Ах, Тоня-Тоня

 В паспортном столе было многолюдно.
Всякий раз  попав сюда недоумеваю, как много людей в нашем очень маленьком , провинциальном городке...Постоянные очереди на оформление и такое ощущение, что спокойных дней тут и не бывает никогда.

 Впрочем, если мне есть дело, почему  у других дел быть не может. Оформляем сыну паспорт-взрослый совсем, новый этап его жизни. Немного задирает нос- чувствует свое взросление, а мне капельку смешно- такой он еще маленький!

 Убиваю время размышлениями и созерцанием братьев и сестер по несчастью. Внимание привлекает  группа людей: молодая женщина,  женщина постарше и молодой мужчина. Их объединяет общее впечатление- отпечаток алкоголизма. Не знаю как другие люди, но мне кажется что те, кого одолел и победил зеленый змий, они все неуловимо похожи. Пропитаны  как-бы общим образом жизни- похожие взгляды, похожие жесты, много чего.... Вот и эти, видно что стараются быть как минимум не грязными, механизм разрушения запущен, но не все еще разрушил окончательно.

 Мне почему-то кажется, что молодая женщина мне знакома, да и женщина постарше как-будто тоже.

 Зрительная память у меня своеобразная- узнаю лица через много лет, а обстоятельства при которых видела лицо вспоминаю намного позже.
Напрягаюсь, сбивает с толку женщина постарше.

-Это же Тонька!- вдруг осеняет меня -  Ах, Тонька, заноза моя душевная...

 Память откидывает на очень много лет назад.
Я молодой специалист. И конечно, добрые коллеги поделились самыми трудными классами и часами. Чтобы сразу поняла- работать в школе это тебе не цветочки. В классное руководство, сразу восьмой класс, еще чего с малышей начинать!
 Наверное складывается впечатление, что есть во мне обида на эту не справедливость, но сразу предупрежу- ее нет. Мой первый класс-самый любимый. Разница между мной, классным руководителем и детьми- 9 лет. Родители недовольны, дети-счастливы. С ними я много пережила счастливых минут, с ними связаны и самые серьезные испытания.
Возможно я поделюсь когда-нибудь подробно, но сейчас очень хочется рассказать о самом тяжелом испытании - о Тоне.

 Тонька- бунтарь и двоечница, с ней всем было тяжело. Трудно когда дома практически нет, мать пьет ежедневно и в квартире притон. Думаю ей было очень-очень сложно. Особенно в момент взросления.
 
 Я не знаю как в ней открылся криминальный талант, но ведь в 13 лет так все продумать, как сделала это она, надо обладать серьезными способностями.
В моем классе училась девочка из очень обеспеченной семьи, у отца фирма в Петербурге, семья туда ехать отказалась, вот и катался он туда-сюда. Не знаю, почему он привез такую большую по тем временам сумму денег и положил ее дома, вероятно был уверен  в безопасности. Но зря. Тонька шла не за конкретной суммой, но повезло ей больше чем она ожидала.
 
 Пришла в гости к однокласснице, сделала слепок ключа на пластилин, заказала ключ и пришла в квартиру с утра пораньше, когда и хозяева и соседи на работе. И открыла и нашла и забрала несколько миллионов в перчатках.
 
 В общем, не нашли бы нашу Тоньку никогда, если бы не ее доброта. Всех обездоленных и обделенных детей, с которыми так или иначе была знакома, одела, обула, накормила, исполнила самые заветные мечты, на том и погорела. Сгубила доброта  и криминальный талант не помог.
 
 Потом началось: инстанции, комиссии по делам несовершеннолетних, суд.
Спасло Тоньку только то, что ей до 14 лет оставалось 2 недели.
Отправили ее в приемник-распределитель. Переживала я за нее, понимала, что и так ребенка среда поглотила, наследственность не очень, а теперь еще и это.

 В школу она так и не вернулась. Взяли ее в училище для трудных детей. Ребята иногда видели ее и рассказывали, что да как.

 Это был мой первый, тяжелый педагогический опыт. Толстую эмоциональную шкуру я так и не смогла нарастить, все принимала близко к сердцу. Сколько бессонных ночей досталось мне благодаря Тоне.
Со мной она хоть на контакт шла, разговаривала и слушала.

 И вот смотрю на взрослую женщину, со следами алкоголя на лице и понимаю- это Тоня.
Оставила сына в очереди, подошла к ней:

-Тоня! Это же ты? Здравствуй!
-Здравствуйте- растерялась она.

 По ее глазам я точно поняла, что она меня узнала. Смутилась. Поправила одежду, потом волосы.

-Здравствуйте, Ольга Владимировна!А вы совсем не изменились...
-Ну что ты, Тоня, изменилась конечно -я улыбнулась.
-Это вы с сыном?
-Да, это мой сын.
-Надо же, взрослый какой, а когда я училась вы даже еще замужем не были...
-А ты как, Тоня?
-Я... да что рассказывать...вы же видите...у меня тоже сын, 2 года,но прав меня лишили- она отвела взгляд в сторону.

-Тоня- я взяла ее за руку-ты можешь все изменить, ведь самое главное- захотеть, Тоня.

 Мне в эту минуту казалось, что я ее обманываю, что этот порочный круг ей никогда не разорвать, но так хотелось поймать  хоть маленькую надежду, уверенность, что многое можно изменить, главное- захотеть.

 Тут замечаю, что сын машет рукой- скоро наша очередь.

-Извини, Тоня, мне идти надо. Ты знаешь, ты подумай, сыну лучше с мамой, я в школе не работаю уже, вот, возьми визитку, позвони...
-Спасибо вам-голос дрожит немного.
-За что, Тоня?-я удивилась.
-За то, что еще  видите во мне человека...за то, что узнали и поздоровались...

 Весь день потом вспоминала этот разговор. Сколько таких Тонек по всей стране, сколько искалеченных судеб, сколько  запущенных механизмов самоуничтожения...тысячи тысяч. Страшно. Она мне так и не позвонила.
 


Рецензии
Много таких Антонин по стране. И система вряд ли способствует их реабилитации. Больше надежды на реальных людей, которые входят в понимание и помогают вернуть интерес к нормальной жизни.

Рияд Рязанов   28.04.2018 17:11     Заявить о нарушении
Обществу безразлична судьба конкретного человека. Если огромные деньги тратят на разгон облаков, а детям на лечение всем миром собираем, алкоголизм это вообще проблема! Спасибо,

Ольга Владимировна Рязанцева   29.04.2018 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.