S. R. D. или история палеcского рок-н-ролла

Из какой смеси распускаются самородки в глуши? От случайно где-то услышанных грязных звуков шотландский панков The Exploited и найденного где-то в доме среди хлама старого изъеденного мышами томика поэзии серебряного века.  А может было все иначе.. Но, тайна завораживает и заставляет нас представить. История могла быть и такой или совершенно иной, но любая тайна и история имеют свою силу, свой дух, и дух времени.
 
Группа S.R.D. (произносится правильно - Эс-эр-ди) появилась на свет примерно в 1997 году или начале 98 года. Просуществовала около двух лет, это было так давно что, точной даты начала и конца уже никто и не помнит. А кто и помнил бы, основных создателей и в живых уже нет.  Поэтому предупреждаю - мое видение всего этого весьма субъективно, а освещенные истории, события свидетелем которых сам не был, является рассказ о людях в большинстве своем лично мне не известных, но обрывки истории были донесены их коллегами и друзьями. С Борисом «Борщем» Давыдчиком был немного знаком, в течении  нескольких лет до его смерти, пересекались мало и тогда мне не довелось поговорить с ним о творчестве S.R.D. Поговорить со всеми из бывших участников не удалось. 

S.R.D. – Instrumental: https://www.youtube.com/watch?v=L__qF-DSIYo
          Панк-рок у данного ансамбля был скорее выбран, как доступное средство, чтобы реализовать свои идеи. Скорее всего, потому что для другого выражения в музыкальной форме просто не хватало навыков. В их руках, точнее они были в руках какого-то, коллективного беcсознательного, панк-рок вылился в нечто медитативное, завораживающее, свою суть воплотил в грязной форме андерграундного звука.  Записи ансамбля были помилованы временем и в низком своем качестве проявились с «негативов артефактивных» магнитных лент. Из чего хорошо слышно что средства выражения были низкого качества - cтарые «совковые» гитары (на самом деле это массовое предрассудочное мнение), усилители и скорее всего как и у многих добитые барабыны Rmif, но в руках которыми движет идея это все служило как следует и выдавало на 100% больше своих возможностей.  В группе был  идейный панк Лаврик, Эдуард Лавренчук. Который и был по сути лидером и предводителем ансамбля . «Сэт»: - «Лаврик был настоящим панком, помню как он пил воду из луж».  Остальные ребята , были  любителями другой музыки, что положительно сказалось на общем звучании группы, она не была скована какими-то рамками, хоть в сути своей была настоящим взрывным панком.  Сергей «Хиля» Хилютич (первый басист группы) вспоминает: -«я попал к ним как они только начинали и по сути всему только учились, но все происходило очень бурно. Помню Борщ с Лавриком пришли к моему брату (тот играть тогда не плохо уже играл на электрогитаре), а я тогда им что-то свое наиграл на акустической гитаре, им понравилось, спросили где так научился.  Затем сказали что им нужен басист. Я согласился. Было интересно играть на этом инструменте. Тогда я пришел с армии устроился на завод и на репетиции приходил уже после работы. Ребята репетировали в специально оборудованной коморке в подвале 5ти этажки, в которой жил гитарист Боря «Борщ», а вмести с ним некоторое время у него дома жил Лаврик. Лаврик также играл на гитаре, но лишь на репетициях». Музыку писали, а точнее сочиняли также в основном Лаврик и Борщ. Сергей вспоминает – «приходив на репетиции я видел что ребята уже обычно показывали какие-то кусочки или целые темы. Они тогда не работали, жили вместе и целыми днями сочиняли и вели непринужденный образ жизни». Что собственно потом и отражалось в творчестве. Песня Punk not dead начиналась с таких строк: «- Мы напились и пошли гулять, мы напились нам было …» Басисту Серею не сильно нравилось то направление в котором шли ребята. Он хотел играть более продуманную музыку. Сергей: - «Иногда когда мы с барабанщиком Сашей «Синим» Синилевичем приходили на репетиции раньше Лаврика с Борщем, наигрывали что-то другое, не из материала группы. И когда нам нравились какие-то куски мы показывали их остальным ребятам, а те говорили что-то вроде: - это какая-то попса, это не «Эс.Эр.Ди.» И тогда начинали играть в привычном ключе. Тогда я также слушал иную музыку и хотел играть что-то более современное. Мне тогда нравился doom metal, из того что ближе к панку, то наверное только Nirvana”. 

