Жизнь сапёра. Сиваш Гнилое море

                Н. М. Панютин. «Жизнь сапёра». Глава II. БОИ НА УКРАИНЕ И В КРЫМУ

     Освобождая Левобережную Украину, войска 417-й стрелковой дивизии, в том числе 351-й сапёрный батальон, которым пришлось мне командовать, вели наступление, очищая от фашистской нечисти и приближались к Крыму.

     Гитлеровская клика с потерей Крыма лишалась возможности оказывать прямой нажим на позицию Турции. Крым – это крепкий орешек, и его надо было умело расколоть. Но наши доблестные воины сумели найти ключ, чтобы очистить от фашистской чумы Крым и принести свободу советским людям.

     Советским войскам удалось за 35 суток – с 8 апреля по 12 мая 1944 года наголову разбить двухсоттысячную немецкую армию, захватить в плен около 62 тысяч солдат, офицеров и генералов. На поле боя осталось более 50 тысяч убитых фашистов.

     Нелишне напомнить, что гитлеровцам в 1941 – 1942 годах потребовалось 250 дней только для овладения Севастополем, а нашим войскам на штурм этого города – всего лишь пять дней.

     Итак, освобождая Правобережную Украину, наши доблестные войска приближались к последнему оплоту Украины – Крыму.

     В результате зимнего наступления 1944 года Советская армия возвратила Родине промышленный Юг Украины, порты Чёрного моря, освободила миллионы советских людей из фашистской неволи.

     В конце ноября 1943 года, преследуя и уничтожая фашистское полчище, войска 4-го Украинского фронта, в том числе 417-я дивизия, которая входила в его состав, вышли к Перекопскому перешейку, соединяющему Крым с Украиной.

     Советским войскам не удалось прорваться вглубь полуострова Крым с ходу. Однако они захватили плацдарм на его северном берегу, омываемом водами Сивашского залива. Причина приостановки заключалась в том, что в период непрерывных наступлений ударная сила наших войск ослабла, понеся большие потери в ходе наступления. Потому сильно укреплённый немцами плацдарм без предварительной подготовки прорвать с ходу нам не удалось.

     За два с лишним года пребывания в Крыму немцы создали сильную инженерную оборону на всех направлениях вероятных наших ударов. Две линии – Турецкий Вал и Ишуньские позиции защищали Перекопский перешеек. Восточнее против этого места Сиваша, где в 1920 году провёл свои войска в Крым Фрунзе, немцы создали сильнейшие укрепления. То же они приготовили на третьем опасном участке – у Чингарского моста. Везде были построены доты, нарыты противотанковые рвы, густая сеть траншей, заминированы проходы, сосредоточена артиллерия и подведены отборные немецкие части.

     Несмотря на сильно укреплённый плацдарм, 1 ноября 1943 года наши войска вгрызлись в немецкую оборону.

     На первом фланге – на Перекопе войска генерала Захарова прорвали укрепления Турецкого Вала, заняли за ним плацдарм для будущего наступления, но остановились.
Одновременно войска генерала Крейза, командующего 51-й армией, в составе которой находилась 417-я стрелковая дивизия, в том числе 351-й сапёрный батальон, совместно с другими частями 51-й армии форсировали Сиваш, но не в том направлении, где ожидали немцы. Это было в широкой части Сиваша, на месте, где немцы держали заслон из Румынских дивизий, надеясь на широкие просторы и непроходимость Гнилого моря – Сиваша. Да, Сиваш всегда называли Гнилым морем. Я только знал из географии, что существует Сиваш, а что он Гнилое море, не представлял почему. Но это так. Вода в нём горько-солёная, дно покрыто илом. По каким-то законам природы оно (море) то убывает, то прибывает, происходят приливы и отливы под влиянием Азовского моря. Вот таков водный рубеж шириной до трёх с половиной километров. Берег от берега нам предстояло преодолеть вброд без каких-либо плавающих средств. Время торопило, и медлить было нельзя.

     Настал час, и бойцы 417-й стрелковой дивизии и 351-го сапёрного батальона ринулись вброд, преодолев одним броском 3,5 километра ледяной воды и вязкого ила, атаковали румын и отбросили их, заняли береговую полосу и закрепились на ней.
Итак, образовалась в Крыму малая земля – Сивашский плацдарм, зародыш будущей грандиозной победы. Войска ещё окапывались на захваченном плацдарме, а на поддержку им сапёры 351-го сапёрного батальона начали переправлять через студёную воду Сиваша артиллерию, боеприпасы, продовольствие.

