Три мира


Воссоединение трех миров – тема практически всех древних эпосов и религий. Религии, упускающие этот момент, неполны, и потому могут привести к разочарованиям среди последователей. В современном мире люди нуждаются в описании и применении системы устройства мира, их положению в этом мире, их возможностям и главное – их целям в этом мире. Именно отсутствие ориентиров способствует деградации мышления и уменьшению уровня общественного сознания человечества в целом.

Мы ставим своей целью рассмотрение этой задачи и поиски ее решения, поэтому последовательно рассматриваем известные философские доктрины о трех мирах, анализируем существующие практики духовных упражнений и пытаемся приблизиться к пониманию их во взаимосвязи друг с другом. В то же время тема столь значительна по своему объему, что в данной статье невозможно будет изложить ее полностью, а тем более раскрыть. Поэтому приношу извинение за некоторые неувязки в логических построениях. В последующем можно будет это исправить.

Описание трехмерности мира в системе устройства Вселенной присуще всем без исключения эзотерическим доктринам, в том числе развившимся в религии.

В «Агни Йоге» приводится следующий пример: «162. Садху указал на плод манго, сказав: «Вот три мира: сперва оболочка, которая не имеет цены, затем мякоть преходящая, но питающая, и затем зерно, которое может сохраниться на вечность». Тонка оболочка, уже существеннее мякоть, и мощно зерно. Такие же аналогии представляет яйцо. Оболочка – преходящее явление, но белок уже пища, хотя и ненадолго, и затем огненный желток. Человек представляет синтез всех трех царств, но и символ трех миров всюду показан. Так обычай в памятный день обмениваться красными яйцами имеет в себе древнейший символ. Люди хотели напомнить друг другу о пути трех миров, о пути восхождения и воскресения. Так не будем думать, что путь не запечатлен даже на простых предметах». (Агни Йога, т. II, Сердце, Мир Огненный, I, II и III, Аум, Братство, Надземное. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 688 с., с. 92)

«Джеймс Фримен Кларк в своей книге «Десять великих религий» описывает верования друидов относительно трех миров следующим образом: «Друиды верили в три мира и в переселение из одного в другой. В высшем мире преобладает счастье, в низшем – несчастье, а средний мир – это действительный мир. Переселение из мира в мир существует для наказания и поощрения, а также для очищения души. В настоящем мире, говорят они, добро и зло так переплетены и уравновешены, что человек имеет полную свободу выбора между ними. Валлийские Триады говорят нам, что имеется три вида метемпсихоза: объединение в одной душе свойств всех вещей, приобретение знания всех существ, и получение власти над дьяволом. Имеется и три вида познания: знание природы каждой вещи, знание причин вещи и ее воздействий. Есть три вещи, которые постоянно уменьшаются, - темнота, ложь и смерть. Есть три вещи, которые постоянно увеличиваются, - свет, жизнь и истина». (Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / Мэнли П. Холл; [пер. с нем. С. Целищева]. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. – 1008с.: ил., с. 61)

В книге В.Я. Бутанаева «Традиционный шаманизм Хонгорая» рассказывается об эзотерических представлениях шаманов Хонгорая, ныне Республики Хакассия, относительно трех миров следующее: «Вся вселенная, по представлению шаманистов, разделялась по горизонтали на три мира - верхний, нижний и средний. Верхний мир находится на небесах и служит обителью девяти творцам, каждый из которых занимает один из девяти небесных слоев.

Средний мир, т.е. земля, где обитают люди, шаманы называли Солнечное царство. Земля и небо имеют края, где находится проход в другой мир. Место соприкосновения неба с землей носит название «Ачылар – Умулар» - т.е. открывающийся и захлопывающийся край, или место преграды между небом и землей. Оно находится за горизонтом, у основания неба. Идентичное представление о двух черных скалах на краю неба бытовало в алтайской мифологии. Они служили воротами между небом и землей. Ночью и днем они, как два бодающихся быка, сходились и расходились, не пропуская никого за пределы дозволенного. И земля, и небо имеют свое дно и верхние окна в виде дымового отверстия юрты» (Бутанаев Виктор Яковлевич. Традиционный шаманизм Хонгорая / Бутанаев В.Я. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. – 254 с. ил., с. 48-55).

