Огигия и Калипсо

Вероятнее всего, что в избрании Платоном имени Атлант в качестве эквивалента имени первого царя, сына Посейдона, не обошлось без Гомера.

Например, в «Одиссее» мы встречаем известное любому образованному греку времен Платона следующее сообщение о далеком таинственном острове, оказывающегося связанным с родом титана Атланта – на нем живет его дочь Калипсо (от греч. ;;;;;;, kalypso  «та, что скрывает», от calypto – «скрыться, прятать»), умелая ткачиха:

Есть Огигия-остров средь моря, далеко отсюда.
Там обитает Атлантова дочь, кознодейка Калипсо,
В косах прекрасных богиня ужасная. С нею общенья
Ни из богов не имеет никто, ни из смертнорожденных.
Только меня, несчастливца, привел к очагу ее дома
Бог враждебный. Блистающей молнией быстрый корабль мой
Надвое Зевс расколол посреди винно-чермного моря.
Все у меня остальные товарищи в море погибли.
Я же, за киль ухватясь корабля двоехвостого, девять
Дней там носился. В десятый к Огигии-острову боги
Ночью пригнали меня, где та обитает Калипсо,
В косах прекрасных богиня ужасная. Ею радушно
Принят я был, и любим, и кормим. Она обещала
Сделать бессмертным меня и бесстаростным в вечные веки.
Духа, однако, в груди у меня не склонила богиня.
Семь непрерывно я пробыл там лет, орошая слезами
Платье нетленное, мне подаренное нимфой Калипсо.
После того же как год и восьмой, приближаясь, пришел к нам,
Вдруг мне она приказала домой отправляться, – не знаю:
Зевса ль приказ получила, сама ль изменилася в мыслях?
Крепкий велела мне плот приготовить, снабдила обильно
Пищей и сладким напитком, одела в нетленное платье,
Ветер потом мне попутный послала, не вредный и мягкий.
                (Гомер, «Одиссея», І, 244-266)

Калипсо родила от Одиссея сына Латина (Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека» Э VII 24) и  близнецов Навсифоя и Навсиноя (Гесиод, «Теогония» 1018). Также родила от Гермеса неких кефалленов – «головатых» (Гесиод, «Перечень женщин», фр.150, ст.30 М.-У).

В «Одиссее» (I 49-50) остров Огигия назван «лесистым» и «пупом широкого моря». Подробнее всего описан в V песне (стихи 55-74 и 238-242), где говорится о его почти безлюдности – там живут лишь Калипсо, её рабыни и Одиссей (Гомер, «Одиссея» V 198). Среди флоры названы черный тополь, ольха, кипарис и фиалки, связанные с культом мёртвых.

Согласно мнению, приводимому Плутархом (Плутарх, «О лике, видимом на диске Луны» 26), «… есть такой остров Огигия, лежащий в пределах Океана. Приблизительно в пяти днях плавания на запад от Британии, а прежде него расположены три других острова на равном расстоянии друг от друга, а также и далее от него на северо-запад, там, где садится летнее солнце. На одном из них варвары придумывают небылицы о Сатурне, заключенном в тюрьму Зевсом. Соседнее море было известно как Сатурния, и континент, который замыкал кольцо земель вокруг этого великого моря, был отдален от Огигии приблизительно на пять тысяч стадий, но от других островов не столь далеко».

Согласно поэту и филологу Каллимаху, остров Калипсо – это Гавд близ Мальты (ныне Гоцо; Страбон, «География» VII 3, 6 (стр.299)). По описанию Аполлония Родосского, нимфа жила на острове Нимфея в Адриатике (Аполлоний Родосский, «Аргонавтика» IV 573) (ныне это остров Сазани;  см. карту в издании: Аполлоний Родосский. Аргонавтика. – М., 2001).

Огигией также называют греческие Фивы (Павсаний, «Описание Эллады», IX 5, 1), вероятно, связывая с Огигом, царем эктинов (первых жителей Фиваиды) и Элевсина (священный город между Фивами и Афинами), при котором произошёл потоп – за 1040 лет до основания Рима (Павел Орозий, «История против язычников», І, 7,3) или 260 годом от Авраама (= 1004 г. до основания Рима в («Хронике Евсевия/Иеронима», 260o) или за 260 лет до потопа Девкалиона (Евсевий. Хроника I 182, II 17) [Ильинская Л. С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. – М., 1988. – С. 17].

По одной из версий, Огиг был сыном Беота (Схолии к Еврипиду. Финикиянки 1113 // Примечания В. Г. Боруховича // Аполлодор. Мифологическая библиотека. — Л., 1972. — С. 168) или Посейдона (Примечания Н. А. Чистяковой // Аполлоний Родосский. Аргонавтика. – М., 2001. – С. 205). По мнению некоторых античных авторов, Огиг был отцом Элевсина (Павсаний. Описание Эллады I 38, 7) и дедом Триптолема.

