Жизнь сапёра. Шауляй

                Н. М. Панютин. «Жизнь сапёра». Глава IV. БОИ В ПРИБАЛТИКЕ

     Расстояние до Шауляя было незначительное, но встречающиеся поселения и пути подхода к городу были превращены в опорные пункты. Враг терял рубеж за рубежом, прилагал все силы вернуть утраченное и сосредоточил значительные силы, удерживая наступление наших войск. Пехота наша несколько замедлила темп наступления, и к нам на выручку прибыли танкисты. Появление танков подорвало воинственный дух врага. Немцы были деморализованы, и это ускорило продвижение наших войск. Противник начал организованное отступление, а наши буквально на его плечах продвигались к городу.

     На подступах к городу по вине сапёров подорвалось два наших танка и четыре автомашины. Сапёры при проверке дорог пропустили несколько мин. И вот результат. За эту ошибку командир дивизии пригрозил отдать меня под трибунал, но шли бои. Сапёры успешно справлялись с возложенной на них задачей, пехота и техника двигались без задержек. В мою защиту выступили командиры пехотных полков, с которыми мы совместно вели бои с врагом и успешно выполнили поставленную задачу. Вина с меня была снята, но на душе остался груз.

     У обороняющегося противника находились значительные воздушные силы, и авиация сдерживала наше наступление. В день противник совершал 5 – 6 налётов по нашим войскам, наносил нам значительные потери.

     Помимо авиации, в контратаку враг бросал танки, но успеха не имел.

     На наше счастье на подступах к Шауляю сплошных заграждений и укреплений не было. Сам город не был подготовлен к длительной обороне. Противник не предполагал такого стремительного наступления наших войск. Однако, имея значительные силы, а также танки и авиацию, он упорно защищал город, стремясь удержать его. Бои шли упорные, тяжёлые, были потери как с одной, так и с другой стороны. Но противник не выдержал – сдавал одну за другой линии обороны и организованно отступал. К концу 27 июля сопротивление врага было окончательно сломлено, и город Шауляй был освобождён.

     Разрушить город немцы не успели и оставили его в целости и сохранности. Город был красавец, с прекрасными постройками, хорошей планировкой, много зелени. Мы любовались им, когда продвигались по городу и после освобождения. Казалось бы, на этом можно и успокоиться. Но произошло неожиданное.

     На следующий день, то есть 28 июля 1944 года, немецкая авиация совершает налёт за налётом, несколькими волнами, сбрасывая на город зажигательные бомбы. Горят дома, заводы, фабрики. Буквально в течение 4 – 5 часов возник сплошной очаг пожара, и от города остались обгоревшие каменные стены. Страшно было смотреть на это зрелище. Но мы ничем помочь не могли. Зенитных орудий у нас не было, и части ПВО не сопровождали нас, а стрелковое оружие никакого эффекта не давало. Город красавец превратился в сплошные обгоревшие постройки.

     Должен сказать, что по дорогам войны я неоднократно, много раз попадал под бомбёжки, видел разрушения, трупы и стопы людей, пожары, но такое зрелище увидал впервые. Мы приостановились недалеко от Шауляя, где немец задержал нас своим упорством, и эта драматическая картина предстала перед нашими глазами. Конечно, так бывает только на войне. Остановки нет, наступление продолжается, впереди ещё более жестокие и кровавые бои.

     Фото из Интернета – «Шауляй».

     Возвращение к содержанию дневников-воспоминаний Н. М. Панютина «Жизнь сапёра»: http://www.proza.ru/2015/11/01/1230.

     2015


Рецензии