S.R.D. - Холодно и скучно: https://www.youtube.com/watch?v=-UQkLYaP0v8

      Мне самому (прим. авт. ), музыка Эс.Эр.Ди. не кажется такой банальной или примитивной. Наоборот, довольно своеобразное звучание, в котором инструменты переплетаются, дополняют друг друга,  в сумасшедшем кураже, эдакого пьяного экзистенциального пляса, где грань уже размыта и уже не понятно зловещий вальс это, неряшливое танго или что-то еще. В музыке можно услышать отголоски и влияние других исполнителей. Будь то, тогда очень популярные в отечественной неформальной среде The Exploided, Гр.Об, и даже стойко чувствуется что-то The Doors’овское (группа более старшего поколения). Творчество Джима Моррисона очень нравилось Борщу и Лаврику.  Общий саунд вышел довольно сухой и грязный, хотя сольные партии гитары сверкают как вычеканенные искры при сабельном бое. Но даже отсутствие качества придает свой колорит. Слегка чувствовался и так называемый «русско-роковый» отзвук, но от группы не несло разящей совковостью как от многих отечественных рок и панк коллективов 90-х. Жесткого же хард-кор панка в их музыке было не много, но там где был, он как каркас насквозь проросший рок-н-роллом  60-х и что-то психоделическое. Тогда, более 10 лет назад, когда впервые услышал их записи, группы уже не существовало, в их музыке слышал что-то не совсем явное, призрачное лунинецкое. Отражение того времени, дворов многоэтажек, луж, грязи и мусора. Всего того что было традиционными  декорациями моего детства, пост-советского периода. И это было не хорошо и не плохо, оно просто было. Ребята игравшие просто свою музыку, скорее всего «сфотографировали» случайно, не вдумчиво – блики той эпохи и явили миру свои «негативы» запечатленные на магнитную ленту, которая чуть было не канула в лету, вместе с трагическими судьбами некоторых участников группы. Именно так звучала эта группа и несла такой месседж. Родившись в подвале, там можно сказать и окончив свои дни. Но музыка оказалась не просто звуковыми колебаниями, раз до сих пор будоражит воображение. Никто из музыкантов не имел профессионального музыкально образования, что еще раз говорит о том что, что профессиональное образование – хорошо, но есть альтернатива всему академическому и зачастую искренности в этом больше, чем в профессионализме, который со временем становится рутиной. Так и выковывалось мастерство, хоть не спешно, методом проб и ошибок. Вот что вспоминает друг Лаврика, про их первые попытки творчества, Андрей Дмитриев (друг Лаврика):  «Мы с Лавриком и Блёвой (брат Лаврика) играли жуткий панк в Полесском клубе ,назывались "Гнилые сапёры" ,потом я в армию ушёл и Лаврик пошёл в "srd" ..tакое вот в начале 90х было.  Я на барабанах, древних, советских, которые разваливались постоянно. Кое-как в клубе записали демо с четырьмя дикими вещами на кассету. Ужасное качество, но это считался нами наивными первый альбом. Лаврик ее растоптал незадолго до смерти.  У нас помещение в клубе было два на четыре с разным хламом ,какие то балалайки ломаные в два метра высотой ,скрипки и всегда куча глаз бухущих гопников. Копии записи были, мало, тогда еще двухкассетников были единицы, шнуры некие, два магнитофона на запись, копии были в разы хуже оригинала. Раздали несколько уже и не помню кому, в Микашевичи одна уехала, да не найти уже, точно. ..