Спешите опоздать

«Спешите опоздать!»

 

Пролог.

 

(Занавес закрыт. Музыка походит на гимн или марш. Допустимы хаотичные звуки «под Тарковского».  Подаётся свет на авансцену, выходит подразумеваемый автор.)

 

                Автор:

Я хотел начертать!..

Сотворить! И создать!

Возвести! И в театре воздвигнуть:

Всё, чем полниться Мир!..

Под созвучием лир!..

И со сцены на зал опрокинуть!!!

 

Я сценарий кропал,

Я актёров искал,

Чтоб энергия пламенно била!..

Про Вселенную нёс.

А потом произнёс:

«Есть в искусстве духовная сила!!!»

 

Из кулис и подвесок,

Каламбурных замесок,

Из всего, что Земля породила…

Мы спектакль вояли!..

И в забвенье кричали:

«Есть в искусстве духовная сила!!!»

 

Все заботы оставив,

И спектакль поставив,

Чтобы действие дух захватило,

 

Мы на сцену поднялись!..

И кулисы разнялись!..

 

(«Занавес!» ; можно крикнуть).

 

     Есть в искусстве духовная сила!!!

 

 

 

(Открывается занавес. Подаётся тусклый свет, похожий на цветные сумерки, предыдущую фонограмму плавно сменяют звуки леса).

(Как вариант: на сцене стоит деревня анфасном, закаулок ; но красиво. На горизонте могут проглядывать силуеты крупного рогатого скота и других животных. На переднем плане, но сбоку стоит печь ; избы нет. Сгорела изба, или переехала, развалилась).

 

 

                (Он ; мужчина;

                Она ; женщина,

                Он в морщинах,

                Она с трещиной.

                Знакомый поэт

                и студент колледжа

                культуры)

 

акт 1.

 

Матвей: (Увлечённо, душевно копает лопатой).

Эмилия: Я, наверное, никогда не пойму для чего ты

это делаешь.

М: Но ведь я же уже объяснял!

Э: Ничего ты не объяснял!

М. И сотню раз объяснял!

Э. Ну, тогда я тебя просто не понимаю!

М. Ну! Тогда ты меня просто не понимаешь.

Э. Ну тогда я  дура, объясни мне, пожалуйста, ещё раз.

М. Нет, дурак  ; я, но не понимаешь ; ты!

Э. Ну объясни, ну пожалуйста! Я тебя умоляю!

М. Это очень сложно…

Э. А на вид смахивает на рытьё в помойке.

М. Согласен смахивает.

Э. Объясни!

М. Ну как тебе ещё объяснить?

Э. Чтобы я поняла!

М. Ну если ты не понимаешь, зачем же тебе объяснять?

Э. Чтобы я поняла!

М. Не выходит слишком не постижимая задача.

Э. А то, что ты задумал, постижимая?

М. Да, но очень сложная. И ещё это очень трудно объяснять.

Э. Матвей!

М. Да! Эмилия!

Э. Ты скажи, ты помнишь, как мы в детстве дружили?

М. Смутно!

Э. Нет, ты вспомни! На каруселях катались!

М. Да, забавно.

Э. А помнишь?.. Ну… Помнишь? Мы с тобою вдвоём на велосипеде ездили?

М. Да, ловко ты педали крутила.

Э. Нет педали ты крутил, ты просто забыл!

М. Как я мог крутить педали, если сидел на багажнике?

Э. Да на седле сидела я, но педали я не крутила.

М. Значит ; мопед ехал сам собой, с горы!

Э. Ещё ведь что-то помнит гад!

М. Смутно…

Э. Матвей! Ведь ты же должен хотя бы знать! Матвей!..

М. (Перебивает). Эмилия!..

Э.  Чего ещё (Пауза).

М. А выдры кусаются?

Э. (Смеётся). Он до сих пор её трухает!

М. Трухаю? Зачем! Просто. Интересно…

Э. Тогда зачем спросил?

М. Так, Любопытства ради. Ни хочешь не отвечай.

Э. Меня по крайней мере не кусали. Матвей! Если бы ты не перевернул лодку, а потом не сказал, что никогда не умел плавать, может ты навсегда бы забыл этот день!

