Мы купили старика

RLD

Его не тревожат никакие активные желания, кроме, разве что, желания вновь обрести потерянное время - «letrouver le temps perdu».

Д. Святополк-Мирский. История русской литературы.


Наш одноклассник Вова Малюков получил прозвище «Старик», поскольку, явившись однажды на встречу с автором этих строк в расстегнутом мышино-сером школьном пиджаке поверх коричневого джемпера, надетого, в свою очередь, поверх ядовито-зеленого батника с расстегнутым воротником, из-под которого выглядывала грязновато-белая водолазка, затертых до голубизны джинах с "седлом" из красной кожи и черных солнечных очках, вынув левой рукой зажатую (еще довольно неумело) в углу рта сигарету, приветственно поднял правую руку с указательным и средним пальцами, растопыренными в форме латинской буквы «V» /1/ - так было принято здороваться в кругах «продвинутой» - «хип(п)Овой» - молодежи (во всяком случае, в тогдашнем «образцовом коммунистическом городе» - столице нашей Родины Москве) и нарочито хриплым голосом сказал: «Привет, старик!» С тех пор все в нашем классе его так и звали - «Старик», «Старикан», «Старикашка». Вовочку даже дразнили, распевая довольно дурацкую детскую песенку, сочиненную я уж не помню точно, кем - возможно, Сашкой Лазаревым (по прозванью «ГрУдарь»):

Мы купили старика -
Топай-топай! -
За четыре пятака -
Кверху попой /2/.

Захотелось старику -
Топай-топай! -
Переплыть Москву-рекУ -
Кверху попой.

Но бурливая река -
Топай-топай! -
Утопила старика -
Кверху попой!

Он стоит теперь на дне -
Топай-топай! -,
Освещает рыбам путь  -
Кверху попой.

А на правом берегу -
Топай-топай! -
Стоит памятник ему -
Кверху попой.

Была у нас в ходу и другая, более лаконичная, дразнилка, бесившая, однако, «Старика» не меньше приведенной выше глупой песенки:

Старик! Я слышал много раз,
Что ты, вообще-то, пэдораз!

Впрочем, это я так, к слову...Состоявший в первые годы в охватывавшей большую половину нашего класса «Б» организации мушкетеров, «Старик» со временем сдружился с нами, «орденскими рыцарями», составлявшими его вторую, меньшую половину (omnia preclara rara), впоследствии вступил в учрежденную мной с моим другом Андреем Баталовым («Батой») организацию «Нибелунги», а затем - и в «Клуб Одиннадцатой Заповеди» (став его активным членом и даже начав сочинять широковещательный клубный манифест под названием «Общественные предрассудки в области свободной любви» - так, впрочем, и не завершив работу над этим призванным в корне переменить закостенелую, по его убеждению, конечно, разделяемому всеми нами, общественную мораль документом). Помню, как-то в восьмом классе, накопив, по предварительной договоренности, деньжат, выдаваемых нам дома на школьные обеды (что касается, во всяком случае меня; откуда взял манюху, как мы в ту пору называли деньги, наш «Старик», мне точно не известно; впрочем, у нас не было принято особо интересоваться, где кто берет средства к существованию), мы, вместо школы, отправились в кафе (или ресторан, точно не помню, но кажется, все-таки, кафе) «Охотник», располагавшийся, под вывеской из неоновых трубок, изображавших контур головы лося, на правой стороне так называемого «Брода» (улицы Горького, «Эрзац-Бродвея», нынешней Тверской), в направлении Белорусского вокзала. До сих пор помню, что мы заказали по порции перепелок с гарниром, по бутылке темного рижского пива, по четыре ломтика черного хлеба и по чашечке кофе. Нас беспрекословно обслужили, хотя мы были в «мышиных шкурах», то есть в  серых школьных пиджаках и брюках, расцвеченных следами химических (и не только химических) опытов - «вдоль правой штанины - пятна от малины, вдоль левой штанины - пятная от свинины, на правом кармане - от карася в сметане, на левом кармане - от блинов тети Мани» (как говорилось в детском стихотворении о двух подобных нам коллекционерах пятен). Но это так, к слову...   

