О сути искусства и необходимости понимать его

В чём заключается основное отличие искусства от современного шоу-бизнеса? Шоу-бизнес создаёт иллюзию нашего мира. Он заставляет нас поверить, что то, что закладывается в продукт шоу-бизнеса, есть истинная жизнь. И что именно по этим законам жизнь и течёт. Есть и второй вариант. Мы понимаем, что это иллюзия, сказка. Но эта сказка нам нужна для того, чтобы на время в эту виртуальную реальность переместиться. На время мы отвлекаемся от реального мира, потому что мы устали от него. Он приносит нам слишком много негативных эмоций, стрессов, и мы пытаемся уйти в иллюзорный мир, чтобы на время отвлечься. И то и другое - не очень подходящий способ решать проблемы. В первом случае нас просто обманывают. И, таким образом, можно манипулировать человеком, создавая в его воображении виртуальную реальность. А во втором случае сознательного и временного ухода в иллюзию нам так может понравиться в вымышленном мире, что мы всё чаще будем обращаться к нему и дольше в нём оставаться. По сути, это тоже самое, что происходит с наркоманами и игроманами. Они всё меньше хотят оставаться в реальности. И им всё большую и большую дозу нужно. В этом и есть главная особенность современного шоу-бизнеса.

А подлинное настоящее искусство отражает реальные законы жизни, реальные законы мироздания. Это не значит, что всё должно быть сведено к документалистике. Художник (здесь я имею в виду любого творца: живописца, писателя, композитора, поэта, режиссёра) может изображать вымышленных персонажей и вымышленный сюжет. Очень редко, когда автор изображает какие-то реальные события своей жизни. Чаще он обращается к вымыслу, который рисует его воображение. А в фантастике, тем более, речь идёт о том, чего никогда не было: события происходят в отдалённом будущем или на других планетах. Но фантастика тоже может быть искусством или шоу-бизнесом. И те, кто создают просто красивые сказочные сюжеты для наслаждения, сами уходят в мир фантазии, чтобы отвлечься от своих внутренних проблем. Почему и называют таких людей графоманами, что у них это на уровне психического расстройства, желания создать свой сказочный мир и уйти в него с головой (почитайте, например, биографию Сальвадора Дали).

В настоящем искусстве человек использует вымысел для интуитивного изображения картины мира. Для того, чтобы объяснить какие-то сложные вещи человеку несведущему, нам часто приходится прибегать к аналогиям, простым образам, отвлечённым от непосредственной нашей жизни. Это необходимо для того, чтобы у человека не было личного пересечения с событиями, чтобы не возникало предвзятого мнения о событиях, явлениях, людях. Художник показывает вымышленную жизнь вымышленных персонажей, но в соответствии с законами Вселенной, т.е. так, как это может происходить в реальной жизни. Но чтобы это было настоящим искусством, оно должно показывать причину и следствие. Нам показывают причину каких-то действий героя, основной побуждающий мотив его поступков. Поступки ведут к неким последствиям, не всегда благоприятным для героя. Чаще даже последствия носят некий драматический характер. Ведь искусство должно показывать нам опасность того или иного выбранного пути. Но есть здесь один важный момент. Мы привыкли видеть наш мир материальным. Последние столетия уводят нас от Бога, от пространства идей и интуитивных озарений. Всё больше мы верим тому, что видим, что можем пощупать, понюхать. И с недоверием относимся к "интуитивным озарениям". Во всём мы ищем логическое обоснование. Поэтому причинно-следственная связь представляется нам чем-то конкретным, зримым. Как в детективах. Вот человек убил кого-то по причине ревности и получил последствия в виде уголовного наказания. Чёткая цепочка причины и следствия. Наказание неотвратимо. Об этом позаботятся правоохранительные органы, следователи, суд. Но это почему-то не убеждает. Потому что в жизни часто бывает так: человек совершает преступление, но остаётся безнаказанным - гуляет на свободе, живёт припеваючи. Это же часто показывают и в кино, и в литературе. Всё дело в том, что настоящая причинно-следственная связь идёт не на уровне материальном. Мы сейчас снова приходим к тому, что знали наши предки, жившие тысячи лет назад. Многие истины, к которым мы постепенно приходим, были открыты уже задолго до нас. Но мы почему-то про них забыли. То, что описано в священных книгах, оказывается, работает. Но нам трудно бывает поверить в то, что там описывается, потому что причина и следствие разнесены во времени на значительные расстояния. И то, что сделал человек при своей жизни, может затронуть многие последующие поколения наших потомков. "Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне" [Второзаконие, гл.23]. В Библии сказано, что 10 поколений потомков блудницы будут расплачиваться за её грехи. Что же получается? То, что мы сделали в этой жизни, может повлиять не только на эту нашу жизнь, но и на жизни наших будущих потомков?