М. Да!  Такое забудешь!

Э. Ну видишь, можно же делать что-то интересное, создавать себе приятные воспоминания, вспоминать их, в конце концов!

М. Да! Можно… Но есть и дела по важнее.

Э. Всё, что угодно, но только не жена!

М. Это всё хорошо, когда свежо. В молодости. А сейчас…

Э. Милый вот ты скажи. Мы же муж и жена! Какое
 мы должны испытывать друг к другу
Чувство?!

М. Простое, банальное…

Э. Я таких не знаю. Но хорошо, какие у нас с тобою должны быть отношения.

М. Ну ; по логике вещей… Тебе ; 53, мне ; 64. Я должен приходить не много поддатый. Ты ; злая. Бить меня скалкою или сковородкой. Потом мы должны долго ругаться, а ты готовить ужин. Потом спать на разных койках. Утром не идти на работу, валяться часов до 12-ти, потом сетовать на то, что здесь болит, а там стонет. Разве не так живут старые люди.

Э. (Смеётся) Матвей! Дурачок!!!

М. Да, и я это уже сказал!

Э. Ведь я жена твоя!

М. Да, милая!

Э. Ведь я же люблю тебя!!!

М. Спасибо! Как я тебе благодарен Эмилия!

Э. Вот скажи мне, что ТЫ СЕЙЧАС ДЕЛАЕШЬ?

М. Закапываю табуретку.

Э. Вот повтори ещё раз.

М. Не приставай.

Э. Нет, ты повтори!

М. Закапываю табуретку. Отстань.

Э. Он зарывает в землю табуретку, а жене говорит: «Отстань!»

М. Пойми! Это очень важно!

Э. Хотя бы объясни для чего!

М. Для всего!

Э. Для чего  для «всего»?!

М. Для всего, что есть на свете: для немых и одухотворённых предметов, для всего, что активно движется и покоится, для всего, что нас окружает и лежит в не зоны нашего видения!

Э. И что это «ВСЁ» выгодает от твоих закопанных табуреток?

М. ОНО возвысится!!!

Э. Как ОНО возвысится?!

М. Высоко!..

Э. Но за счёт чего оно произойдёт ; это возвышение?

М. Вот этого я и не могу объяснить.

Э. Милый!.. Нет, не объясняй! Лучше расскажи ещё разок, где ты учился?

М. Ну с начала я кончал Академию естественных наук.

Э. Ты что? Сразу поступил в Академию?

М. Да ; в Москве. Ах, нет… Я с начала в культ. просвет. В культ просвет я пробовал поступать. Завалил. А потом… Потом я поступал в РАГН.

Э. Тоже в Москве?

М. Нет. Это в Санкт ; Петербурге.

Э. А что это такое ; РАГН?

М. Академия. Тоже наук, только гуманитарных.

Э. Ну вот ты изучил столько наук! Как для тебя может не быть банально, что табуретка никак не может на целый Мир, на твоё «ВСЁ» повлиять.

М. А вот и может.

Э. Ну объясни! Ну, как?! Может это мы все до такой степени идиоты?!

М. (Кричит). Объясняю, не знаю в какой, в тысячный раз: атомная бомба взрывается только в одном месте ; в эпицентре, понимаешь?! Гриб растёт по обширной площади, если эти грибы соединяются ; то планета уничтожена.

Э. Ты считаешь, что где-то должны взорваться атомные бомбы?

М. Нет, я считаю, что в этих местах надо закопать табуретки.

Э. Матвей! А в этом месте грибы будут?

М. Вряд ли. Для грибов здесь дрянновато.

Э. А вот… Атомные грибы, они съедобные?

М. Да ещё как!

Э. Вот здорово!

М. Слопаешь ; мало не покажется.

Э. Наешься сразу, ну я поняла.

                (Пауза).

Э. Матвей! А что? Поганки, да?

М. Эмилия!!! Мир переродиться!!! Атомными грибами его можно уничтожить!!! А так он воспрянет!!! Вспыхнет!!! Ярко!!! Взыграет!!! В новых творениях! Творениях!!! Понимаешь?!

Э. Но хоть как-то это теоретически матевированно?