Родителей нашего друга «Старика» я никогда не видел, да он о них не то что не рассказывал, но вообще ни разу не упоминал (по крайней мере, в разговорах со мной, даже самых, как мне казалось, задушевных и откровенных). То ли они погибли, то ли бросили его, то ли были не в ладах с законом и попали в места не столь отдаленные. «Старикан» жил один на Шмитовском проезде, в районе Красной Пресни (недалеко от нашего же одноклубника и одноклассника Леши Кареткина по прозвищу «Карета», «Дрына» или «Дракула»). Из всех родственников «Старика» я помню только навещавшую его иногда и помогавшую по хозяйству, но жившую отдельно тетю Симу, а также старшую сестру «Старика» Олю и ее мужа Колю. Они были археологами и жили в маленькой однокомнатной квартирке (как сказали бы теперь - «однушке») в пятиэтажной блочной «хрущевке» на Хорошевском шоссе (неподалеку от улицы генерала Глаголева, где, между прочим, жил с родителями и старшим братом Борисом - стилягой «Бобом» - мой кузен и старший друг Петя Космолинский). Квартирка Коли и Оли была битком набита всевозможными (я думаю, не слишком ценными, но впечатлявшими нас в те давние годы) артефактами, привезенными с летних археологических раскопок - в основном, керамическими изделиями (лекифами, гидриями, кратерами, пеликами, киликами и как там их еще называли хитроумные и оборотистые эллины). Я немного в этом разбирался, поскольку, начиная с первого класса, еще будучи учеником расположенной рядом с нашим домом на улице Фрунзе (нынешней Знаменке) школы №57, посещал в находившемся рядом Пушкинском («цветаевском») музее, наряду с нумизматическим кружком (где, кстати говоря, впервые увидел в натуре две древнерусские серебряные гривны - одну гладкую. с насечками, по которым от нее по мере надобности отрубали кусочки серебра - «рубли» - и другую, с выбитыми на ней клеймами-печатями разных княжеств), еще и кружок археологии, который вела профессор Стельмах, и однажды даже участвовал летом в раскопках древней столицы Боспорского царства - Пантикапея - в Керчи, на горе Митридат (где когда-то закололся или был заколот преданным рабом увидевший вокруг «измену, трусость и обман», царь Понта Митридат Евпатор, а в мое время горел Вечный огонь). Всякий раз по возвращении Коли и Оли из очередной экспедиции мы со «Стариком», «Остапом» (Сашей Шавердяном) и другими членами «Клуба Одиннадцатой Заповеди» заваливались к ним, так сказать, на «симпосион» и так гудели, что любо-дорого вспомнить (невзирая на наш тогдашний юный возраст). Коньяк, портвейн и прочие напитки там лились рекой. Помнится, Коля разливал коньяк по стаканам - не рюмкам! - прямо из амфоры! Пили же мы, естественно, «по-скифски» (или, может быть, «по-киммерийски»), но уж точно не «по-эллински». То есть, не портя вкуса сока виноградных лоз водой. Со всеми вытекающими из такой манеры пить последствиями (зачастую «обнимаясь с белым другом»-унитазом в совмещенном с ванной туалете, а порою оскверняя и фасад пятиэтажки, перегнувшись через подоконник). Бывало, Колины соседи снизу поднимались к нам наверх скандалить из-за оскверненного фасада, но обладавший удивительной для нас тогда способностью пить, совершенно не хмелея, Коля ухитрялся как-то все это улаживать, и праздник продолжался. Зять «Старика» неплохо играл на гитаре (в отличие от нас, зная не только «три аккорда») и очень любил петь под гитару песни тогдашних бардов, имена которых нам были частью известны, частью же - нет. Например, песню, содержавшую такие строфы:

Над Канадой небо сине,
Меж берез дожди косые -
Так похоже на Россию,
Только все же - не Россия.
Будний день - не воскресенье,
Дом чужой - не новоселье.
Так похоже на веселье,
Только все же не веселье...

и многое другое в том же роде.

