О микроэлектронике

О микроэлектронике.
В 1988г, работая в ЦНИИПСК им. Мельникова главным инженером проектов, я получил задание в кратчайшие сроки разработать металлические конструкции зданий повторного применения для производства микроэлектроники (габаритами 90*114*30м.) в двух вариантах – для обычной среды и для сейсмических районов  8-бальной сейсмики. Программа была утверждена в ЦК КПСС и ее выполнение находилось под особым контролем.
Первая серия – 18 корпусов (из них 3 – в сейсмике) должна была быть сооружена за 15 месяцев, включая проектирование.
Корпуса, в основном, сооружались в крупных городах СССР – Москва, Ленинград, Киев, Минск, Тбилиси, Баку, Кишинев и т.д. Два корпуса строились на заводе «Позитрон» в  Ивано-Франковске. Наша группа разработала проекты за 3 месяца. Для ускорения изготовления конструкций было привлечено одновременно   17 заводов металлоконструкций, что значительно усложнило задачу по контролю за изготовлением и монтажом этих зданий.               
Институт – генпроектировщик, с самого начала заложил в техническое задание для нашего института неэффективную схему каркаса с шагом колонн 18 м, что в дальнейшем ограничивало возможность изменения технологии.
Но, так как эта схема была разработана генпроектировщиками, профильным министерством и запущена в производство постановлением Ц КПСС признаться, что она не оптимальна – все боялись. Генпроектировщики и Министерство не рискнули доложить об этом по инстанции в ЦК КПСС.
Тем не менее, первую партию из 18 зданий (без технологии) построили в отведенные сроки. Тогда это умели. Планировали дополнительно построить еще 25 зданий.      
Мы были в курсе этих проблем и еще в первых проектах записали следующее требование:
"В связи с большим количеством зданий, планируемых к строительству, необходимо после строительства первой партии корпусов произвести корректировку чертежей для учета опыта изготовления, монтажа и эксплуатации зданий. До осуществления корректировки привязку этих чертежей для нового строительства – запретить».
Следует отметить, что необходимое оборудование для производства микроэлектроники в СССР тогда практически не производилось и планировалось за огромные деньги (которых в СССР тогда не было) закупить его за рубежом. Стоимость оборудования на порядок превышала стоимость самого здания. И когда в Ивано-Франковске директор завода с гордостью показал два построенных корпуса и сказал, что собирается построить еще два – стало понятно: надо что-то делать. И от своего имени (главного инженера проектов субподрядной организации) по устному согласованию с генпроектировщиком разослал письмо в адрес десяти филиалов их института,  с выше приведенным требованием о запрете применения чертежей. И все, понимая ситуацию, это выполнили.
В дальнейшем, по заданию генпроектировщика, мы разработали более эффективные здания, но судьба этих разработок – мне неизвестна.
 Судьба первой партии сооруженных корпусов такова, что практически почти все они, из-за отсутствия и невозможности закупить за рубежом компоненты технологии, по назначению не использовались. Какова их судьба и как они эксплуатировались в дальнейшем – я не знаю.
Здесь я привел пример плановой, командной экономики, когда важен процесс, а не результат. Никто не отвечал за такие " проколы".
В наше время, все еще более 50%  предприятий находятся под   государственным управлением – отсюда и  стиль работы и та же безответственность и все та же неэффективность. Пока собственность государства не перейдет бизнесу, разумеется под жестким контролем - добра не жди !!!


Рецензии