М. Понимаешь… У каждой табуретки есть четыре ножки.

Э. (Поёт). У кошки четыре ноги!..

М. Сверху у неё…

Э. Позади у неё длинный хвост!..

М. Ну вот видишь, ты сама не слушаешь.

Э. Но трогать её не моги-и, за её малый рост, малый рост.

М. Так… Яма окончена, можно закапывать.

Э. Матвей, а помнишь у нас с тобою кот был.

М. Да.

Э. А где он сейчас?

М. Убежал.

Э. Это серьезно? Может быть умер?

М. Нет убежал.

Э. Вот я прямо даже поверила. Даже кот от тебя убежал.

М. Эмилия, кошки ничего не понимают в делах Вселенной. А бегают они постоянно.

Э. Тяжело тебе никто тебя не понимает.

М. Тяжело…

Э. Даже кот не понимает…

М. А что поделаешь.

Э. Табуретку закопаешь.

М. Мир ВОСКРЕСИШЬ!

Э. Он что, так ; мёртв этот Мир?

М. Нет, не совсем.

Э.  Но слегка.

М. Дорогая! Но в мире столько всего не хорошего!

Э. Возможно. Но сколько лет ты занимаешься этой дурью?

М. Лет пять.

Э. И когда закончишь?

М. Когда состарюсь.

Э. А сейчас ты ещё молод?

М. Да, а стар я буду только тогда, когда всё закончу.

Э. Сколько табуреток ты уже закопал?

М. Двадцать, это ; двадцать первая.

Э. Двадцать табуреток! И когда ты закончишь?! Ты скажи честно! Нет, ну вот ты скажи честно, сколько тебе ещё осталось?

М. Думаю, лет 10-ть ещё протяну.

Э. Нет, сколько ты собрался ещё закопать табуреток?!

М. Ну-у… Это ; сложный вопрос. Я должен буду это частично подсчитать, частично почувствовать… Всё от природы зависит.

Э. От какой природы.

М. От природы вещей ; Эдуард Бернетт Тайлор.

Э. Он что же, о табуретках писал?

М. Нет.

Э. А о чём?

М. «О природе вещей».

Э. Жаль, а я думала о табуретках.

М. Хотела почитать?

Э. Ну а ты как думаешь? Мой муж пятый год закапывает табуретки. Никто не знает, зачем он это делает. И тут, вдруг, предполагается, что есть такая книга!..

М. Да облом.

Э. Ты скажи, ну может быть есть такая книга, которую я могу прочитать, которая хоть что-нибудь об этом, хоть не множечко прояснит.

М. Извини, дорогая, таких книг нет.

Э. Ну вот если бы я прочитала Ильфа и Петрова «12 стульев» я хоть что ни будь об этом деле бы уразумила?

М. Ты уразумила бы великолепную, захватывающую историю про двух негодяев ; Кису и Остапа Бендера. Один похитрее, другой ; лопух, оба жадные.

Э. И все?

М. Корыстные.

Э. И всё?

М. А что ты хотела?

Э. Но с твоим хобби это хоть как ни будь связано?

М. Не больше чем любая другая книга. Хотя знаешь. Пожалуй. Почти любая книга приближает к пониманию «ВСЕГО».

Э. Значит любая книга. И значит прочти я любую книгу, я приближусь к ЭТОМУ пониманию.

М. Ну… Относительно исходной точки отсчёта.

Э. Однако, стоит попробовать. Матвей, а как работает библиотека?

М. Сейчас закрыто.

Э. А почему?

М. Ночь на дворе.

Э. А когда она откроется?

М. Только утром.

Э. Матвей, а скоро утро?

М. С рассвета.

Э. Рассвет это красиво.

М. Не спорю.

Э. А давай сегодня посмотрим на рассвет.

М. Зачем?

Э. Получим удовольствие, ты же сам согласился, что это красиво.

М. Нет сегодня я устал, и уже пойду отдыхать.

Э. (С улыбкой, нежно) Ты негодяй!

М. Я? Почему? (Пауза). Хотя в какой-то мере, возможно.

Э. Ты хоть не много меня любишь?

М. Люблю.

Э. Ты закончил?

М. Да.

Э. Ну ладно, пойдём.