Особенно часто и охотно Коля пел «Москву златоглавую, звон колоколов...» (ходившую в то время по Москве в исполнении русских эмигрантов, десятки раз переписанных с кассеты на кассету) и песню про неведомого странника, плывущего к далекой, давно ждущей его возвращения возлюбленной у (или: меж) Геркулесовых столбов, мысленно призывая ее «не пить сладкие вина», или, иначе говоря, не увлекаться алкоголем - не в пример нам, самозабвенно распевавшим, во всю мочь юных глоток, эту замечательную песню (сочиненную, как выяснил позднее автор настоящих строк, бардом и геофизиком из Ленинграда Александром Городницким, сочинившим и упомянутую выше песню про синее небо над Канадой).

Кончилось все это довольно-таки скверно. У Коли, только что защитившего кандидатскую, случился, как тогда говорили, разрыв сердца (хотя ему было всего 36 лет от роду). После поминок, на которых было очень много выпито, наши визиты в хорошевскую «однушку» сестры «Старика» как-то сами собой прекратились - в отличие от нашей дружбы с Вовой Малюковым. Правда, со временем, особенно - после окончания школы, «Старик» стал больше общаться с «Остапом» - у них были общие музыкальные интересы -, сочиняя вместе с ним, а порой - и с нашим одноклассником и другом «Вовой-Коровой» Смеловым, психоделические песни в стиле тогдашнего «андерграунда», для «Абрамцевского хит-парада», как они в шутку говорили. Их трио носило гордое название «Москоу андерграунд сайкоделик груп». Потом я уехал учиться в ГДР и только много позже узнал от «Остапа», что «Старик», покалечив кого-то в кабацкой «разборке», попал за решетку. Выйдя из колонии, он, после этой «ходки» (оказавшейся, хотя и первой, но, как это ни печально, не последней в его жизни) продолжал порой общаться с «Остапом», но урывками, надолго пропадая из его поля зрения. Общение в основном сводилось к «алконавтике» («стрельнув» в очередной раз денег у Остапа», «Старик» их тут же вместе с ним и пропивал). Вернувшись как-то с дачи, «Остап» обнаружил дверь своей квартиры взломанной и понял, что его ограбили. Точнее говоря, из квартиры не пропало ничего, кроме старинного кавказского ковра - огромного, свисающего из-под потолка, покрывая всю стену, диван и весь пол в большой комнате. Татьяна Александровна, мама «Остапа», извещенная сыном об ограблении квартиры, обратилась в милицию. Никто не ожидал, что грабителем окажется...наш друг и соклубник «Старик», решивший украсть ковер, видимо, с «большого бодуна», и не нашедший ничего лучшего, как понести продавать его на ближайший же, буквально «за углом», Тишинский рынок, где и был пойман с поличным. Семья «Остапа» попыталась дать делу обратный ход, взять заявление назад, но безуспешно. На суде «Остап» не был, но Татьяна Александровна присутствовала. В своем последнем слове «Старикан» был предельно лаконичен;

«Извините, тетя Таня»...

И с тех пор никто из нас его не видел.   

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Смысл этого «черчиллевского» приветствия, собственно говоря, выражает уверенность в победе (по-английски слово «победа» - Victory - начинается с буквы V). Но, поелику до СССР в ту пору доходили слухи о охватившей Запад «молодежной (сексуальной) революции» и о том, что ее протагонисты - левые радикалы - «здороваются двумя пальцами», часть советской молодежи переняла эту форму приветствия. Правда, ассоциируя его почему-то с лозунгом «Свободная любовь!» - «фри лав!» - и называя «хип(п)овским приветствием». Поскольку в сознании мало информированных доморощенных советских «западников», западные хиппи смешивались с левыми радикалами (в действительности же «хипы» и «леваки» имели, мягко говоря, не много общего друг с другом, хотя «переходные формы» между ними и существовали - достаточно вспомнить музыканта-коммуниста Джона Леннона или музыканта-сатаниста Чарльза Мэнсона).

/2/ Интересно, что, несмотря на свойственную подросткам склонность к употреблению ненормативной лексики, мы пели именно «попой» (а не «жопой», как вполне могли бы).


