Жизнь сапёра. Вильнюс

                Н. М. Панютин. «Жизнь сапёра». Глава IV. БОИ В ПРИБАЛТИКЕ

     Переход из Белоруссии в Прибалтику был очень трудным. Марш совершался обычно ночью, скрытно от противника. Но прибыли мы в установленные сроки и готовились к новым боям.

     Местность незнакомая, обстановка сложная, противник опытный. В основном это были отборные части, получившие боевой опыт под Ленинградом и в Белоруссии.
Итак, Прибалтика, новая обстановка, и что ждёт нас впереди – неизвестно.
Потрёпанные в боях и, не пополнив свои ряды, наши части форсированным маршем по разорённой и сожжённой белорусской земле боевыми колоннами двинулись освобождать прибалтийские народы от немецко-фашистской оккупации.

     По пути следования попадались разрозненные немецкие части, завязывался с ними бой, препятствуя нам в установленные сроки прибыть к намеченным пунктам. Для уничтожения противника бои вели передовые отряды, а основные силы продолжали продвигаться вперёд.

     В течение двух суток после тяжёлых боёв, без сна и отдыха части наши прибыли на исходные позиции и приступили к подготовке к наступлению. Знакомились с обстановкой, изучали поставленную задачу. Одновременно пополнялись личным составом, техникой и боеприпасами, шла подготовка к решающим боям.

     Готовясь к решительным схваткам, командиры рот, взводов 351-го отдельного сапёрного батальона, которым продолжал я командовать, стремились развивать у личного состава уверенность в своей профессиональной деятельности. Чтобы храбрость бойцов и офицеров сочеталась с их высоким боевым мастерством и выучкой, чтобы техника, находящаяся у сапёров на вооружении, умело использовалась на поле боя.

     Времени на выполнение работ сапёрам было в обрез. Да ещё неблагоприятные летние условия – продолжительный день и короткая ночь. А ночи были лунные, светлые, и их было только две. На земле заметно каждое лишнее появляющееся пятнышко. И несмотря ни на что, задача должна быть выполнена – очистить путь для пехоты и дать возможность беспрепятственному продвижению танков.

     Перед боем вокруг тишина, и слышны не только отдельные шорохи, но и каждое дыхание, и биение сердца. Несмотря на тишину с нашей стороны, немцы периодически продолжали пулемётные и артиллерийские обстрелы.

     В ночное время сапёры ползали по переднему краю, уточняли границы минных полей, наличие различных заграждений и засекали огневые точки и их характер. В минных полях проделывали проходы, резали проволочные заграждения. Днём готовили заряды для уничтожения огневых точек.

     В ходе подготовки к наступлению в течение двух ночей было ранено и убито 18 солдат и два офицера. Такова цена на войне.

     Все воины ждали наступления с нетерпением. И вот настал этот день – 6 июля 1944 года.

     Сапёры сделали своё дело – очистили немецкие заграждения и влились в боевые порядки пехоты для сопровождения в ходе боя.

     Рано утром – в 4.30 после непродолжительной артиллерийской подготовки пехота пошла в атаку. Но неподавленные артиллерийским огнём огневые точки прижали пехоту к земле. Пехота залегла. Тогда артиллерия ещё поддала огня, засеченные огневые точки были подавлены. И снова пехота дружно двинулась на врага. Завязался скоротечный, но ожесточённый бой. Добиться успеха немцам не удалось, и началось сплошное их отступление. Наши части стремительно продвигались вперёд, преследуя отступающего противника.

     На отдельных участках боя фашисты прилагали отчаянные усилия, пытаясь задержать наше наступление. Но ничто не могло остановить порывы наших войск. Шли беспрерывные бои, и только 8 июля наши части продвинулись на окраины Вильнюса и окружили вражеский гарнизон. Были неоднократные попытки с ходу прорваться в город, но успеха не было. Противник создал в городе сеть многочисленных опорных пунктов. Что ни дом – то крепость, отдельные огневые точки на перекрёстках дорог. Минные поля на подступах к городу, дороги заминированы. Обстановка создалась тяжёлая и не благоприятствовала успеху. Наступление захлёбывалось из-за сплошного пулемётного огня и непроходимых минных полей. Пехоте нужна была помощь. И здесь сапёры под прикрытием нашего огня выдвигались вперёд, разминировали минные поля, очищая путь пехоте.

     Так, шаг за шагом, вместе с пехотой мы продвигались к центру города. Бои шли круглые сутки, но особого успеха не было.

     На одном из направлений 1355-му стрелковому полку преграждала наступление к городу безымянная высота с церковью и несколькими кирпичными зданиями, огороженными каменным забором толщиной до одного метра. С высоты просматривались и простреливались впереди лежащая местность, улицы и перекрёстки дорог, по которым велось наступление. Пехота залегла, ибо ливень пулемётного и миномётного огня прижал её к земле. Продвижение стало бы возможным только после уничтожения огневых точек и гарнизона на высоте.

     Наступление захлёбывалось, а время не ждало. Взять высоту штурмом не было возможности – мешала каменная стена. И здесь выручила сапёрная смекалка. Срочно создали четыре штурмовые группы, подготовили четыре сосредоточенных заряда по 30 килограммов каждый и группами, в сопровождении пехоты, в разных направлениях ползком поползли к стене, уложили заряды и по команде одновременно их взорвали. Было проделано четыре прохода. Пехота ворвалась на высоту, уничтожила немецкий гарнизон и открыла путь к наступлению.

     В скором времени начался штурм Вильнюса – столицы Литвы.

     Наши славные бойцы очищали от фашистов дом за домом, улицу за улицей, квартал за кварталом. Чем ближе было к центру города, тем ожесточённее немцы сопротивлялись, особенно, когда части подходили к Замковой горе.

     Несмотря на кровавые, тяжёлые бои, потери наших войск 13 июля 1944 года гора была покорена, и на этом бои за Вильнюс закончились – город был свободен. Наш путь был – освободить Шауляй.

     Фото из Интернета – «Вильнюс. Немцы сдаются в плен».

     Возвращение к содержанию дневников-воспоминаний Н. М. Панютина «Жизнь сапёра»: http://www.proza.ru/2015/11/01/1230.

     2015


Рецензии