М. Пошли.

Э. Матвей, почему ты сразу не сказал что ты меня любишь, когда я тебе напомнила?

М. Не сказал? Да, не сказал!.. Просто я был увлечён.

Э. И что же, это ; так тебя забавляет?

М. Нет. Зачем? Вовсе нет!

Э. Скажи ещё раз, ты меня любишь? Я хочу услышать снова!

М. Погоди,  лопату забыл.

Э. Ну так любишь или нет?

М. Люблю.

Э. Очень?

М. Очень.

Э. А как очень?

М. Как себя.

Э. А себя ты сильно любишь?

М. Довольно таки. Хандрю иногда.

(Важный момент: человек иногда себя не любит и в этот момент хандрит, делая глупости).

Э. Я кажется начинаю что-то понимать…

М. Надо же лопату заело.

Э. Кажется я что-то чувствую.

М. Застряла лопата.

Э. Матвей, а что ты ещё любишь?

М. Я всё люблю.

Э. Я кажется всё поняла.

М. Надо же, как застопорилось.

Э. И кота любишь?

М. И кота люблю!

Э. И нашу деревню?

М. И нашу деревню.

Э. И соседнюю?

М. И соседнюю.

Э. Я всё поняла. Я чертовски всё поняла.

М. Как ты ЭТО поняла?

Э. Я!..    Я  ;   п о ч у’в с т в о в а л а !!!

М. Забавно.

Э. А давай, и в соседней деревне  табуретку закопаем.

М. Там уже закопана. (Возбуждённо). Ёлы-палы ; не вылазит.

Э. Помнишь мы ездили по транс сибирской магистрали, по Баму, ну вот та, которая шесть дней на поезде, сквозь всю Россию и конец ; в Бурятии.

М. Да.

Э. Ты там  тоже табуретку закопал?

М. Закопал.

Э. Я «ВСЁ» поняла.

(Сильно изменяются в лице, активная мимика, музыка).

М. Эмилия!

Э. Матвей!

М. Офелия!

Э. Давай помогу.

М. Я сам!

Э. Нет, я должна тебе помочь.

М. Эмилия!

Э. Матвей.

М. Смотри, Мурзик наш прибежал.

Э. Кот вернулся.

М. Давай его покормим.

Э. Конечно. Давай.

 

(Уходят, плавно гаснет свет, арену событий обволакивает занавес).

(Под музыку пытается зазиждиться рассвет, но снова меркнет).

 

Монолог автора.

(Вместо антракта).

 

(Возникает свет на авансцене, выходит актёр из первого акта и читает стихи «Спешите опоздать»).

 

Спешите опоздать, где не встают рассветы,

И полумрак царит спешите опоздать!

Спешите опоздать, где не дают ответы,

И некому их дать, спешите опоздать!

 

Спешите опоздать, где нету слов желанных!

Туда где не поймут  ; спешите опоздать!

И бродит здравый смысл в скитаниях туманных,

И нет гуманных благ, спешите опоздать!

 

Спешите опоздать, где вьются кольца Ада,

Туда, где Люцифер отнял мою тетрадь.

Спешите опоздать туда, где вам не надо.

И где не рады Вам, спешите опоздать.

 

Спешите опоздать, где опадают розы.

И некому вручить потрёпанный буклет.

Спешите опоздать, где повышают дозы…

Спешите опоздать, где циклодола…

                нет…

 

(Комната мед кабинета. Врач и санитар в халатах, можно неожиданного цвета, но медицинских. Стол.)

 

 

                Вот чтобы съехала кукушка,

                И чтобы сдали ВАС в психушку!

                И чтоб при полной при луне,

                Вам было ПЛОХО! Как и мне…

                Автор.

 

 

акт 2.

Э. Вот. Приехали полечиться.

В. Это ; вы не зря!

Э. У человека явное сумасшествие!

В. Это ; вы по адресу.

С. Где жили раньше?

Э. Чудихинский хутор.

В. ОНО и видно… Сколько лет?

М. 64.

С. И как поживалось?

Э. Не плохо.

М. Прекрасно!

С. Что же теперь?

Э. Мой муж лишился рассудка.

В. Как же это произошло?

