Sic transit жизнь

                (Так проходит жизнь)
Как всегда это в жизни и бывает, неожиданно бывшие коллеги попросили, для очередного юбилейного издания, написать очерки о двух людях, с которыми мне довелось работать 35 - 20 лет назад:
- Мы же их не знаем, не помним! (И это - правда! - се ля ви!)
Этих руководителей я прекрасно знал, помню, многому у них научился, - за что им отдельная большая благодарность!, о которой они уже не узнают: мне уже пришлось бросить по горсти песка в их свежевырытые могилы...
И, мне кажется, надеюсь, связывали нас не только сугубо начальственно-субординационные отношения, но и дружеские отношения, которые только возможны между людьми РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ...
Скажу: просьба коллег не огорчила, наоборот - даже обрадовала. На несколько недель она вернула меня, погрузила в круговорот событий не столь уж и близкой, ДРУГОЙ ЭПОХИ...
Сначала - собрал мысли в кучку: попытался составит хронологическую летопись нашего знакомства, работы, подчитал некоторые документы, книги и статьи, наращивая "мясо" подробностей на  костяк сухой фактологической канвы...
Работать было интересно и радостно: в конце концов, это предоставившаяся счастливая возможность сказать им спасибо и другие слова благодарности, в том числе и за роль, сыгранную ими в моей жизни... Как-будто вновь окунулся в атмосферу дней моей молодости - почти физически, беседуя о них с бывшими-сослуживцами-сверстниками (вот, кстати, и хороший повод встретиться самим!)...
Сегодня я старше, чем при знакомстве был первый из них, участник Великой Отечественной, да и второй - тоже...
Однако, выполняя задание, узнал и некоторые ранее не известные мне события, факты и обстоятельства, что вызывают еще большее уважением к этим встреченным на жизненном пути людям...
Удивительно, но ни один из них не предался "тихим радостям" пенсионного жития-бытия.
Первый - реализовал свои старые задумки и замыслы, написав и издав несколько книг о том, что он знал не по наслышке о той Великой Отечественной... Помню его рассказ, как ночью, осенью 1943 года они форсировали Сиваш, неся на себе при этом 50-килограммовый артиллерийский снаряд...
Второй - принял активнейшее участие в создании и деятельности целого ряда общественных организаций, разрабатывая их стратегии и программы, выступая с ними, пропагандируя, "лоббируя" их в коридорах власти. Как известного ученого, его привлекали экспертом в ГосДуму и Совет Федерации.
Им были опубликованы свыше двух десятков научных и публицистических статей, 3 книги, оставившие заметный след в общественном сознании и дискуссиях той поры...
Кстати, удивительно было узнать, что теперь уже один из новых его сподвижников и единомышленников на свои средства издал книгу воспоминаний "Жизненный путь генерала Ипполитова", написанную с огромной душевной теплотой и любовью...

И тяжело, но неизбежно, говорить: Они были..."
Своей жизнью, делами, пусть и не было среди них "титанических свершений" - или, быть может, все же были и такие??! - возможно!, - оба героя моих воспоминаний оставили по себе заметный след на земле. И они - живы, они с нами, пока есть хоть кто-нибудь, кто знает, помнит о них...


Рецензии