронтовика, была оказана достаточно оперативно.
Меня же, со временем, тоже определили в детский сад. В саду нас часто выводили на прошлогодние поля, где мы откапывали оставшуюся неубранную свеклу и жадно ее ели. С тех пор еще много, много лет чувство постоянного, неутихающего голода, не покидало меня. Даже в г.Славута на Украине, куда мы приехали после эвакуации, еще несколько лет после окончания войны, - это  ощущение голода не проходило. Страна еще долго приходила в себя после войны.
Но для чего я это написал. Я совсем  не поклонник сталинизма, - но система все же сработала и сохранила жизни миллионам  эвакуированных. В том числе и многим евреям. Навечно, огромная благодарность за это нашей стране и всем людям, которые  приняли и помогли выжить всем к ним приехавшим!
          Я также безмерно благодарен своей маме, которая прожив  тяжелейшую жизнь, воспитала 4 детей (сестру Анюту и брата Яна во втором браке), никогда никому ни на что не жаловалась, ничего не просила и никому никогда не завидовала. Хотя ее уже давно нет, но я постоянно    ощущаю ее незримое присутствие и надежную защиту  от тех  бед и неприятностей, которые  случаются, иногда, в моей жизни.


Рецензии
Мой отец после войны тоже писал Сталину и тоже помогло...
Работа с письмами трудящихся была поставлена еще по-ленински.
Позднее я познакомился как это работало.

С УВАЖЕНИЕМ

Рыскин Борис   11.09.2018 15:38     Заявить о нарушении
Борис, спасибо за понимание и поддержку! Осталось очень мало тех, кто что либо помнит из тех времён. Нужно писать не только о плохом, но и о том как помогало Государство и местное население выжить эвакуированным.Всего самого доброго!

Михаил Туллер   12.09.2018 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.