Э. С начала он стал иногда куда-то исчезать…

В. ГЫ-ГЫ-ГЫ!!! Это как так исчезать?! Как в шапке невидимке что-ли?

Э. Нет.

В. А я то думал!

Э. Но симптом идёт уже на идентичном уровне!!!

В. Ничего удивительного! ; запущенно заболевание.

Э. Сначала я думала, что он отлучается к другой женщине.

В. Ну вы ему и польстили!

Э. А потом я узнала, что ОН…

В. ГЫ-ГЫ-ГЫ!!! Отлучается к другому мужчине!!!

Э. Вы бы только знали, что он делает!

В. И что же?

Э. Вы бы только знали, чем он занимается?

С. Холостяцкой жизнью?

Э. Не создавайте заморочку, и так всё запутано.

В. Набормотано столько ; набормотано столько, что пойди, повтори...

С. Может быть его ещё к бормотологу, почему он всё время молчит?

В. К отоларингологу ; он по этой части.

М. Все, что я хотел сказать ; я сказал в книгах. В талмудах и брошюрах. В журнальных и газетных изданиях. Мои идеи обозначены на кроках и ватманах. Я сказал в своей жизни всё, что мог. Всё, что хотел. Больше я ничего сказать не хочу.

Э. Я же у тебя спрашивала!

М. Чего?

Э. Про книги.

М. Извини, но я дал тебе достойный ответ. Не всякий смысл явен, не любой волен его понимать, не каждая идея ясна. Типичный случай.

С. А что собственно за идея. Давайте попытаемся во всём разобраться, вникнуть.

В. Зачем нам разбираться ; запишем симптомы, и всё. Пусть пройдёт лечение.

С. Нет-нет разборки полётов нам нужны. Продолжайте Эмилия.

В. ЭМИЛИЯ! ; Какое красивое имя.

Э. Да, красивое.

В. А у вас, наверное, было много мужчин?!

Э. Не важно, а у Вас наверное было много женщин?!

В. Не важно, точнее это очень важно, но я об этом комплексую.

Э. Да ну? Тогда я тоже об этом комплексую.

С. Тогда перейдём напрямую к рассмотрению вопроса.

Э. ЭТО для меня ещё более чревато.

В. Ну всё же.

Э. Боже! Нет! Он сумасшедший!..

В. Ясное дело! Но в чём ОНО заключается?

Э. ЭТО немыслимо!

С. Поконкретнее.

Э. Он с начала находит старую, обдрыпанную табуретку, потом роет яму, потом!..

В. Продолжайте пожалуйста.

Э. Потом он её закапывает.

В. Умопомрачительно. Но займёмся лично Вами. Как давно вы его знаете?

Э. С детства. Сколько себя ; столько и его.

В. Да? И как же вы познакомились?

Э. Говорю же вам: «ни один из нас не помнит знакомства, мы знакомы с незапамятных времён».

В. Счастливые люди.

С. И что (почему) неймётся?

В. Ещё бы от такого маразма!

Э. Ну хватит про маразм!

Мы родились и жили в одной деревне, только что не избе. А избы были наши много – мало всего пять околиц по расстоянию. В детстве дружили вместе. На велосипеде ездили. Тот на лодке меня катал по течению. Я ему: «Матвей! А что же ты с этой стороны речки гребёшь здесь же боязно ; берег далеко, баржи ходят.» А он мне: «Не дрефь Эмилия! Здесь течение лучше нагнетает ; так река устроена ; баржа где не надо не пойдёт.»

С. И сколько же вам тогда было лет?

Э. Ой! ды ещё молодые! 14. Может 16.

В. То есть с малых лет он начал подвергать вас социальному риску.

Э. Риску? Да! Ды, ещё какому!... а… Как понять социо…

В. А у нас это так называется.

Э. Боже, какой богатый словарный запас!

В. И мы должны это всё записывать.

Э. Интеллектуал! Записывайте же!

В. Ну, что же я записал, продолжайте рассказ о том, как проходило ваше деревенское детство.

Э. Вообще, если так вспомнить он был рубаха ; парень  по молодости. Картофель мог один выращивать, воду таскал с кадушки по четыре ведра.

В. Сила есть ; ума не надо.

