Понтий Пилат и мастер с Маграритой

       Посмотрел снова 10 серий фильма Бортко "Мастер и Маргарита".
       Интересная постановка. Пожалуй одна из наиболее адекватных роману. Не понравилось исполнение роли "мастера" и весь сюжет "про любовь"...
       Слишком прямолинейно, однозначно и много патоки. Остальные роли исполнены великолепно. Чувствовалось желание режиссёра максимально точно передать суть романа. Но в общих сценах и, особенно,  в массовых много штампов, клише. Слабовато, на мой взгляд, изображён бал сатаны. Это понятно - где деньги Зин?
       Понтий Пилат представлен стариком, а ему, по некоторым данным, было в действительности всего лет 40-45. И должность у него называлась "префект", а не прокуратор.
       То, что Понтий Пилат в действительности существовал и был римским управителем Иудеи при императоре Тиберии, подтверждает латинская надпись, составленная им самим и найденная в 1961 году при раскопках в Кесарии Палестинской (современная Эль-Кайсарие). Надпись повреждена (камень, на котором она высечена, позднее был использован как строительный материал при сооружении театрального здания IV века н.э.), но из неё видно, что римский префект Понтий Пилат соорудил и посвятил императору Тиберию мемориальное сооружение (Тибериеум).
       Надпись эта, помимо того, что она наконец  точно документирует пребывание и деятельность Понтия Пилата в Палестине — около 30-го года н.э.,  важна и ещё и в том отношении, что Пилат назван в ней префектом, а не прокуратором, как в евангелиях и других более поздних латинохристианских текстах (у Иосифа Флавия он именуется по-гречески эпитропом, что буквально означает "наместник").
       Управители некоторых римских провинций или их частей стали именоваться прокураторами лишь в сравнительно позднее время (во II и III веках н.э.). В более  ранний период прокураторами назывались чиновники и другие частные (а не государственные) агенты императора или членов императорской фамилии, преимущественно по финансовым делам. Официальные же управители, являвшиеся в то же время и командирами военных соединений, именовались обычно префектами. Поэтому  и раньше некоторые знатоки древнеримской административной терминологии (например, известные немецкие историки Рима Т. Моммзен и О. Гиршфельд) говорили, что Пилат по своему положению должен был  титуловаться не прокуратором, а префектом.
       Неоднократно высказывалось мнение, что Понтий Пилат в качестве римского официального лица не мог иметь отношения к суду над Иисусом Христом.  Римский управитель мог судить или привлечь к ответственности человека, выступившего против римской императорской власти, тогда как Иисус Христос, соответственно евангельскому рассказу, выступал не против Рима, а лишь против иудейской церкви, то есть являлся преступником не политическим, а религиозным. Такие преступления не были подсудны римской администрации, а только иудейскому синедриону.
       Документальными подтверждениями другого рода, указывающими о существовании Понтия Пилата, являются медные монеты, чеканенные в Иудее в годы его правления (26–36 годы н.э.). Изучавший эти монеты Э. Штауффер отмечает существенную разницу в характере символов, изображённых на иудейских монетах Понтия Пилата и других римских управителей Иудеи. В то время как те пользовались всякого рода нейтральными символами (вроде дерева, пальмовой ветви или каких-либо других чисто орнаментальных мотивов), на монетах Понтия Пилата представлены римские культовые предметы, такие, как жреческий жезл (lituus) или черпак для жертвенных возлияний (simpulum). О том, что монеты с подобными римскими религиозными символами встретили враждебное отношение со стороны иудейского населения Палестины, свидетельствует перечеканка их при преемнике Понтия Пилата - Феликсе. Неприемлемые для иудеев знаки на монетах были забиты и заменены другими, нейтральными в религиозном отношении.
       Таким образом, изучение иудейских монет Понтия Пилата  подтверждает ту его характеристику, как правителя Иудеи, которая содержится в сочинениях современных ему древнееврейских писателей - Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Монеты эти свидетельствуют о враждебном отношении Пилата к иудеям и о презрении его к их религиозным законам.
       В то время как другие римские правители искали контактов с иудейской общественно-религиозной верхушкой и стремились к умиротворению иудейского населения, Понтий Пилат  не желал считаться с местными обычаями, а при протестах со стороны иудейства прибегал - тайно или явно - к вооружённой силе, чем создал себе славу самого жестокого и враждебного чужеземного управителя, какого только знала Иудея. Слава его в этом отношении распространилась далеко за пределами Палестины среди иудейского рассеяния (диаспоры) - в Сирии, Малой Азии и Египте - во всех тех странах, где среди сильно эллинизированного  по своей культуре иудейства, расселившегося там  после римско-иудейской войны 66–70 годов, возникло христианское вероучение, носителями которого были первоначально еретические иудейские секты, боровшиеся с правоверным иудаизмом, неприемлемым для них из-за крайней религиозной исключительности.
       Члены этих сект - древнейшие иудео-христиане - как правило, представители наиболее угнетённых общественных слоев - ненавидели римскую императорскую власть, символом которой для них стал жестокий правитель Иудеи Понтий Пилат. Именно этой своей славе жестокого римского чиновника и военачальника, распространившейся в иудейско-христианской среде, и обязан Понтий Пилат тем, что имя его оказалось столь тесно связано с легендарной биографией Иисуса Христа.
       Позднее, когда христианская вера утвердилась среди широких слоёв населения Римской империи и когда руководители христианских общин стали искать путей к примирению с римскими властями, Понтий Пилат из первоначального врага христианства стал превращаться в его друга. В это-то время и возник тот евангельский рассказ,  который, снимая ответственность за казнь Иисуса с Понтия Пилата как представителя римской власти, перелагает её на иудеев, потому что с иудеями к этому времени как с заклятыми врагами Римского государства христианская церковь не желала больше иметь ничего общего.
       По иронии судьбы именно тот из римских наместников в Иудее, который в силу своего презрения к управляемому им народу знать ничего не хотел о его религиозных верованиях  стал одним из ярких персонажей легенды о Христе, пережил свойственную истории этой легенды эволюцию и получил широкое распространение в церковной и светской литературе, а также и в изобразительном искусстве.
       "Понтий Пилат в истории и в христианской легенде" Л.А. Ельницкий Прометей. — М.: Мол. гвардия, 1972. — Т.9. — С.316–319.


Рецензии