играли мы , подражая "Гр.Об.",смешивая с всяким хламом. Тексты были типа: пробежал по доске слон, он логически умён...)) - песня про шахматы... Помню как с Лавриком купили ящик пива. Тогда ещё в пластике не было и в помине. У меня была канистра 10л. Перелили в неё и поехали в Брест за гитарой (бас). Однако набухались, что только ссали по углам и шатались с этой канистрой по Бресту. Накупили огромную кучу кассет с цветными вкладышами из Польши. Тогда это в новинку было. Целый ларек!! Глаза разлетелись, хватали жадно. Там же ссали попутно за ларьком не один раз. Все деньги спустили и про гитару забыли, и про билеты. Еле добрались в Полесский. Без гитары, но с кучей музла. Слушали ночами и днями на магнитофоне "Беларусь". Он жевал часто плёнку и это бесило. Но больше всего бесило Лаврика отца. Сам прикинь - день и ночь трэш, панк, пиво, наши крики. А он с вахты с Севера приехал, отдохнуть хотел дома. Так он ворвался к нам в комнату и выкинул магнитофон в окно, выбив два стекла. 3 этаж. Я с Лавриком, пока спускались за ним, ржали дико. А выбежав, не нашли его. Кто-то шустрый быстро унёс "аппаратуру". Короче кассет много, слушать не на чем, продали Блевы "Орлёнок" и затарились самогоном. Но это уже другая история. "Орлёнок" это был новенький велосипед, который Блеве купил его отец по приезду с Севера. Ещё у нас был обрез из мелкашки и мы часто стреляли в лесу, а один раз метким выстрелом с балкона я отстрелил Ленину на площади нос.  Потом Лаврик поменял обрез на армейские ботинки, а ботинки поменял на примочку для гитары на два дня. Тогда-то мы и записали в Полесском клубе демо из четырёх песен нашей гр."Rotten Sapper". Ну а в итоге Лаврик кассету разбил об землю и добил ногой. Короче опять остались без ничего: ни ствола, ни примочки, ни ботинок, ни первой и последней нашей записи. С Борщем он познакомился во время учёбы в ПТУ-146. Может и раньше.  После хабзы я ушёл в армию и дальнейшие события мне неизвестны. Придя со службы, ходил на репетиции SRD, которые уже во всю репетировали в Полесском клубе. Потом они переместились в Лунинец. Наверное с тех пор Лаврик и стал жить у Борща. Я могу быть не точен, но примерно так. Мои шесть официальных сотрясений.. Иногда могу искажать информацию. Ещё Лаврик отлично рисовал. Раз я оставил его у себя в комнате на полчаса - пошёл за пивом, а придя обнаружил, как он заканчивает огромный рисунок на моей белой двери моими цветными мелками. Какая-то обложка с альбома "Iron Maiden". Это был шедевр по исполнению со своими дополнениями. Могу сказать, что изначально нас с ним связывала любовь к рисованию, а не музыка. Он любил Цоя, я Летова, Nirvana и The Exploited с Sex Pistols. Постепенно он проникся ГО и вскоре мог играть на своей гитаре их репертуар. Так начинался его интерес к панк-культуре. А потом понеслось всё, как товарный состав. Без остановок и передышек.  Фотоальбом пропал при моём переезде в Минск, затерялся в куче вещей и я его до сих пор не нашёл.»

