Затерянный мир

В детстве я каждое лето проводил в деревне неподалёку от Звенигорода, этой подмосковной Швейцарии. Там кирпичные многоэтажки, вмещающие десятки квартир, соседствуют с дачными участками, где деревянные домики прячутся в глубине садов. Поскольку городок вытянулся вдоль Москвы-реки, все жилища рассыпаны по прибрежным полям и высоким холмам. Образ этого места будет неполным, если не упомянуть густые сосновые леса, подступающие к нему со всех сторон.
На одном из многочисленных окрестных холмов высится Саввино-Сторожевский монастырь, сердце города. Со смотровой площадки под его стенами открывается дух захватывающий вид на окрестности. Это отдельное удовольствие – лакомиться пирожками с капустой и горячим сбитнем, приготовленным из мёда и мяты, одновременно любуясь далями, которые видны на километры.
Обитая поблизости, я бывал в Звенигороде тысячу раз. Ну, может, и не тысячу, но достаточно. Однажды я посетил монастырь в начале октября. Был вечер, закат окрашивал в золото без того горящие осенью деревья, а деревня вдалеке укуталась то ли в туман, то ли в дым из печных труб.
Я видел город во все времена года, но ни разу не спускался с монастырского холма. У его подножия через луг тянется узкая полоска деревьев. Рощи вроде этой – верный знак, что внутри протекает крохотный ручеёк. Снова и снова я клялся себе проведать этот уголок в следующий раз и наконец сдержал обещание.
Внизу, куда ведёт настолько крутая тропинка, что сила всемирного тяготения сама несёт тебя под гору, оказалось, на мой взгляд, самое прекрасное место во Вселенной: через небольшую речушку, скрытую деревьями от людей, перекинут деревянный мост. Некоторые стволы пригнулись к самой воде так, что, сев на них, можно окунуть в ручей ноги, а глаза – в небо. По течению вытянулись водоросли, и слышно лишь журчание и то, «как в лесу растёт трава».
С тех пор я навещал мою речку всякий раз, когда меня заносило в Звенигород. Это стало традицией, ритуалом. Подобно язычнику, я стремился проникнуться духом этого тайного места вблизи православного монастыря. Какая разница, что за религию ты исповедуешь – важно лишь видеть красоту всего, что тебя окружает.
Тот ручей впадает в неширокую в Звенигороде Москву-реку, а та, в свою очередь, несёт воды в Оку, Волгу и, в конце концов, Каспийское море, где превращается в пар. Пар с дождём возвращается к истокам, чтобы повторить цикл, как это делает душа в круговороте Сансары. Находиться рядом с самой незначительной из рек на земле уже значит являться частью целого мира, частью вечности.


Рецензии