Жизнь сапёра. Тому, кто не воевал

                Н. М. Панютин. «Жизнь сапёра». Глава V. ЭПИЗОДЫ ВОЙНЫ. НАПУТСТВИЕ САПЁРА

     Если вы хотите знать, какое чувство испытывает воин, в том числе кадровый офицер (не воевавший), когда впервые испытывает бомбёжку в ночное время, то я вам поведаю своё чувство.

     Четыре офицера, в том числе и я, получили назначение отбыть в действующую армию – на фронт.

     В назначенный срок мы прибыли к месту дислокации штаба фронта, но он передислоцировался вместе с наступающими частями, и в указанном месте его не оказалось. Нам пришлось догонять штаб фронта, пользуясь различным попутным транспортом. Мы поздно ночью прибыли в город Россошь Воронежской области.
Россошь – большая узловая железнодорожная станция, где скопилось множество эшелонов с войсками, ранеными, боеприпасами, ожидавших своего отправления.

     С разрешения коменданта города нас устроили на ночлег в частный одноэтажный домик, постелили и укрылись шинелью. Ровно в 1.30 ночи появились вражеские самолёты, они развесили фонари (осветительные бомбы), и кругом стало светло, как днём. Спустя 20 – 30 минут вслед за этим появился первый эшелон бомбардировочной авиации противника. Самолёты наносили удар за ударом (было несколько налётов по освещённым целям), уничтожая всё, что скопилось на небольшой площади железнодорожной станции.

     Услышав впервые беспрерывные взрывы и сплошной гул, я крепче прижался к полу, а сердце так стучит, что готово вырваться из груди. Хочется бежать, но не знаешь, куда и зачем. Тем более не хочется показать свою трусость. Дом ходит, как живой, стёкла рассыпаются и со звоном осколки нас осыпают. В этот момент стараешься подавить страх и выйти победителем из сложившейся ситуации.

     После окончания налёта вражеской авиации мы выскочили на улицу, и перед нами встало страшное зрелище. На станции всё горит, снаряды рвутся, разносятся стоны и крики раненых, просящих помощи, кони бегают по станции. Уцелевшие войска, в том числе и мы, оказывали помощь раненым и выносили убитых. На отдельных участках ликвидировали пожары. Прошло часа три после наступления рассвета, вновь появилась вражеская авиация, и бомбы вновь летели на беззащитные жертвы. Войск ПВО здесь не было, поэтому немецкая авиация действовала безнаказанно.

     Несмотря на продолжающиеся налёты, мы вместе с фронтовиками продолжали ликвидировать последствия бомбёжек. Вот и мы поняли, что такое война, и, тем более, проверили каждый сам себя…

     Таково было первое боевое крещение, не встретившись лицом к лицу с противником.

     Ох, какая ненависть к проклятым фашистам! Получая назначения в различные боевые части, мы поклялись мстить за своих товарищей и беспощадно уничтожать фашистов за смерть и потоки крови, пролитые нашим народом.

     Возвращение к содержанию дневников-воспоминаний Н. М. Панютина «Жизнь сапёра»: http://www.proza.ru/2015/11/01/1230.

     2015


Рецензии
НиколаЙ Матвеевич, которого я помню, был весьма скромным человеком. О его подвигах говорили только награды, сам же о них он никогда не упоминал. Очень хорошо, что нашлись люди, которые смогли опубликовать его дневники.

Вам, Владимир, особое спасибо.

Александр Козлов 8   20.07.2017 22:28     Заявить о нарушении
Мы с Фёдоровым старались успеть сделать публикации. Ольге Ивановне передали большую брошюру из копий газетных полос и подлинные дневники. А издать книжкой "Жизнь сапёра" нам уже хотел помочь один товарищ из реутовской администрации, но Доморацкий всё никак не мог провести коррекцию военно-историческую, сам готовил издание своей книги, а Ольге-то Ивановне ждать было некогда. Через год после брошюры её не стало. Это уже тоже история. С уважением,

Владимир Калабухов   20.07.2017 23:11   Заявить о нарушении