S.R.D. - Добавте газа: https://www.youtube.com/watch?v=ckQMRru9oOo

Слова песен у них были довольно просты и их содержание, направленность оказались довольно типичными для пост-советского панка. Про это довольно точно написал Г.Шостав в рецензии в «Музыкальная газета» в одном из номеров за 1999 год, анализируя содержание их песен: -«Помнится, лет десять назад Артемий Троицкий, любивший потеоретизировать, подразделил тексты отечественных панк-групп на "весело-издевательские" и "мрачно-кликушеские. Композиции, вошедшие в demo, я бы условно подразделил на три группы:
1) "декларативные", провозглашающие жизненную философию панков ("Мир пройдет", "Секс, наркотик, рок-н-ролл"; 2) эпизоды из жизни панков-неформалов ("Рок-н-ролл", "Punk's Not Dead!", "Дура пьяно", "Холодно и скучно");  3) "песенки ни о чем" ("Факир", "Добавьте газа", "Фая", "Тома"). Еще одна немаловажная черта стиля S.R.D. - П А Р О Д И Й-Н О С Т Ь. Объектом прикола становится вся предшествующая культура во всех ее проявлениях - от Моцарта ("Добавьте газа") до ДЮНЫ ("Тома")». Но некоторые тексты заслуживают отдельного внимания, например песня «Дурапьяна» (прим. авт. – одно из название растения дурман). Света (тогда девушка Лаврика): - «Как-то Эдик попробовал дурман и пошел гулять и его встретил брат Борща, стоящим возле столба и разговаривающим. Тот спросил у него с кем это ты говоришь, он сказал что с Светой. А я тогда была далеко от туда. При этом он был босым. Где-то потерял свои кеды». Потом все и отразил в песне «Дурапьяна» гениально просто разъясняющими строками: - «Трое суток я гулял, где-то кеды потерял» и «Трое суток меня носило, на четвертые кружило, на шестые отпустило…»

S.R.D. - Дура пьяна: https://www.youtube.com/watch?v=cX1VoAKlUpk

  Были у ребят конечно не только мрачные, но и оптимистичные песни. Например, с такими строками: «Солнце давно потухло, новое, вот только встало. Я нашел друга и сразу теплее стало».
Или: «За что люблю планету, так за погоду эту. А еще люблю планету, я за блондинку Свету». – Лаврик такие строки посвятил своей девушке.
  Все эти оды рок-н-роллу с лозунгом – «Секс. Наркотик. Рок-н-ролл.» , особенно сейчас спустя время кажутся наивными и глупыми и вызывают такое ощущение что были внедрены «засланными казачками»  цели которых были профанировать и деморализировать основную суть рок-музыки, проявления стремления к свободе. Сделать это стремление лишь фикцией. Но этот их план сработал не полностью. Время расставило все по местам. Там где есть дух и стремление к светлым идеалам, то там остается искренность.
     Лена Данилкина вспоминает: - «в подвале где они играли было постоянно много народа. Пел в микрофон буквально кто хотел, было не понятно, кто есть кто в группе. Помещение было не большим , стояла дымовая завеса табачного дыма, что от этого была видимость как в тумане». Теперь то помещение использует кто-то другой и под другие цели, а может быть там просто погасла лампочка накала, повис на двери замок и тьма объяла все то что недавно еще было. Существовало, существовали чьи-то смех и мечты, которые прервало что-то темное страшное и неизбежное. И слова песни «Тишина» были о неизбежном: -«Мир пройдет, пройдет война и наступит тишина». Время сейчас, точнее с каждым разом действительно ускоряется. И археологический подход уже необходим к истории которая была совсем недавно, немного более 15 лет назад. Что будет через 20 лет – еще сложнее будет восстановить истории которым минует 5 лет. Не это ли говорит о закате нашей цивилизации?