Так вот, искусство это раскрывает. Нам трудно поверить в вещи, которые мы сами не наблюдаем. Ведь то, что мы совершили в юности, и то, что происходит с нами в зрелом возрасте, старости, мы не всегда можем связать между собой. О многом мы забываем. И в состоянии ли мы увидеть причину наших проблем или болезней в том, что в юности мы не смогли правильно пережить период первой любви и её крах. Не прошёл крах первой любви, и человек мучается всю жизнь, не в состоянии создать нормальную гармоничную семью, родить здоровых благополучных детей. А проблема в нашей душе, в нашем мировоззрении. Конечно, этими вещами по своему назначению должна заниматься религия. И отчасти наука, например, психология. Религия призвана заниматься спасением души человека. А психология уже в своём названии имеет слово "душа". Но религия (например, постхристианство) до сих пор не очень-то понимает, о чём говорил Иисус Христос. И вместо объяснения сути его учения, объявляет его богом и призывает к поклонению телу его, вкушению плоти и крови Иисуса. А психология, не объясняя механизмов функционирования нашей души, учит, как правильно потакать своим низменным животным инстинктам, как выбрать партнёра по сексуальной совместимости или как манипулировать другими людьми. И религия и психология оперируют догмами, которые нельзя оспаривать. Мнение авторитетов становится важнее поиска истины. И хотя нельзя обвинить священников и психологов, что они занимаются шоу-бизнесом, но их деятельность часто направлена на уход человека в иллюзорный мир грёз и фантазий. Между тем, в древности наукой и религией занимались одни и те же люди. Они были и хранителями сокровенных знаний, и исследователями, и просветителями. Т.е. их глубокая вера и вела их к поиску смыслов и истин, к познанию Законов Вселенной. Со временем наука и религия разъединились и стали антагонистами. Но диалектичность мира состоит в том, что две противоположности, взаимодействуя, рождают третью сущность, которая пытается объединить противоположности, разрешая конфликт на более высоком уровне, преодолевая противоречия. И место в мире науки и религии сегодня начинает занимать искусство. Именно оно пытается разрешить противоречие между материальным и духовным знанием. Современные религии и научные школы всё больше оперируют догмами и логикой, а искусство действует интуитивно. Художник подключается к высшим информационным полям и черпает оттуда точную и неискажённую информацию о мире. Раньше такая прерогатива была только у пророков. Как они получали информацию? Она могла приходить во сне, в виде образов, или прямым текстом. Это был особый дар, это были особые избранные люди. А художник занимается практически тем же самым. Его свойство в том, что он берёт информацию не из головы, не путём логических построений, а из подсознания, которое и связано с нашим Божественным "Я".

Только искусство сегодня способно понять и объяснить нам, почему наша цивилизация находится в тупике. Нам легче понять и принять какие-то истины, когда есть образ. Образ можно создать с помощью художественных средств. Поэтому так популярно стало кино. Посмотрите, сколько книг сейчас печатается в мире. Хорошую книгу написать несложно, если у человека есть талант. Но вот предъявить читателю свой труд он вряд ли сможет. Рынок книжный устроен так, что на пути к читателю стоит огромное количество групп влияния. Книгу надо напечатать, заинтересовать издательство, на неё кто-то должен согласиться выделить деньги. Но даже, если сам писатель вложит свои средства в издание книги, то её ещё нужно распространить, распродать тираж. Этой книгой надо снабдить большое количество магазинов. Но они должны ещё согласиться взять книгу. У книжных магазинов заключены договоры с издательствами, с медиагруппами. И бизнес должен быть уверен, что на твоей книжке сможет заработать. Там работают большое количество маркетологов, пиарщиков. Книгу надо продвигать. Книгу надо рекламировать. Просто поместить её в книжный магазин - она будет валяться на каких-то самых дальних полках, не привлекая внимания. Плюс к этому, у книги должна быть броская обложка, броский привлекательный заголовок. Если этого нет, то только случайный покупатель найдёт эту книгу или какой-то умный думающий читатель сможет углядеть в этой книге источник ценной информации. И это будут единицы. Эти единицы погоды не сделают.

