Рецензия 8 Онтология мировых писаний

Роберт Ван Вурст «Онтология мировых писаний». Восточный\Теологический семинар. 2003. WADSWORTH. Стр. 163 - 176.

Даосизм

Из 14 страниц учебника я использовал пока только две страницы Введения. Ниже приводится перевод, который, я надеюсь, достаточно близок к тексту оригинала. Так как я рассматриваю приведенный текст как литературу, а не научное эссе, то – не использую кавычек и ссылок. У специалистов, конечно, я прошу прощения в тех возможных местах, где есть неточности или искажения. Я надеюсь, что непрофессионал найдет много интересных сведений, которые создадут у него общее представление о религиях древнего Китая и, ниже по тексту, Греции.
Даосизм есть, после конфуцианства, самая влиятельная религия в Китае. Согласно даосов, их вера была основана Лао-цзы (Lao Tzu) в шестом веке до нашей эры. С древних времен, даосская традиция включала две взаимодействующие части: философский даосизм, богатый космологической медитацией и спекуляцией; и религиозный (иногда называют "эзотерический") даосизм, с его акцентом на экзорцизм (процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов религии), астрологию и обещающий долгую жизнь или даже бессмертие. Хотя даосизм имел важное влияние в истории, его будущее - туманно. Некоторые ученые считают, что он превращается в умирающую традицию. Это покажет только время, но писания даосизма, особенно Дао Дэ Цзин [DOW deh jing], или "Классический Путь и его результаты", и Чжуан-цзы [jwahng tzoo], заработали бессмертное место в история мировых культур и до сих пор имеют влияние сегодня.
Обзор структуры
Название даосского Писания - Дао Цзан [dow tsahng], или "Даосский канон / коллекция". В 1926 году было напечатано 1120 томов. Дао Цзан традиционно были сгруппированы в три раздела (San-Tung). Они отражают три различных исторические традиции в рамках даосизма. Первый раздел - Supreme Clarity school, второй -  the Numinous Treasure school, третий - the Three Sovereigns school. Каждый из разделов еще делится на двенадцать частей, названия которых дает хорошиее указание их содержания: "Original Revelations»; божественные талисманы; толкованиям; диаграммы; хронологии и генеалогии; моральные кодексы; церемониальный этикет; ритуалы;. эзотерические методы (алхимия, астрология, exorcism, и т.д..); жизнь последних даосских авторитов; гимны;. послания мертвым. Добавлено позже кроме тог: "Четыре добавки."
Происхождение, развитие и использование Даосизма.
Критическое изучение истории даосского канона все еще находится в начальной стадии его, и его массовый характер делает задачу еще более сложной. Некоторые выводы, однако, были достигнуты с помощью науки. Мы остановимся здесь на основных моментах важных для понимания его Священных Писаний.
Даосы прослеживают происхождение своей религии и писаний в высказываниях основателя их традиций, Лао-цзы. Они считают, что его ученики записали первые и самые важные части канона, Дао Дэ Цзин, вскоре после его смерти. (Даосы часто ссылаются на Дао Дэ Цзин, как "Lao-Tzu"). Последние критической исследования, однако, привели к выводу, что, хотя это, возможно, записи начали делать в то время, но эта книга представляет собой сборник материалов разных авторов, окончательно собранных в третьем веке до н.э. Несмотря на это, Дао Дэ Цзин есть на самом деле сборник большинства Писаний даоссов. Их размышления о Тао [Dow] («Путь») и его te [Дух] ("власть") в восемьдесят одном кратком разделе написаны в сжатом стиле. Китайского письма оригинальные черты допускают параллелизм в строках поэзии, а также подбор хороших рифм, что на самом деле затрудняет достижения точности переводов. Тао есть космос, порождающий происхождение неба и земли. С другой стороны, Тао является частью существования каждого человека. Он есть социальный идеал, по крайней мере.
Текст писания Дао Дэ Цзин - один из немногих случаев книг, которые широко используются как в философском так и в религиозном даосизме. Судя по частоте, с которой он был переведен на английский язык (более ста раз) и других европейских языках, Дао Дэ Цзин оказывает значительное влияние на другие религии и культуры.
Следующий основной текст даосизма - писание Чжуан-цзы, названное по имени его автора. Эта книга далека от Дао Дэ Цзин. Своими анекдотами и аллегориями, она бросает вызов читателю провокационным стилем и содержанием. Но Чжуан-цзы включает конкретные моральные принципы, которые исходят от "двух великих санкций," требование опираться на природу и на внутренние убежденности в том, что правильно и что неправильно. Оба эти принципа основаны на великом Дао.
Другие важные даосские тексты могут быть упомянуты здесь только мимоходом. В трактате Tai-shang дело с возмездие греха и награду за зло. Если человек живет в гармонии с Дао, продолжительность его жизни будет удлинена; если живут злой жизнью, они умрут рано или их наказание перейдет к потомкам. Дао-фа хуэй-юань ", Группа даосских ритуалов," книга церемоний для управления демонические силы, как в природе, так и в личности, когда они приводят к болезни. Шан-цзин шэнь хоу-. дао-чунь Либа-чи, или "Анналы Господа Дао, шалфей Грядущего из Shang-ching," содержит информацию о том, как некоторые даосские мастера (часто называемые "Адепты") использовали методы дыхания, алхимию, и другие эзотерические методы, чтобы питаться астральными силами и стать бессмертным, или даже божественным. Но многие тексты религиозного даосизма / эзотерической написаны в специальный скрипте, преподаются только для посвященных в специальных сектах, и даосы вообще всегда были очень скрытными в отношении раскрытия своих писаний.