     Орудия ставили на вновь сколоченные плоты и силами солдат перетаскивали через Сиваш. Орудия более тяжёлые ставили на сани и волоком перетаскивали через Сиваш. Иные тащили по 50 – 100 человек шаг за шагом в течение суток по грудь, а иной раз по горло в ледяной воде, на холодном ноябрьском ветру. Так, изо дня в день, до наведения переправы пришлось перетаскивать через Гнилое море орудия, боеприпасы, продовольствие, в том числе и воду, так как на занятом плацдарме не было пресной воды. Проходить взад и вперёд по этому Сивашу пришлось очень много. Каждому из нас выпадала доля проходить в сутки раза два. Людей на переправе было ограничено, так как основные силы строили укрепления и устанавливали минные поля, проволочные заграждения и противотанковые заграждения.

     Сиваш, Сиваш. Он на всю жизнь запомнится. Переходить его приходилось каждые сутки. Идёшь как будто по ровному дну, а вдруг попадается воронка, и ты с головой окунаешься в солёную воду. Только вода там очень злая – голая соль. Верно называют Сиваш Гнилым морем. Ноги и тело до язв разъедало, и одежда, сапоги не помогали. Главное дело обсушиться негде. О костре и не мечтай, ни тебе лесу, ни возможности установить палатку – всё на виду. Местность ровная, по каждому дымку противник стреляет из миномётов или орудий, а то и бомбит с воздуха. Только на пятые сутки отрыли на берегу Сиваша землянку, вернее сказать, яму без перекрытия, и в этом убежище в полушубках и шинелях сохла и согревалась очередная смена после перехода Сиваша.

     Долгие месяцы провели мы на завоёванном плацдарме в холодных отрытых окопах на крымской земле, в постоянной борьбе с ледяной и горько-солёной водой Гнилого моря. Сидели в окопах без землянок, без костров, частенько и без горячей еды, мёрзли.

     Прошло определённое время – стали рыть лисьи норы (ниши). Человек пять – шесть набьются, надышат, и теплее становится. В нишах было спокойнее от артиллерийских обстрелов и бомбёжек.

     Питьевую воду берегли. Её сперва через Сиваш таскали, с колодцами ничего не получалось. До 80 метров рыли, а вода всё горькая, сивашская. После долгих и кропотливых трудов нащупали жилку. Когда до сладкой воды добрались, настоящий праздник был.
 
     В период пребывания на завоёванном Сивашском плацдарме подразделения 351-го сапёрного батальона (в то время я занимал должность его командира) совместно с пехотой проводили большую работу по укреплению в инженерном отношении позиций, занимаемых частями дивизии. Перед ними стояла первоочередная задача – окопаться как можно быстрее. Ибо противник предпринимал не одну попытку сбросить нас в море. В сутки было по две – три атаки, но они успешно отражались нашими войсками.
В дневное время войска вели боевые действия, а ночью продолжали совершенствовать оборону. Улучшались окопы, доводились до полного профиля хода сообщения, укрытия для личного состава и техники, строились командные и наблюдательные пункты. Сапёры в качестве инструкторов помогали пехоте совершенствовать оборону. Перед передним краем устанавливали противопехотные и противотанковые мины, проволочные заграждения, а на отдельных участках - малозаметные препятствия.

     Нейтральная полоса была шириной около 300, а кое-где доходила и до 50 метров. И в этих условиях – при непрерывных огневых шквалах артиллерийского, миномётного и пулемётного огня – приходилось, ползая на брюхе, а подняться в рост не было возможности, ограждать пехоту минными полями.

     В период непрерывных боёв наши ряды поредели, а оборонительная полоса превышала всякие нормы. В данном случае сильно укреплённая оборона – спасение и успех при отражении противника.

     Установленные минные поля периодически нами проверялись, повреждённые и выведенные из строя артиллерийским и миномётным огнём противника мины заменялись боевыми. Особенно опасно было работать зимой. Земля замёрзла, мины одеревенели, и руки слушаются порой не так, как бы ты хотел. Отсюда – случайные взрывы и потеря людей на своих минных полях. Конечно, легко описывать прошедшие события, но как вспомнишь, то мурашки появляются, а иногда ночью снятся кошмарные сны…