Согласно верованиям хакасских шаманов в центре земли находится мифический медный столб, называемый Пуп Земли, который был создан во времена сотворения мира. Столб представляет ось Вселенной и связан с Полярной звездой, называемой на хакасском языке «Железный Кол Середины Царского Неба».

Между верхним и средним мирами на мифическом горном хребте «Пулай- сын» находилась обитель божеств, называвшихся бурханами. К ним относились три святые дочери девяти небесных творцов – Толай Пурхан, Пулай Пурхан и Чарых Пурхан. На вершине хребта растет священная береза, покрытая золотой листвой и у подножия которой растет трехсоставная белая трава.

В эзотерическом мире шаманов священный хребет Пулай-сын существует наряду с горой Сумеру, что созвучно с Шумером. На вершине Сумеру располагается круглое, как конский глаз, молочное озеро, имеющее золотые берега. Священной водой молочного озера омываются герои эпических сказаний и шаманы после похода в подземный мир, чтобы очиститься от скверны. Рядом с озером также растет священная береза. Серебряный ствол и золотая крона священной березы упираются в верхний мир, а корни уходят в нижний мир. Мировое дерево служит символом целостности трех миров. Под ее сенью скрываются души, отдыхающие от бренного тела во время сна человека, а также шаман в период своего путешествия.

На вершине священной березы сидит вещая птица – золотая кукушка величиной с лошадиную голову. Когда она кукует, на черной земле начинает расти зеленая трава, а на твердых деревьях начинают распускаться листья. Под березой бьет источник с живой и мертвой водой, а также растет волшебная белая трава, оживляющая погибших богатырей. На горе Сумеру на трех священных дубах находится гнездо супружеской пары мифических птиц «Хан Кирети», охраняющих живую и мертвую воду. Они служат ездовыми птицами богатырей героических сказаний и шаманов при камланиях. Двухголовые Хан Кирети имеют золотое оперенье, медные клювы и лапы со стальными когтями.

Нижний мир, находящийся под землей, находится под управлением семи божеств. Этот мир состоит из семи слоев. Там нет солнца и луны. Деревья там растут кроной вниз. Семь нижних божеств – «ирликов», обитают на седьмом подземном уровне, где держат скотоводческое хозяйство из лошадей, коров и овец. При этом табунщики пасут коней верхом на девятиглавых змеях, скотники ездят на шестисаженных пестрых лягушках, а чабаны – оседлав шестиногих ящериц. Властителем всего подземного мира является Ирлик-хан.

Божества в эпосе Хонгорая обитают на небесах, в подземном царстве, на священной вершине «Пулай-сын» или Сумеру, а в среднем мире живут люди и окружающие их невидимые для простого глаза различные духи.

Наскальные пентаграммы в Республике Хакассия (Российская Федерация) также содержат информацию о трех мирах: среднем, низшем и высшем. Этим пентаграммам до четырех с половиной тысяч лет. На бубнах шаманов традиционно наносятся рисунки в виде трех миров, заселенных некоторым количеством духов, или «тёсей». Каждый шаман вправе изобразить лишь тех духов, с которыми он работает, и которые откликаются на удар по их изображению на бубне. Простые люди по количеству изображенных тёсей на бубне сразу определяют статус шамана.

В индийском источнике «Шримад Бхагаватам» говорится, что «Чистый преданный постоянно помнит о лотосных стопах Господа Шри Кришны, и даже богатства всех трех миров не в силах заставить его хоть на миг забыть о Господе» (с. 219). Здесь мы видим прямое указание на три мира, которые в обязательном порядке открываются ищущему Господа.

В «Хатха-Йоге-Прадипике» Сватмарамы в переводе Андрея Сидерского говорится следующее: «74. В трех мирах нет ничего недостижимого для того, кто способен удерживать кевала-кумбхаку сколь угодно долго в свое удовольствие». (А. Сидерский. Йога восьми кругов. Омнио-тренинг-технология: последовательности нулевого цикла. – Киев.: «Консент», 1996. – 576 с., с. 557) Кевала-кумбхакой называют свободную остановку дыхания без вдоха и выдоха. Эта книга дает детальные указания для выполнения упражнений с целью достижения состояния раджа-йоги. О трех же мирах больше нет ни слова. Из этого мы можем сделать вывод, что при написании данной книги информация о трех мирах была недостаточной, или же вообще была ненужной.

