Алтындай жол - золотой путь
***
Своим навыкам рудознатца мой Дед Дмитрий Иванович научился у своего Отца - Ивана Филипповича, как это и бывает обычно в семейном ремесле.
Жили они тогда ещё в Атбасарском уезде Акмолинской области Степного Генерал-губернаторства Российской Империи.
В связи с тем, что золотые прииски находились в местностях, населённых кочевыми киргиз-кайсаками (т.е. казахами на современный лад), то приходилось и много общаться с ними, договариваться, привлекать в качестве рабочих, торговать, ладить, дружить, наконец…
Затем, когда семья перебралась на Южный Урал, они продолжили зарабатывать себе на жизнь этим промыслом. Недалеко от села Алексеевского находился золотой рудник.
Знаю я эти места. Ещё мой старший Брат Сергей уже с нашим Отцом продолжали попытки старательствовать, обследуя старые шурфы.
Рисковое это дело… Было много случаев, когда в самодельных шурфах-колодцах старателя просто заваливало грунтом. Не имея сил откопаться, и выбраться в одиночку – он погибал. Нужна была подстраховка, т.е. артель, в которой часто были и дети-подростки на подсобных работах.
***
В 2003 году Отец рассказал мне одну семейную историю.
Дело было в середине 1920-х годов.
Артель, где работал Дед Дмитрий, за сезон добыла и подготовила к сдаче очередную партию золотого песка, который надо было отвезти на приёмку за двести вёрст в Троицк. Туда отправились втроём (для самоконтроля, да, и так, на всякий случай). Выехали в середине сентября на конной подводе. По пути первых суток к вечеру стали искать, где переночевать. Приметили кочёвку степняков, где и решили остановиться.
Время было лихое, а в городах и голодное... Гражданская война только отгремела. И обиды ещё не забыты.
Казахи приветливо встретили путников, пригласили к вечернему достархану, пусть и бедному – свежие горячие лепёшки и вяленая баранина, но с бодрящим чаем с добавлением топлёного курдючного жира.
На русском кочевники говорили плохо. Поинтересовались – куда путь держат, а самое главное – есть ли с собой соль и сахар? Дмитрий, загородив своей спиной небольшую торбу, которую он занёс в юрту, достал холщевину, а из неё мешочек с колотым сахаром и берестяную солонку. Оторвал два листа от газеты, сделал два кулёчка и, отсыпав в них немного того и другого, молча передал старому аксакалу. Тот начал благодарить:
-О-о-о!!! Жаксы! Коп рахмет, орыс!!! Сiзге ете ризамын! Кымыз ынтык боласыз? (Хорошо! Большое спасибо! Я вам очень благодарен! Кумыс будете пить?)
-Что говоришь?
-Кумыс, кумыс… (показывает руками, как пьёт)
-А…! Кумыс! Давай! Неси! Хотим!
Молодой казах принёс бурдюк и стал разливать хмельной напиток в крУжки.
-Ядрёный! Хороший кумыс, говорим! Якши!
Наливают ещё.
-Всё! Хватит, хватит! Спать надо! Завтра рано вставать! Спасибо!
Артельщики вышли из юрты, задали ещё сена коню, и, справив нужду, отойдя в степь, стали укладываться спать - кто на, а кто и под телегой...
***
Дмитрий лежал на телеге, смотрел в ясное небо, «считал» звёзды в Млечном Пути, раскинувшимся от горизонта к горизонту.
От внимания Дмитрия не скрылось, как казах-старик, подавая ему чай, как бы случайно, ногой попытался подвинуть торбу, в которой лежал шлих.
Встал, потянулся, и тихо, не надевая сапог, подкрался к тыльной части юрты. Стал прислушиваться.
-Мен біламын неге олар Yдерадылар. Олар алтын апару адылар. Оларiн oлтіру! Алтын жытыру. Жылkы біздін болады.*
Что ж! Всё понятно! Так же крадучись, Дмитрий вернулся к телеге. Сотоварищи спали.
Присел. Достал кисет. Свернул большую «козью ножку» самосада и закурил. В правой руке он сжимал нож. Ядрёный дым потянулся в сторону юрты, из которой тут же выглянул «колбит».
-Неге Yйыkтамей, орыс? (Почему не спишь, русский?)
-Что говоришь?
-Yйыkтайсkн! (Спи!)
Ночь тянулась. Дмитрий вставал, разминался. Опять курил. Он чувствовал, что из юрты за ним продолжали наблюдать.
Занялся рассвет. Дмитрий стал будить артельщиков. Запрягли лошадь, быстро собрались.
Казахи вышли из юрты.
-"Спасибо" за хлеб-соль! Поехали мы! А убивать гостя из-за золота – большой грех! Аллах не велит так делать! Гореть бы вам в аду за это, эзэзіл вашалар алу ады буындырасkн! (Дьявол возьмёт ваши души!)
Старый казах потупил голову. Потом произнёс:
-Прости, русский! Шайтан голова путал. Прости! Ты умный – понял. Я старый – ум нет... Прости!
-Бог простит!!! «Гэпеушникам» сказать – и вы у дьявола в руках будете!
(примечание ОГПУ – аналог МВД и ФСБ в наст. время).
-Назад ехать будешь – гостем будешь! Керi Yдеру боласkн - конакмен боласkн! Не говори никому! Сойлемей ешкім! Стыдно мне! Yят менга!
***
История на этом не закончилась.
На обратном пути артельщики действительно заехали на это же стойбище. Казахи зарезали трёх баранов. Вместе пили кумыс… Кочевники поклялись в дружбе.
Уметь простить, забыть обиду – это ли не главное в русском характере…?!?!?!
Кстати, потом ещё несколько раз золотоноши из этой артели безбоязненно останавливались на ночёвку у казахов из этого рода, кочевавшими по левобережью Урала, т.к. биями было наказано своим соплеменникам (от греха подальше) не трогать «этих русских» с Жайык-озен (Яик-реки, т.е. Урала).
***
*приблизительный перевод: "Я знаю куда они едут. Они золото везут. Их зарежем. Золото заберём".
Примечание автора: прошу извинений у читателей, если не правильно сложил фразы на казахском языке – поправьте, если что!
На фото: Урал. Золотой прииск. См. http://vseopoiske.ru/goldnuggets/russiangoldhistory/
01.11.2015
Свидетельство о публикации №215110101179
С уважением, Николай
Николай Панов 09.11.2015 12:51 Заявить о нарушении
Всё никак не собирусь побывать в тех местах...
Спасибо за отклик!
Забегу к Вам на огонёк!
Дмитрий Караганов 09.11.2015 20:58 Заявить о нарушении