Также Огиг – последний ахейский царь (Страбон. География VIII 7, 1 (стр.384)). Ахеяне были недовольны его сыновьями и ввели демократию (Полибий. Всеобщая история II 41, 5, IV 1, 5). По сведениям самарянского историка Талла (Таллоса; ІІ в. до н.э.), автора истории Сирии, Огиг был царем Аттики (Акты), сражавшийся с титанами против Зевса (Комментарий Д. О. Торшилова // Гигин. Мифы. – СПб, 2000. – С. 182). Эктены (эктины), народ, над которым царствовал Огиг, погибли от чумы, после них в Беотии поселились гианты и аоны (Павсаний. Описание Эллады IX 5, 1).

Само слово Огигия (;;;;;; или ;;;;;; может быть понято и как существительное, и как определение («остров Огигский» в переводе Жуковского) [Примечания В. Н. Ярхо // Гомер. Одиссея. – М., 2000. – С.363]. В «Теогонии» Гесиода эпитет «огигский» отнесен к реке подземного царства Стикс (Гесиод. Теогония 806; в рус. пер. «Стиксовой древней водой»).

Есть сведения, что «… под лесным массивом Фонтенбло (Франция) находится сложный лабиринт древнейших подземных галерей неизвестного происхождения. Там находится пещера Ога (Augas), где, возможно, совершали свои магические ритуалы атлантские жрецы. Примечательно, что именно в Фонтенбло устраивает свою школу Гурджиев. Во Франции есть два сакральных места: район острова Сан-Мишель и Фонтенбло, через которых идут два входа в подземные города. По мнению Ютена, в этих подземельях можно увидеть два трона тайного властителя Франции. Сведения эти основаны на древних галльских и кельтских преданиях. Одна из таких легенд рассказывает о существовании во Франции тайного государства, управляемого со времен обращения Галлии в христианство чрезвычайно закрытым, секретным обществом, находящимся под патронажем Святого Михаила-Архангела, победителя Дракона. Гора Сан-Мишель была когда-то воздвигнута на том месте, где особо почитался друидский подземный храм «Святилище Дракона»… Мы считаем, что в основе Ордена Хранителей Атлантической Традиции лежит предание об Огиге, тайном царе-жреце, который скрыл атлантические знания и мудрость ушедшей Традиции сначала на Огигии (сейчас Азорские острова), а затем перенес их в мистериальные центры Западной Европы. Это имя нам хорошо известно почти по всему миру – его носит древнейший бог катастроф Ог или Огигос, сын Посейдона, в правлении которого случился первый потоп. Несомненно, что гомеровская Огигия названа так в честь самого Огига. Одно из колониальных владений атлантов под названием Ог находилось когда-то на территории нынешнего Перу в Южной Америке (по Кейси). Вообще, корень «ог» можно встретить во многих странах Старого и Нового Света. Александр Афанасьев в книге «Мифология катастроф» приводит внушительный список стран, в которых это имя связано с потопом, богами и героями. По мысли Афанасьева, слово «ог» не имя, а титул допотопных царей (сравни Гог и Магог). Атлант тоже носил некогда титул «ог». Страбон приводит название некой горы Огий, которая будто являлось убежищем Горгон и Гесперид. Исходя из имен обитавших здесь Горгон и Гесперид, под горой Огий мог подразумеваться обращенный в гору Атлант. А это значит, что Огий – просто другое имя Атланта. Корень «ог» мы встречаем, например, в кельтской мифологии: T;r na n-Og – «Земля Юных». Этот же корень можно встретить и в слове «Огенон» – Океан… Одно из племен Туата де Дананн называлось Огма. Джозеф пишет, что Огма является лидером этих племен из Страны Юности – ирландской Атлантиды. Огма (Огмий) изображался старцем, одетым в звериную шкуру, с палицей в руке; уши стоявших рядом с ним людей соединялись с языком бога тонкими цепочками. Он назывался «Солнечноликим» (grоanainech), сочетая огромную физическую силу с провидческим даром и искушенностью в поэтическом ремесле. Огмий ввел в Ирландии письменность, которую назвали по его имени. Огма, называемый также Кермэйт, что значит «медоустый», стал богом литературы и ораторского искусства. Огма имел семь сыновей, среди них были знаменитые герои: Туиренн, Кэйрбр, ставший профессиональным бардом племени Туата де Дананн. Огма считался создателем знаменитого кельтского алфавита «огам». Огам – древнейшая форма письменности, возникашая в Ирландии и распространившаяся по всей территории Великобритании. Надписи, сделанные огамским алфавитом, обнаружены в Шотландии, на острове Мэн, в Южном Уэльсе, Девоншире и в Силчестере, Гемпшире, древнеримском городе Каллева Аттребатум. Это письмо предназначалось для надписей на вертикальных каменных столбах и стенах. Знаки, обозначающие буквы, представляли собой точки или наклонные зарубки» [Воронин А. Статуи короля Ога и королевы Магог из сакральной земли Атлантиды-Огигии // http://lah.ru/text/voronin/og.htm]. «… В разных частях Уэльса бытует легенда про «Ллюн Саватан» – огромное королевство, которым правил король Хелиг Воэль ап Гланног из своей столицы, города Пристхольм. Неожиданно королевство поглотило море. Примечательно имя этого короля, пишет Ф. Джозеф, – оно содержит в себе слово «ог», которое характерно для имен героев, связанных с Атлантидой и Потопом в других частях света. Другая уэльская легенда про затонувшую землю «Ллюс Элисап Клюног» не только повторяет слог «ог» в полном титуле ее короля Элисапа, но и делает само это имя очень похожим на имя царя Атлантиды Эласиппа («всадник»)… Очень странный земляной рисунок можно увидеть недалеко от Дорчестера на юге Англии. Там есть городок Серне-Аббас (Аббат города Серне), где и находится 180-метровое изображение обнаженного мужчины, держащего дубину в правой руке. Некоторые исследователи считали, что эта фигура относится к Гераклу-Геркулесу, но это не так. Как пишет Джозеф, этот мужчина изображает древнейшего короля Гога-Магога, которого рисовали обычно с огромной дубиной в руке. Гог-Магог был представителем людей, как пишет Джозеф, которые согласно легенде, первыми ступили на безлюдную землю Англии, чтобы заселить ее. Люди, которые привел сюда этот король, были потомками титана Альбиона – брата титана Атланта … Гальфрид Монмутский в книге «История бриттов» (XII в.) пишет, что в древности Британия была заселена гигантами под предводительством Гоемагога с 12 его сподвижниками. Бритты успешно воевали с ним, пока не победили. Рост у Гоемагога был 12 локтей (около 6 м) (21). Интересная деталь: Такую же родовую структуру, видимо, имел и Гоемагог.  Современные исследователи кельтской культуры говорят, что Гог, сын Гога – это имя великана, которого, как считается, Брут Троянский победил в Тотне (Девоншир) во время завоевания Британии в конце II тысячелетия до н. э. В Библии Магог называется сыном Иафета (в греческих мифах это титан Япет, отец Атланта, Прометея и Эпиметея – Атлантический след). Таким образом, получается, что Магог – это McGog, то есть сын (потомок) Гога. Впоследствии народная фантазия сделала Гога и Магога злобными великанами.  Древние предания повествуют о земле Огам, или Огиг, располагавшейся когда-то недалеко от Ирландии. Сегодня она находится на глубине 90 м под водой, на мелком шельфе, который тянется почти до самого Атлантического хребта. Легенды гласят, что некогда до Атлантиды можно было добраться по Огаму, следуя в течение многих месяцев по хорошо освещенной широкой дороге. Лукулл Хансен в книге «Древняя Атлантида» (1969) писал, что со времен Средневековья в Лондоне возвышалось огромное гранитное изваяние Ога – короля Огама – и статуя его жены, королевы Магог (у въезда в Сити, ныне у ратуши). Оно было разрушено во время Второй мировой войны в бомбежке… Сейчас точно установлено, что к тому времени, как на престол взошел Генрих V, вороты ратуши украшали скульптурные изображения великанов. В 1554 г. два чучела великанов участвовали в торжественном параде в честь Лорда-Мэра Лондона, а в 1605 г. церемонимейстер назвал их Коринеем и Гогмагогом. Вот как пишет об этом известный исследователь истории древнего Лондона Питер Акройд: «Гремагог – великан, который посредством волшебства был превращен в близнецов Гога и Магога, ставших духами-покровителями Лондона. Выдвигалась гипотеза, что каждый из этих свирепых братьев, чьи статуи много веков стояли в Гилдхолле, здании ратуши лондонского Сити, охранял по одному из лондонских холмов-близнецов». Предыдущие версии скульптурных изображений Гога и Магога простояли более 200 лет. Они были вырезаны в 1708 г. капитаном Ричардом Сондерсом, чтобы заменить еще более древние статуи из ивовых прутьев и гипса, пострадавшие от пожара, мышей и крыс.  Гог и Магог участвуют в параде в честь Лорда-Мэра Лондона со времен правления Генриха V.  Статуи Гога и Магога, которые в настоящее время стоят в здании лондонской ратуши, – это работы скульптора Дэвида Эванса. Они были пожертвованы городу сэром Джорджем Уилкинсоном, альдерманом, а также одно время мэром Лондона. Сэр Джордж Уилкинсон был мэром как раз в то время, как предыдущие версии скульптурных изображений Гога и Магога были разрушены (это период «молниеносной войны»). Изображение феникса на щите в руках персонажа говорит нам о том, что это – Магог. В 2006 г. стараниями Company of Basketmakers настоящие плетеные Гог и Магог вернулись и снова выступают участниками парада Лорда-Мэра Лондона» [Воронин А. Статуи короля Ога и королевы Магог из сакральной земли Атлантиды-Огигии // http://lah.ru/text/voronin/og.htm].

