Лето. Крым. Коктебель. Максимилиан Волошин

Лето началось. Долгие споры - где именно ощутить яркость его вкуса, завершились предложением супруги: "Поедем к Максу в Коктебель?@  -. "Поедем" - согласился я. На сборы - один вечер. Следующее утро началось в дороге под грозовыми дождями  над полями Орловщины. За окнами автомобиля пронеслась деревенская глубинка Курской губернии, протянулась долгота Воронежских всхолмленных степей. Трасса Дон встретила нас на 725 км: высокая насыщенность автомобильного трафика. и автобанное качество шоссе. Дорога бежала к Ростову-на-Дону. Изменился цвет ландшафта: желтые тона и оттенки. Вспомнилась половцы - от половы - сиречь от цвета. Где то в этих местах искал славы и добычи князь Игорь.
С федеральной трассы, за Ростовом - на - Дону, повернули в сторону Ейска,  потянулась Кубань: каналы, протоки, поля, сады.  Славянск-на Кубани красив домовитой казацкой ухоженностью.
Порт Кавказ удивил организованностью логистики - выстроенность пропускного графика до минут. С момента въезда в ворота первой отсекающей парковки до касания Керченской бетонки всего два с половиной часа.
Керчь, растянувшаяся вдоль пролива, долгой размазанностью улиц, после получаса езды, выбросила из себя в Крымскую степь.
Феодосия со стороны Керчи начинается задворками. Трасса вдоль моря. Чумазые песчаные пляжи. Парадная Феодосия начинается диаметрально противоположно со стороны Симферополя.  Дорожный развилок указал направление к Коктебелю. Десяток километров движения  и крутой поворот дороги открывает пейзажное величие Карадага, у подножия которого расположился людским курортным муравейником южного приморского поселка Планерское - утерявший свою бомондность Коктебель великого Макса.
"…Впивая всех веков и поколений хмель,
Замкнув свою мечту в полынном кругозоре,
Из скифских пажетей и эллинского моря
Он изваял страну и назвал Коктебель.."
- так определил - Всеволод Рождественский волшебство творения места поэтическим даром  Максимилиана Волошина  .
У Максимилиана Волошина сложилась  странная и тяжелая судьба. Крупный и своеобразный поэт, человек академической образованности, особенно хорошо изучивший французскую историю, литературу и философию, один из столпов русского символизма и лично знавший лучших представителей международного символизма, художник.
Свои последние четырнадцать лет жизни провел в полном отрыве от современности жизни страны, от эпохи. Свой Коктебель, уголок на юго-восточном побережье Крыма, он превратил в место добровольного поэтического отшельничества.
Поэт Волошин шел особым путем. Его судьба - судьба мечтателя- индивидуалиста, гуманиста и непротивленца, полной грудью вдыхавшего культурную атмосферу, созданной его творчеством ..
..Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим как море,
И памятью насыщен как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
. В 1903 году в Коктебеле мать поэта, Елена Оттобальдовна Волошина приобрела земельный участок и начала строительство дома.
В  1913 году коктебельский дом Волошина приобретает окончательный облик: пристраивается высокая, в два световых оконных проема мастерская; на ее антресолях возникает рабочий кабинет; сверху дом завершает квадратная "вышка". Дом становится центром коктебельского пейзажа - и отныне Коктебель немыслим без него.
Этому дому суждено было стать местом рождения Волошина - поэта и художника Киммерии и скал Карадага.
..Преградой волнам и ветрам
Стена размытого вулкана,
Как воздымающийся храм,
Встает из сизого тумана.
По зыбям меркнущих равнин,
Томимым неуемной дрожью,
Направь ладью к ее подножью
Пустынным вечером — один.
И над живыми зеркалами
Возникнет темная гора,
Как разметавшееся пламя
Окаменелого костра…
В нескончаемой череде своих вариаций на тему киммерийского пейзажа художник Волошин исключительно точно запечатлел свою землю в смене времен года, освещений, настроений.
Э.Ф. Голлербах писал: "Его акварели, занесенные волею судеб на холодный тусклый север, заставляют всех, однажды плененных Коктебелем, вспомнить далекий этот край и оглянуться мысленно назад…".
Максимилиан свой подход к живописному раскрытию коктебельского пейзажа выразил в стихотворении из цикла "Киммерийская весна":
Факел косматый в шафранном тумане,
Влажной парчою расплесканный луч,
К небу из пены простертые длани,
Облачных грамот закатный сургуч…
Коктебель становится известен в кругах московской и петербургской творческой интеллигенции именно благодаря Максимилиану Волошину - артисты, режиссеры, музыканты, ученые - многие стали завсегдатаями Коктебеля.
…Дверь отперта. переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленых известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад…
Гостеприимный дом поэта стал местом паломничества сюда в разные годы приезжали А. Белый, В. Брюсов, В. Вересаев, С. Эфрон, С. Парнок, М. Зощенко, К. Петров-Водкин, О. Мандельштам, М. Горький, А. Толстой, А. Грин, М. Цветаева, И. Эренбург, К. Чуковский, Г. Нейгауз.
…Войди, мой гость, стряхни житейских прах
И плесень дум у моего порога…
Память о поэте живет не только в стенах его дома, сохранившегося таким, каким он был при жизни его; не только на горе, где нашел он свой последний приют, но и в каждой складке земли, по которой он так много ходил; в мерном пении волн, которое вошло во многие его строфы; в очертаниях клубящихся над Сюрю-Кая облаков, словно сошедших с его акварелей.
Кажется порой, что вся эта страна создана силой мысли и воображения поэта, подарившего ее затем всем, вслед ему грядущим.
Теперь я мертв. Я стал строками книги
В твоих руках...
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги
Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги
Мою печать.
Макс остался жить в неуловимых излучениях воплощенного поэтического воображения, в голосах стихий, в особенной тишине Коктебельских холмов, в шелесте сухих Киммерийских трав, в вольном ветре Волошинского Понта Евксинского, в дрожании мохнатых звезд в глубокой синеве киммерийских ночей.
Последний приют Максимилиана Волошина на вершине горы  Кучук-Енишар, оттуда открывается неповторимая панорама "Страны синих скал, а на противоположной стороне залива, в силуэте  обрывистого склона Карадага, четко рисуется созданный природой профиль поэта:
"…И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой..".
Анастасия Цветаева писала об этом поразительном явлении: "Так профилем в море, по один бок, и могилой по другой, - Макс обнял свой Коктебель".
Природный феномен - отчетливый профиль Максимилиана Волошина в абрисе скал Карадага, обрывающихся в море - кажется неким чудом: природным монументальным олицетворением души и творчества поэта, вложенными  в его духовную родину - Коктебель восточное побережье Киммерии..
Последнее стихотворение Максимилиана Волошина, написанное за день до смерти, звучит мрачным назидательным и предостерегающим пророчеством
…. Революция губит лучших,
Самых чистых и самых святых,
Чтоб, зажав их в тисках паучьих,
Надругаться и высосать их…


Рецензии