Объединение двух первых миров, как первоочередную задачу, ставит перед нами такой авторитетный источник, как Библия. В «Послании к Ефесянам» сказано буквально следующее: «13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. 14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем; 17 И, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе». В этом отрывке мы видим явное описание соединения сознания двух миров одного человека путем разрушения границы беспамятства между ними.

Созвучны с приведенными взгляды Георгия Гурджиева. Он говорил о необходимости познания трех космосов, или трех миров для того, чтобы познать в полной мере хотя бы один. По его мнению, один мир не подобен полностью другому. В то же время три любых соседних мира полностью аналогичны любым другим трем соседним мирам. Таким образом, из учения Гурджиева мы можем предполагать множественность миров, в которых три любых соседних мира подобны другим трем соседним. Данное утверждение соответствует трем основным постулатам нашей космологической методологии (упорядоченности, цикличности и подобию), и потому принимается как вполне возможное.

В древних индуистских священных текстах Ригведы Вишну мог пересекать космос тремя шагами. Агни («огонь»), в ведийской и индуистской мифологии бог огня, является одновременно единым и множественным, поскольку родился в трех местах – на небе, среди людей и в водах. У него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка (Мифология. Энциклопедический справочник. / Редактор-составитель Татьяна Зарицкая / «Белфаксиздатгрупп», 2002, 352 с.).

В «Книге Велеса» записано «Бусово проглаголенье» к русичам, рассказывающее о трёх мирах:
«Напрасно забываем мы доблесть прошедших времён и идем неведомо куда. И так мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдимся познавать Навь, Правь и Явь, и стыдимся обе стороны Бытия своего ведать и понимать.
И вот Дажьбог сотворил нам это Яйцо, в коем свет звёзд нам сияет. И в сей бездне повесил Дажьбог землю нашу, дабы она была удержана. И так души пращуров сияют нам звёздами из Ирия…
Но греки нападают на Русь и творят злое во имя их Богов. Мы же сами не ведаем уже, куда бежать и что делать. Ибо, что положено Дажьбогом в Прави, нам неведомо.
А поскольку битва эта протекает в Яви, которая творит жизнь нашу, то если мы отойдем от Яви – будет смерть. Явь – это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же – после неё, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь.
Поучились мы древней мудрости, и вверглись в сие душами нашими. И вот это наше богатство, так как низошло сие от Богов. И вот на Коляду мы требы творим Богам. И вот силу Их мы узрели в себе, и это Божий дар, и мы не просили ничего иного, ибо сие напрасно.
И вот души пращуров зрят на нас из Ирия. И там Жаля плачет, и речёт, что мы пренебрегали Правью, Навью и Явью. Пренебрегали мы сим и глумились над истиной. И мы недостойны быть Дажьбоговыми внуками. Ибо, лишь моля Богов да имея чистые души и тела наши, будем иметь жизнь с праотцами нашими, с Богами слившись в Единую Правду. Так лишь мы будем Дажьбоговыми внуками». (Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница / Прочтение и перевод Александра Асова. – М.: АСТ, 2011. – 638с., с. 125)

Здесь мы не приводим в качестве источника русских сказок, так как эта тема достойна отдельного исследования, но все же напомним, что практически во всех русских волшебных сказках герой отправляется за тридевять земель, в тридевятое царство, а ещё иногда и в тридесятое государство. «Три» в данных устойчивых словосочетаниях обозначают, по всей видимости, третий мир. «Девять» же, как мы ранее установили в статьях о чувствах человека, является числовым обозначением человеческого существа, «десять» - духовного.

Итак, основным постулатом в описании устройства мира большинством древних источников является наличие трех миров. Указаний на три мира столь много, что приходится предположить существование в давние и даже не столь давние времена устойчивых космологических представлений по данному поводу у очень многих народов. В книге «Мир снов» мы рассказываем о научном открытии еще одного мира, ставшего доступным для изучения человеком, что не только подтверждает космологию наших предков, но позволяет с большим вниманием отнестись и к другим сведениям, как бы мифическим, сказочным, легендарным…


Рецензии