S.R.D.– Тишина: https://www.youtube.com/watch?v=GmjRBwsOkA4

Света Бабич (тогда девушка Эдуарда): - «Лаврик был очень творческим и сумасшедшим в хорошем смысле человеком, но реализовать себя в жизни не получалось. Видев успех других, желал всего и сразу, прожигая жизнь. И что-то гложило его. Однажды сказал что нашел работу и сказал пойдет на нее чтобы заработать нам на колечки. Но работать грузчиком у него не получалось». К концу 99 года история S.R.D. была предрешена. Эдуарда нашли повешенным у себя дома на люстре. Света: - «В канун смерти Эдика я его провела в Поллеский на электричку. А затем отправилась на своей в Столин на учебу. По дороге меня охватила ужасная тревога, но поезд не могла развернуть. А когда приехала, то вскоре мне позвонили и сообщили о случившемся». За год до этого на той же люстре повесился его отец или отчим. Сделал ли это сам Лаврик, судить не будем. Есть в мире силы, затмевающие,  не всегда подвластные  человеческой воле. Странные события с семьей Эдуарда Лавренчука  не закончились. Через несколько лет выпала из окна его мать. А пару лет назад погиб на работе его родной брат. Еще трагично сложилась судьба гитариста Бориса Давыдчика . Летом 2011 года ему стало плохо и без сознания попал в больницу и через несколько дней умер. Говорят осложнения после ушиба головы. Последние 6 лет своей жизни Борщ играл в своей рок-группе «3к1». Было это довольно успешно на локальном уровне. Иногда группа выезжала в другие города, но чаще выступала почти на всех городских праздниках и все их знали. Конечно звучание «3к1» имело совсем мало общего с S.R.D. Музыка была более мягкая и попсовая, даже чем-то отдавала отечественной эстрадой. Но это уже была другая группа и история. После смерти Лаврика S.R.D. еще пытались выжить. Взяли нового вокалиста Колю «Макешу» у которого голос был очень похож на голос Лаврика. До сих пор расходятся мнения, кто же исполнил вокальные партии на демо записях. После этого было несколько выступлений в Пинске и Столине. Владимир Корсак (друг Борща и Лаврика и музыкант тогдашней рок группы из Столина) вспоминает: -«Однажды мою группу пригласили на рок-фест планирующийся во время городского праздника в г. Пинске. Концерт тогда проходил на площади города. Тогда я позвонил Борщу чтобы тот собрал своих музыкантов и они поломились бегом на поезд. Организаторы ждали только нас, их группу не ждали. Но мы поделились с ними своих временем выступления. Главное чтобы была зацепка вклиниться. Тогда пел сам борщ и был еще в составе трубач и клавишник. Что было для их музыки весьма необычно. История конечно же не сохранила никаких записей в таком составе. Было бы замечательно если бы я ошибался – прим. автора. Борщ играл с таким порывом что руки в кровь и несколько струн были порваны. Тогда еще ему искали на замену гитару, чтобы они доиграли». Сохранилась еще видеозапись первого выступления группы в Лунинце, в 1998 году. Еще в составе с Лавриком. Выступали совместно или на разогреве у Дай Дарогу! (тогда уже популярных среди ортодоксальных панков). К слову с «Дай Дарогу!» они дружили, как и многие в андерграунде, неформальной тусовке, между городами была налажена своя связь. Андрей Свитровский ( друг Лаврика из Щучина, тогда в группе «Эйфория»): -« Мы с Лавриком созванивались по межгороду и пели друг другу новые свои песни». В творчестве между группами (СРД и Дай Дарогу!) было много общего, социальный подтекст и мрачный юмор на дебютном альбоме Дай Дарогу «Зарубило!» 1998 заслуживает внимания. Хотя у каждой из групп была своя четкая линия. И если бы судьба S.R.D. не закончилась так трагично, то возможно они были бы сейчас не менее популярны, чем их брестские коллеги.

S.R.D. - Палесский гуляка: https://www.youtube.com/watch?v=iktpR_vdqSI

Еще стоит упомянуть песню «Палесский гуляка» - «Это двойная пародия на известный хит середины 80-х с есенинским текстом. Правда, стихи великого русского поэта подверглись некоторой переработке: "место действия" из Белокаменной переносится в Полесье (что явствует уже из названия), а главное действующее лицо из шарлатана превращается в растамана. Этакий дружеский шаржик.» - из рецензии г.Шостака в «Музыкальная газета». Интересна своими метаформа песня «Гигантомания». Хотя на записи сложно разобрать слова куплетов. Но помню один случай из своей жизни связанный с этой песней. Когда-то давно, когда я еще учился в школе, классе 10м, в одном из учебников соседа по парте увидел эпитафию, на последних страницах за обложкой, посвященную Лаврику. Простым карандашем было выграверовано лого S.R.D. и слова с примерно таким текстом: - «Лаврик пел про гигантоманию и сам стал её жертвой» Судя по всему это сделал кто-то из поклонников. Так и закончилась история самобытного ансамбля, иногда всплывая из океана рутинных будней в воспоминаниях современников.

S.R.D. – Гигантомания: https://www.youtube.com/watch?v=FKl_xeQhfR8

S.R.D. и Дай Дарогу! Концерт в Лунинце в  1998 году:  https://www.youtube.com/watch?v=lcQeGh_ynpU


Рецензии