Московский метрополитен

Иногда для того, чтобы заметить какие-то мелочи в нашей повседневной жизни, приходится проявлять любовь ко всему, что ты видишь и что происходит вокруг тебя.
Для меня Москва была чем-то механическим. Огромным живущим существом, поглощающим в себе людей, время и деньги. Конечно, я входила в этот кипящий и бурлящий механизм большого города, который с каждым днем пугал и отвращал меня все больше и больше. Его текущие под землей и на земле артерии подхватывали меня, несли, давили и доставляли в место назначения.
Например, подземное сердце Москвы. Для меня каждая поездка в московском метро была испытанием и психологическим, и физическим. Люди удивляли и пугали, превращались в огромные массы организмов, мыслящие инстинктами, пытающиеся найти себе место в таком маленьком вагоне поезда. В эти моменты я ощущала себя слишком возвышенно. Все вокруг лишь безжалостные звери, которые после работы не видят ничего, кроме своей квартиры, ужина и сна. Одна я где-то затерялась в этих стаях, огрызаясь точно так же на всех остальных, кто подпирал меня локтем или пинал сумкой.
Станции представляют из себя все тоже испытание резвости, быстроты и психологической стойкости. Держа весь свой гнев и изливая его на каждого человека, попадающегося тебе на пути, ты пробиваешься и стекаешься то в одну, то в другую волну людей. Повседневный консерватизм.
Но только сегодня, для меня открылось что-то совершенно параллельное. Такая быстро текущая жизнь метро показалась мне абсолютно другой. Стало видно те мелочи, тот калейдоскоп, который наполняет эту, для меня бессмысленную, гонку за временем и местом.
Как обычно, я в наушниках, забегаю в вагон метро вместе со всеми людьми и растекаюсь в середину вагона. Как будто нас выдавили из тюбика краски, сквозь узкие двери поезда. Я - хищник. Своим острым взглядом ищу свободное место и, словно пулей, сажусь на него. Особенно меня впечатляли в такие моменты бабушки, которые так и делают вид, что у них все болит, но завидев издалека, будто светящееся свободно место, летели сквозь вагон так, что любой легкоатлет достоин пожать им руку за такой рекорд скорости и времени.
На самом деле, люди в метро просто пестрят разнообразием и лиц, и характеров. Самым излюбленным моим занятием было рассматривание сидящих напротив меня пассажиров. Ох, только взгляните на то, какие люди встречаются вам в вагоне. Вот, сидит типичный студент, одет во что-то очень сдержанное, рваные, грязные снизу джинсы. На коленях сумка и планшет, причем все, что он с таким усердием изучает на экране, отражается в его очках, которые и так пережили все падения из-за невнимательности их хозяина.
Следующий типаж пассажира метро - это мужчина низкого достатка, видимо, приехавший из какого-нибудь провинциального городка, одетый в черную кожаную куртку, джинсы, на ногах лаковые туфли, а на голове натянутая на лысину черная шапка. В руках обязательно один пакет, скорее всего тоже черный, так как жизнь в его родных городках обычно такая же черная и мрачная, лишь кое-где поблескивали потертыми золотыми полосками чья-то свадьба или день рождение. Черты его лица суровы, взгляд бандитский. Каждый раз мне хочется подальше держаться от таких личностей, так как его массивность наводила на меня непонятных страх, и даже какое-то отвращение. По нему было видно, он закончил 9 классов и технический колледж. Да что он делает в Москве? А это покрасневшее от ежедневной выпивки лицо. На его физиономии была вся палитра теплых, красноватых цветов.
Движемся дальше, подростков всегда было маловато в то время, когда я перемещалась в метрополитене. Однако, иногда встречались по будням блуждающие и уставшие от ежедневных кружков и занятий, ребята. По их лицам сразу понятно, что в свои 10-12 лет их график дня плотнее, чем у президента. "С учебы на учебу, с кружка на кружок" - так вам ответит любой современный ребёнок, если вы спросите, как проходит у него неделя.
Но ничто не доставляет такой внутренней радости и ликования как то, когда по всем приметам и признакам сидящего напротив себя человека, понимаешь, что он "твой". "Твоим" человек может быть, например, если он, благодаря каким-то логическим выводам, оказывается вашим коллегой по интересам. Именно в этот момент ты начинаешь вести свой внутренний разговор с ним. Обычно, в такие моменты хочется просто подойти и обсудить с "твоим" человеком все интересующие тебя вопросы. Однако, в данном случае у тебя есть хоть какая-то определённость о том, что он из себя представляет. А другие в вагоне? Вот кто они? Кто эта бабушка, сидящая с газеткой "Metro", кто этот мужчина, просто разглядывающий свое отражение в окне вагона? Можно ли сказать, что это просто звено в общественном течении, или каждый представляет свой собственный, не похожий мир, в котором живёт только он и его окружение?
Обычная поездка в метро все навивала и навивала философские мысли, которые, вроде бы, в обычное время даже и не посещают мою голову. Хотя, наверняка, каждый сидит и думает о чем-то своем, думает, что он умнее и главнее всех остальных пассажиров. Я не исключение. Какими же эгоистичными мы становимся, попадая в московский метрополитен. Каждый уверен, что только он, здесь, среди всех присутствующих, что-то из себя представляет. Жалко, что это выходит за пределы метро, и становится обычным в повседневной жизни и взаимосвязи одних пассажиров с другими. Пассажир одинок, он одинок, когда едет на работу, с работы, уставший и измученный. И каждый, опять же, считает себя самым бедным на свете человеком, что в итоге и делает незнакомых и случайно встретившихся людей такими агрессивными.
Метро - это калейдоскоп, который представляет вам абсолютно разных и таких необыкновенных людей, которых вы сначала будете ненавидеть, презирать, орать на толкнувшего вас парня, ругаться на человека, не позволившего вам быстро забежать в вагон, на музыкантов и попрошаек, надоедливых своими просьбами и звуком аккордеона. Осталось только открыться для восприятия окружающих вас мелочей, таких обычных и не примечательных, открыться для гуманизма и нравственности, попробовать впитать в себя каждого человека, понаблюдать за ним, и, может, после этого окружающая вас ежедневно обстановка вечной толкучки и духоты, станет хоть чуть-чуть интереснее и красочнее.
Но только мои мысли для написания этого рассказа собрались в единое целое, как я слышу: "Станция Боровицкая. Переход на станцию Арбатская и Библиотека имени Ленина." Прощаясь с тем сроднившимся для меня вагоном и пассажирами, я бегу на переход к новым людям и к новым впечатлениям, чтобы снова ощутить и вобрать в себя все краски московского метрополитена.


Рецензии