«… Старики из Голуэя в Восточной Ирландии рассказывают: «Король Голуэя в далекие дни был величайшим королем на свете. У него было три короны (выделено мной – А. В.), и одна корона значила, что он владел Африкой, откуда получал золото и прекрасные драгоценности. Он послал одного из своих сыновей в Африку для того, чтобы он создал великое королевство там, которое существовало миллион лет. Другой сын жил на западе в земле заходящего солнца, куда попадают все хорошие люди после смерти. Тогда не было кораблей, а только лодки; потому что тогда не было морей вообще, а только реки и озера. И вся эта великая земля называлась Эйре. В те далекие времена каждый был сказочным или злым духом. Они танцевали в воздухе, как листья на ветру и когда играла правильная музыка. Это была прекрасная грустная музыка, потому что она была полна желаний, а когда люди чего-то хотят, они вздыхают. И дьявол завидовал им, потому что каждый был так счастлив и беспечен. Поэтому он послал за множеством ядовитых змей; но добрый Святой Патрик пришел и изгнал всех змей навсегда, а дьявола отослал на запад, где он наверняка живет по сей день!». Фольклор Голуэя дает нам некоторое впечатление об этой исчезнувшей земле Эйре – Атлантиде. Существовала, рассказывают старики из Голуэя, «прекрасная большая дорога (выделено мной – А. В.) со множеством огней на всем пути, ведущая к Островам Запада, или Блаженным, и эти острова были на протяжении многомесячного путешествия вдоль этой великой дороги. Через некоторые промежутки времени от этой дороги отходили другие дороги, которые вели к другим частям Великого Королевства Эйре или Иере. Одна дорога вела к чудесной земле, где все люди были черными. Далее на севере все люди были высокими и красивыми и разъезжали в золотых колесницах. У них были огромные здания, подобные которым никогда не видели в Ирландии. И у этих зданий не было лестниц, потому что в те далекие времена каждый умел летать» (H. T. Wilkins, «Secret Cities of Old South America». London, 1950. Перевод Алексея Вагабова)» [Воронин А. Статуи короля Ога и королевы Магог из сакральной земли Атлантиды-Огигии // http://lah.ru/text/voronin/og.htm].

Есть все серьезные основания отождествить греческую Калипсо с острова Огигия, живущую на далеком Западе, с кельтской феей Морганой с острова Аваллон: «… В кельтском фольклоре, как пишет Спенс, почти всегда доминирует фея Моргана. Она всегда связана с морем, океанскими волнами. На острове Аваллон Моргана лечит короля Артура, она же Леди Озера, кормилица Ланцелота, тюремщица Мерлина. «Моргана» означает «дитя моря», по Спенсу, она олицетворяет океан в образе пучины забвения, беспамятства. «Мор» – уэльское слово, обозначающее «море» и, возможно, Моргана – именно то море, о котором Плиний Старший в своей «Естественной истории» сообщает, что его должны были пересечь мертвые, чтобы достичь царства Крона, или Времени. Море для кельтов и впрямь было тропой в иной мир, понятие, которое часто встречается во многих мифах, и кельтское «место мертвых» было неизменно расположено в Западном океане. Моргана – это ирландская богиня Морриган, ворон, то же самое, что и римские фаты – т. е. феи. Морриган, или Морригу, означает «Великая богиня», это верховная гэльская богиня напоминает свирепую Геру, символизирующую луну. Культ Луны сопровождался магическими обрядами и кровождаными ритуалами. Морриган изображали облаченной в воинские доспехи и держащей в руке два копья.  Как указывает Луи Шарпантье, было два персонажа: мужской и женский. Морган – «гант с моря», или «гигант, прибывший с моря», как и Моргана. Мифы назвали их гигантами, т.к. пришельцы были блондинами высокого роста с голубыми глазами. Во Франции сохранились многочисленные предания об атлантических пришельцах «Жанах», «Жаках», «Антах», «Антеях», нахлынувших в послепотопное время на берега Западной Европы. Слово «Гант» смягчается и превращается в «Жан»…» [Воронин А. Статуи короля Ога и королевы Магог из сакральной земли Атлантиды-Огигии // http://lah.ru/text/voronin/og.htm].


Рецензии