Следует остановиться на причинах изучения Даосизма. Сегодня многие философы возлагают большие надежды на применение конфуцианства в качестве лекарства для России. При этом, проводится сравнение с тем, как развивалась история в Греции, особенно, в результате применение философии Аристотеля. Однако. Внимательный анализ истории Китая, особенно периода войн, показывает, что основные философские системы возникали и действовали в полном соответствии с законом определяющего влияния внешней обстановки.
Ниже приводится пересказ основных положений по теме в книге Randall Collins, Ph.D. The Sociology of Philosophies: А Global Theory of intellectual Change [1998], в которой анализируются сети философов и математиков в течение более двух тысяч лет в обоих Азиатских и Западных обществах, и показывает, какие виды моделей производили более высокое и более низкое влияние на уровни творческих инноваций в философских идеях.
Выдающиеся философы появлялись в Греции между 500 и 265 г до н.э. У китайцев тоже был период особой творческой активности в философии. На протяжении жизни четырех поколений конца эпохи Воюющих царств с 365 по 235 г. до н.э. появились шесть первостепенных наиболее влиятельных и утонченных древних философов Мэт Цзы, Хуэй Ши, Чжуан-цзы, Гунсунь Лун, Цзоу янь и Сюнь-цзы. К этому же периоду относится две анонимные работы, представляющие вершины философского творчества: «Дао дэ цзин» и митские «Каноны» - высшая точка рационалистической логики во всей китайской философии. Автором «Дао дэ цзин» считается мифический Лао-цзы. Эти два периода истории Греции и Китая довольно схожи между собой. Но содержание философии в Китая и Греции различно в своем существе.
Один философ утверждал, что основу греческой науки и этики дал Ветхий Завет. Даосы настаивали на том, что буддистское учение было получено в Индии от Лао-цзы во время его путешествия на Запад.
И в Китае и в Греции были сходные условия: политический плюрализм, письменность и комерция не знали границ, традиционные религиозные практики находились в состоянии распада. Но греков интересовал Космос и природа богов. А в Китае на первом месте находились политические и этические вопросы. Позже в Китае на первое место вышли вопросы о природе человека. Возникло несколько направлений размышлений: является ли природа человека эгоистической и асоциальной /Ян Чжу/; или благожелательной и социально ответственной /Мэн-цзы/; или изначально злой и нуждающейся в контроле посредством ритуалов /Сюнь-цзы/; либо она нуждается в принуждении с помощью законов /легалисты/, или человеку следует удаляться от цивилизованного общества /магия и мистическая космология у Чжуан-цзы и в «Дао дэ цзин». Лао-цзы понимал бегство от общества как существо социальной ответственности. Он считал, что владеющий магией мудрый царь может упорядочить человеческое общество посредством совершенного недеяния. Но проблема чистоты идеала добродетели никогда не вызывала большого интереса в Китае, в противоположность Греции. Позже в учениях инь-янь и доктрине пяти процессов /Цзоу Ян, 270 г.до н.э./ в Китае возникла параллель по отношению к греческой космологии в связи с политическими вопросами подъема и падения династий.
Ритуал и традиции составляют основу консервативного спектра позиций в Китае. И это сильно отличается от обычая политического участия, которое превозносил Аристотель и стоики в Греции.
Позднее неоконфуцианство поглотило философский даосизм целиком, так что остался только религиозный даосизм /235-300 гг. н.э./.
Даосизм, учение Лао-цзы, противостоит конфуцианской системе, которая предпочитает вернуться в местные, деревенские общины, с небольшим вмешательством правительства. Даосизм основан на очевидно противоположной концепции инь и ян: взаимодополняющие, взаимозависимые принципы, действующие в пространстве и времени, эмблемы гармоничного взаимодействия и баланс всех пар противоположностей во Вселенной.

10/31/2015
Виталий Шолохов


Рецензии