Э. Да! Потом придумал маленькую чудную кроказяблу на колёсиках и стал называть её трактором тр-тр-Митей. И ещё протянул по всему огороду списанные пожарные шланги, и сказал, что это  ; новый водопровод.

В. А новой канализацию он в деревне не объявлял?

Э. Нет. Нет! Лучше не спрашивайте меня об этом я вас умоляю! Доктор!

В. Так значит записываем. Что он кругом гадко мусорил?

Э. Нет… Хотя ладно, записываем.

С. Может это всё же не мусор?! Может это были какие-то его изобретения. Он хоть как-то Вам подобное намекал.

Э. Да! Он однажды заявил, что брызжет изо всех шлангов по огороду, для того, чтобы цветы и помидоры поливало, по улице пройти не возможно ; на улице 40 градусов жары, а вода - ледяная, колодезная.

С. А что же трактор?

Э. Эта крокозябла по огороду пошастала – пошастала, кое-что поперетоптала, где-то правда, повыкорчевала, местами взрыхлило, четыре метра прошло по огороду, потом он заявил, что бензин кончился.

С. Ну что? Так и запишем.

В. Нечего анекдоты писать, для нас сейчас важно только выявить, что заболевание началось в ранней молодости, что это не врачебная ошибка.

С.     Опять   Ш И З О Ф Р Е Н И Я ?

В. Да.

С. Ну так и запишем.

 

 

(Первый внутренний  занавес, или затемнение).

 

Эпилог.

 

 

(Возникает свет на авансцене, выходит актёр из первого акта и читает один из вариантов стихов или «Торопись успеть» по аналогии со «Спешите опоздать» или стихи не признанного гения «Пегас»).

 

 

 

 

 

Но торопись успеть, где сумрак растворился!

И полыхает день! Поторопись успеть!

Поторопись успеть, где драматург явился,

Трепещет тихо сень, поторопись успеть!!!

 

Поторопись успеть туда, где всё понятно!

Туда, где все поймут, поторопись успеть!

По детски все добры в душе невероятно!

И в лёгкости бодры, поторопись успеть!!!

 

Поторопись успеть, где рай царит и ладан!

Туда где ангелы мне помогли писать!

Поторопись успеть, туда, где очень надо!

Туда где страстно ждут! И вечно будут ждать!!!

 

Поторопись успеть, букеты где не тлеют,

Буклеты все прочтут, не унимая лесть,

Поторопись успеть!!!

                О жизни не жалея!!!

Чтоб было хорошо,

                где всё-таки

 

                МЫ  ЕСТЬ !!!

 
 

(«Пегас»).

 

 

Ко мне подлетел белокрылый пегас,

На спину вскочил ему в раз.

И я полетел на горячем коне

К бледной холодной луне.

 

Я вцепился руками за гриву коня

И он понёс меня.

Мы стали на веки фигурой одной —

Я, и скакун верный мой.

 

С неба луна тусклым светом

Нас озаряла друзей,

На это поспешным ответом

Пар выходил из ноздрей.

 

Цокал под бойким копытом,

Виясь, золотой млечный путь.

В космосе светом залитом,

Похожим на яркую ртуть.

 

Звёздочек ближних и дальних

В небе светили огни—

Путников многострадальных

Давно не видали они.

 

К мерцающим звёздам взмывает

Один раз в сто лет человек,

И шлейфом свой след оставляет,

Звездой обращаясь на век.

 

И конь белокрылый игривый

Приходит на грешную твердь,

Чтоб вновь его всадник счастливый

На небе нашёл свою смерть.

 

Летит, ударяя ногами

В космосе белый пегас,

Ярко своими огнями

Путь, освещая для нас.

 

Взмоют в бескрайние выси

Люди с суровой земли.

Помчаться отважно, как рыси

И плавно как корабли!..

 

И обращаясь звездами

Сольются все в шар золотой.

И станут на веки друзьями

Огромной и яркой звездой!

 

 

(Последние строки оглушаются мажорными победоносными аккордами, актёр уходит с гаснущей авансцены с довольным выражением лица, даётся свет в зал).

 

 

 

 

 

(   К О Н Е Ц  ).


Рецензии