     Укрепляя оборону и ведя непрерывные бои с противником, войска одновременно готовились к предстоящему наступлению. Наши ряды продолжали редеть, и всё труднее становилось оказывать сопротивление противнику. Много наших однополчан легло в период наступления, немало их голов сложено и в обороне. Несмотря на большие потери войск, мы стойко удерживали завоёванные рубежи. Иначе и быть не могло. Ибо у нас было два выхода – умереть на крымской земле на захваченном рубеже или купаться и умирать в Гнилом море – Сиваше в случае успеха со стороны фашистов.
Немецкие войска предпринимали не одну атаку и пытались обратить нас в бегство, оставить завоёванные рубежи. Но это им не удалось. Мы стойко удерживали завоёванные позиции и отбивали атаку за атакой, нанося ему ощутимые потери.
На войне свободных дней не бывает, и не было такого счастливого времени, чтобы не летел снаряд, мина, не трещали пулемётные очереди. Нередко навещает авиация, и начинают сыпаться с неба «гостинцы» – бомбы. Но привыкаешь ко всему этому, а также к убитым телам, к стонам раненых, зовущих о помощи. Я почему это описываю? Потому что оборона – это временный полигон для прицела различных видов вооружений и способности живой силы укрыться и сохранить свою жизнь.
 
     В конце декабря 1943-го и в начале января 1944 года к нам поступило новое пополнение, и наконец-то мы вздохнули полной грудью. Солдаты и офицеры повеселели, ибо легче стало нести боевое дежурство, и увеличилась плотность огня наших войск при попытках противника уничтожить наши огневые точки и вывести из строя живую силу. Укомплектован личным составом на 100 % был наш сапёрный батальон. Но беда была в том, что вновь прибывший личный состав не был обстрелян и на переднем крае вёл себя осмотрительно.

     Главное, солдаты не имели опыта по минированию и разминированию даже в мирных условиях, а не то, что под огнём противника. Времени на подготовку отводилось мало, так как боевая обстановка не позволяла такую роскошь. После двухнедельной подготовки мои сапёрики проходили стажировку в боевой обстановке – непосредственно под носом противника, а в лучшем случае – в отдалении на 100 – 300 метров.

     Засиделись мы на Сивашском пятачке, малой земле, вместе с тем интенсивно готовились к грядущим боям. Приближался час полного и окончательного освобождения Крыма. Крыму суждено стать ареной великих битв. Сражения, которые провели наши доблестные войска, войдут красной строкой в историю нашего народа.
После четырёхмесячного пребывания на Сивашском плацдарме 8 апреля 1944 года началась наступательная операция по освобождению Крыма.

     Накануне наступления сапёры 351-го батальона были направлены в стрелковые полки для проделывания проходов в минных полях противника и подрыва дзотов, мешающих своим огнём наступлению пехоты. Стрелковым частям предстояло наступление вести в узких полосах межозёрных дефиле. Атаке предшествовала артиллерийская и авиационная подготовка продолжительностью 3,5 часа. Несмотря на это, прорыв обороны развивался медленно. Перед началом наступления оживала то одна, то другая пулемётная точка, прижимая пехоту к земле.

     На подмогу пехоте появились штурмовики, которые буквально висели над головами немцев, не давая им возможности вести огонь. Наша доблестная пехота прорвала оборону противника и вышла из узких межозёрных дефиле на простор.
Особенно тяжёлые бои завязались перед высотой 34,4, которая перекрывала выход наших войск на оперативный простор. На подступах к высоте простиралось три полосы минных полей, проволочные заграждения в четыре ряда. Вот здесь-то и пришлось поработать сапёрам, показать своё мастерство, смелость и отвагу. Под огнём противника и при поддержке своей артиллерии проделывались проходы в минных полях и проволочных заграждениях. На высоте 34,4 были взорваны четыре огневых точки, из которых противник смертельным огнём преграждал наступление наших войск.

     В ночь с 9 на 10 апреля полки 417-й стрелковой дивизии заняли оборону и отбивали контратаки противника. Успешное наступление войск 51-й армии заставило противника оставить укрепления на Перекопском направлении и начать отступление по всему фронту.

     Фото из Интернета – «Форсирование Сиваша» и «Освободители Крыма».

     Возвращение к содержанию дневников-воспоминаний Н. М. Панютина «Жизнь сапёра»: http://www.proza.ru/2015/11/01/1230.

     2015


Рецензии
Вот ты какой Сиваш - Гнилое море... Какой же огонь должен был быть в сердцах наших ребят, чтобы преодолевать эту холодную, горько-солёную преграду. Читаешь и кажется, что обыкновенному человеку это просто не по силам. А они смогли!

Татьяна Бабина Берестова   20.12.2019 20:48     Заявить о нарушении
Татьяна, доброго здоровья! Спасибо за отклик! Поздравляю с наступающим Днём Победы! С уважением,

Владимир Калабухов   07.05.2018 20:50   Заявить о нарушении
И Вам доброго здоровья, Владимир! Сердечно поздравляю с наступающим великим Праздником - днём Победы! Мира Вам, добра и счастья!))) С уважением,

Татьяна Бабина Берестова   08.05.2018 10:59   Заявить о нарушении