Рецензии
Боюсь, что Сашка Лазарев здесь не при чём. (правда трудно понять, какого он года рождения, но песенка о Старике явно старше). К тому же здесь смешаны два параллельных варианта - про старика, и про ишака.
"Кверху попой" действовал именно Старик, а в Ишаке этого рефрена вообще не было. Но сами куплеты, тем не менее совпадали. ("старика" в стихе легко заменяется на "ишака").
Про старика начиналось так:
Жил на севере старик (т-т),
Он носил большой парик (к ж).
Захотелось старику (т-т) и т.д.

Про ишака пелось иначе:
Мы купили ишака - И-аа!
За четыре пятака - И-аа!
Захотелось ишаку - И -уу!
Переплыть Москву-реку - И-уу! и дальше один в один, что про старика, что про ишака (но про ишака без всякой попы).

Про старика пелось "среди своих", а про ишака не возбранялось и в пионерском лагере на сцене.

Конечно, сейчас приводят и другие начала про Старика ( например: Из-за леса, из-за гор т-т, ехал дедушка Егор к ж. ... Как на Ленинских горах т-т, раньше жил старик-монах к ж.), но два куплета про Москву реку остаются незыблемыми во всех вариантах (а концовки сочиняли дальше все, кому не лень, свои).

Но про Ишака начало было только с пятаками.

Хотел еще написать, получился ли похожим портрет поколения, но да уж ладно. Не обязательно, слишком большая и больная тема.

Рыженков Вяч Бор   25.08.2019 19:09     Заявить о нарушении
В нашем классе эту песню первым популяризировал именно Сашка Лазарев, и со стороны ВААП претензий, насколько мне известно, не было:)

Вольфганг Акунов   25.08.2019 23:39   Заявить о нарушении
То есть, дело происходило после 1973 года?

Рыженков Вяч Бор   26.08.2019 23:17   Заявить о нарушении
Смотря какое дело. Если Вы внимательно читали рассказ, то начинается он с событий времен нашего обучения в школе, а оканчивается временем после ее окончания. Школу (10-й класс, тогда было 10-летнее обучение) мы закончили в 1972 году. Вот и прикиньте. С уважением

Вольфганг Акунов   30.08.2019 21:42   Заявить о нарушении
Прикинуть нетрудно. Если судить по отрывку из Мцыри, это где-то 1968 год. Что ж, время совпадает, притом очень даже точно. Я услышал в первый раз песню о Старике примерно годом раньше. Стало быть, именно тогда она начала своё широкое хождение.

Собственно те же времена описаны и у меня, но разница разительная. (мемуар "Своими глазами". Я там ничего не приглаживал, просто то, что вы даёте изнутри, я больше наблюдал со стороны) Потому я и не опознал, какие именно годы вы описываете, 60е или 70е. Правда думаю, что разница здесь не историческая, а географическая. У нас ведь было не совсем так, как в Москве.

Конечно те же гитары и портвейн, только отношение другое. И с джинсами разница. У нас в 60х носили клеш (клешары), длинные волосы и у кого были - водолазки. А вместо джинсов - техасы, но они никак не шли в разряд модного. Расхожая повседневка.
А про хиппи друг другу поясняли: "Это что-то вроде битласа".

Рыженков Вяч Бор   01.09.2019 00:38   Заявить о нарушении
Все это так. На фото наших одноклассников, сделанном перед выпускным вечером летом 1972 года, помещенном в заголовке стихотворения http://proza.ru/2014/06/14/287, наш Старик - второй справа в самом верхнем ряду

Вольфганг Акунов   02.09.2019 14:15   Заявить о нарушении
Занятная фотография. Мне конечно, первым делом в глаза бросились галстуки у мальчишек. И теперь я вспоминаю, что в моем прошлом, уже не школьном, но студенческом имели привычку надевать галстук в первую очередь и почти исключительно только те, кто из Москвы.
Сам я носил галстук только в военный день по требованию военной кафедры. Причем демонстративно очень старый, еще дедов, заштопанный и на резиночке.

Рыженков Вяч Бор   05.09.2019 00:52   Заявить о нарушении
Ну, повод был торжественный, все-таки выпускной. А вот как раз в студенческие годы - самое "джинсово-замшево-вельветовое время" мы почти никогда не носили галстуки (за исключением особых случаев - например, свадьба, госэкзамены, защита диплома и т.д.):)

Вольфганг Акунов   05.09.2019 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.