Жизнь сапёра. Западная Двина

                Н. М. Панютин. «Жизнь сапёра». Глава III. ОСВОБОЖДЕНИЕ БЕЛОРУССИИ

     Белорусская операция, проведённая Красной Армией в период с 23 июня по 29 августа 1944 года, явилась одной из крупных во Второй мировой войне. В освобождении Белоруссии участвовал и 351-й отдельный сапёрный батальон, которым я тогда командовал. Войскам, участвующим в освобождении Белоруссии (51-я Армия, 417-я стрелковая дивизия, 351-й отдельный сапёрный батальон) во взаимодействии с другими соединениями надлежало прорвать оборону противника северо-западнее Витебска, форсировать Западную двину и наступать в направлении Лепель.

     Ближайшая задача – во взаимодействии с 39-й армией окружить и уничтожить Витебскую группировку противника, с ходу форсировать Западную Двину и овладеть плацдармом на её левом берегу.

     Перед наступлением в войска поступало пополнение и боеприпасы. Велась усиленная разведка с захватом пленного языка.

     Сапёрам дали приказ – подготовить переправочные средства, проложить жердевые дороги в болотистых местах для подъезда к водному рубежу, разминировать минные поля перед передним краем противника и организовать переправу передовых частей через водный рубеж, а в дальнейшем – техники и боеприпасов.

     Трудно было представить себе, как выполнять поставленную задачу. Большой объём работ, короткие сроки и ураганный огонь противника. Но приказ есть приказ, и отступать некуда. На то она и война.

     В течение десяти дней и ночей сапёры вели подготовительные работы. В лесу собирали плоты и паромы, делали штурмовые мостики для преодоления противотанковых рвов. Основная боевая задача – обеспечить беспрепятственное продвижение танков, артиллерии, пехоты. Уж очень опасно было проводить работы на переднем крае противника, а работать в лесу было менее опасно. Огонь противник вёл изредка, усиливая его, когда шла интенсивная рубка, распиловка деревьев и сколачивание плотов. Днём немец периодически обстреливал артиллерийскими снарядами и из миномётов, а также практиковал короткие налёты авиации. Потери были незначительные, но мы теряли друзей боевых, несмотря на то, что работали в 2 – 3 километрах от переднего края фашистов.

     Передний край противника прикрывался сплошными противотанковыми и противопехотными минными полями, проволочным заграждением и другими инженерными огневыми сооружениями. Серьёзным препятствием был водный рубеж – река Западная Двина.

     Весь подготовительный период с 19 по 23 июня 1944 года до начала наступления сапёры трудились день и ночь. Разминировали минные поля свои и противника, готовили маршруты движения техники по болотистым местам, где были подготовлены жердевые дороги, подтягивали к водным рубежам переправочные средства.

     Ровно в 5 часов утра 23 июня началась артиллерийская и авиационная подготовка – начало наступления наших войск. Лавина свинца, металла и огня обрушилась на обороняющегося противника.

     После артиллерийской подготовки разгорелся ожесточённый бой за первую оборонительную позицию. То в одном, то в другом месте он переходил в яростные рукопашные схватки. Под напором наших войск противник не выдержал, и фашистские солдаты стали покидать занимаемые позиции. Доблестные воины 417-й стрелковой дивизии под прикрытием огня артиллерии и штурмовой авиации продолжали атаку на вражеские позиции.

     Наступление наших частей продолжалось успешно, но к вечеру упорство гитлеровцев возросло. Продвижение наших частей замедлилось. Каждая высота, каждая пядь земли доставались в результате ожесточённого боя, мы несли большие потери в живой силе и технике.

     Несмотря на яростное сопротивление врага, умело и самоотверженно сражались наши солдаты. В день предпринимались атака за атакой, но противник упорно сопротивлялся. К вечеру измотанный непрерывными боями противник не выдержал яростных атак наших войск на второй оборонительной полосе, в панике покидал позиции и отступал к Западной Двине. Пехота преследовала противника, помогала нам штурмовая авиация, уничтожая живую силу фашистов, и облегчала нашим воинам ускорить выполнение поставленной задачи.

     Преследуя врага, войска 417-й стрелковой дивизии совместно с частями 51 й армии к исходу первого дня наступления продвинулись на значительное расстояние и отбросили противника. Впереди была Западная Двина.

     Наступление наших войск было настолько стремительным, что противник в панике бросал технику, вооружение и беспорядочно отступал, не оказывая должного сопротивления. К полудню 24 июня части дивизии вышли к берегам Западной Двины. Передовые части с ходу начали форсировать водный рубеж. Кто на подручных средствах, большая часть бросилась вплавь. В итоге захватили плацдарм на левом берегу.

     Сапёры в прибрежных деревьях собирали лодки, вязали плоты из бочек и брёвен и организовали переправу главных сил на левый берег реки.

     Через некоторое время враг опомнился, собрал силы и предпринял яростные атаки на небольшую горстку наших отважных бойцов. Главные силы наших войск были на подходе. Гитлеровцы предпринимали атаку за атакой, стремились сбросить нас в воды бушующей реки. Но безуспешно. Наши части твёрдо удерживали захваченный рубеж. У нас было два выхода – удержать рубеж или умереть, сброшенными в реку и расстрелянными. Выбрали мы первый вариант – драться насмерть и не отступать.

     В результате тяжёлых боёв скопилось много раненых на захваченном плацдарме. На плечи сапёров выпало тяжёлое испытание. Помимо ведения боя вместе с пехотой, надо было эвакуировать раненых с захваченного плацдарма. А водное пространство со всех сторон простреливалось не только пулемётным огнём, но и артиллерия посылала снаряд за снарядом. Переправляли мы раненых на плотах и паромах, ибо никаких переправочных средств больше не было. Бывало, гребёшь – темп медленный, нагрузка большая, до предела. Течение быстрое сносит плот, а тут ещё артиллерийский, миномётный обстрел со стороны фашистов. Много раненых и сапёров пошло на дно реки, но переправа не прерывалась, и её выполняли те, кто был жив и здоров. Переправу мы вели ночью, и темнота спасала нас.

     Наутро гитлеровцы вновь предприняли контратаки против нас, пытаясь сбросить наши части в Западную Двину. Несмотря на то, что в течение ночи бойцы немного окопались, у нас создалось критическое положение. Спасло нас то, что на подходе были головные силы. К концу 25 июня исход сражения за Западную Двину окончательно определился. Части 417-й стрелковой дивизии и другие не только удержали западный плацдарм, но, с введением в сражение прибывших дополнительных сил и средств, расширили его примерно до 15 – 20 километров.

     Был освобождён крупный населённый пункт на левом берегу Западной Двины – Бешенковичи. В последующие дни при поддержке авиации наши части успешно развивали наступление на Полоцком направлении.

     Фото из Интернета – «Белоруссия освобождена!»

     Возвращение к содержанию дневников-воспоминаний Н. М. Панютина «Жизнь сапёра»: http://www.proza.ru/2015/11/01/1230.

     2015


Рецензии