Кино же устроено несколько по-другому. Оно воздействует на подсознание. Режиссёр сразу создаёт образы с помощью актёров, оператора и других членов съёмочной группы. Эти образы воздействуют на чувства. И мы за полтора-два часа получаем значительный объём спрессованной информации. Чем талантливее режиссёр, тем больше плотность информации. И вся она уходит на подсознание. Поэтому популярность кино на сегодняшний день неимоверная. Посмотрите фильм "Доживём до понедельника". Там нет ни одного лишнего эпизода. Каждый эпизод раскрывает какую-то сторону героев и показывает те изменения, которые происходят в их душах. Мы видим три дня жизни главного героя, учителя истории. Самых главных в его судьбе. За эти три дня он меняется настолько, что на выходе уже совсем другой человек. Он талантливый, знающий учитель. Но у него наступает кризис. В его мировоззрении есть ошибки, которые не дают ему двигаться дальше в своём внутреннем развитии. И процесс перехода на новый уровень происходит мучительно, через боль, через страдание. Процесс развития человека на протяжении жизни происходит "квантами", ступеньками. Какое-то время человек живёт более-менее ровно в соответствие с принятой им концепцией жизни. Чего-то достиг, что-то не получилось. В этом состоит собственная воля человека. Есть возможность опробовать свои установки, свои убеждения. Но потом приходит очередь нового этапа. Но новое требует пересмотреть и отбросить что-то из прежних принципов, требует пересмотра и уточнения картины мира. Мы были уверены в наших принципах, но они уже перестали работать, буксуют и не объясняют нам каких-то новых обстоятельств, с которыми мы столкнулись. Как говорит персонаж фильма "Розыгрыш": "Мы столкнулись с совершенно новым фактом, для оценки которого у нас нет критериев... " И за этими обстоятельствами и начинаются проблемы. Кто-то искренне верил, что делает доброе дело. Его за это поощряли, он двигался по карьерной лестнице. И растёт уверенность, что ты растёшь, потому что лучше других что-то понимаешь, что-то делаешь. И уже кажется, что ты на самом деле выше других. И у тебя есть право судить о справедливости поступков других. Твоя правота выше правоты тех, кто ниже тебя по положению. Человек попадает в систему, которая делает его своим заложником. И это проблема. И в фильме "Доживём до понедельника" герой в течение трёх дней мучительно ломает себя. Эти изменения происходят не в его внешней жизни, а в его внутреннем душевном мире. Страдания и боль он носит в душе. Он даже выпивает, чтобы как-то облегчить свои страдания. Он уже готов отказаться от работы учителя, потому что совесть не позволяет ему в таком состоянии "сеять разумное, доброе, вечное". Но мы видим и других учителей, которые когда-то столкнулись с болезнью роста, но не смогли принять боль, страдания и отказались и от боли и от страдания, закрыли свою душу, перекрыли источник своего контакта с Богом. И превратились в сухарей-функционеров, которые могут только проповедовать мораль, ханжество, читать нотации и верить, что "яйцо курицу не учит". Такой мы видим учительницу литературы, которая 20 лет работает в школе, но не понимает душевных порывов и переживаний своих учеников.

И вот искусство как раз и показывает, как именно надо проходить те самые жизненные тупики, которые встают перед нами, как видеть в тупике всего лишь ступеньку для подъёма на новый уровень понимания. Отказ от развития не спасает нас и не оставляет на привычном нам уровне комфортного существования. Законы Вселенной не дают такой возможности. Либо двигаться вверх, либо деградировать. Такая деградация дорого обходится для общества, особенно, если человек занят работой с людьми. Врач или учитель - это общественно значимые профессии. Спасать жизни и здоровье людей, или показывать пути в жизни. Если врач спасает только тело человека, не давая шансов на исцеление души, то он совершает преступление. Если учитель показывает ложный путь, то, в конечном итоге, общество, воспитанное такими учителями, двигается к пропасти. Человек, закрывающий свою душу от страданий и боли, превращается в циника, прагматика, сухого, эгоистичного человека. Он перестаёт чувствовать боль и страдания других. Ему чуждо становится сострадание, сочувствие, рано или поздно такой человек становится жестоким по отношению к другим людям. Он может превратится в преступника, который убивает других, не чувствуя жалости к своей жертве. Повод для убийства может быть самый незначительный. Просто кто-то посягнул на его территорию, на его имущество. В новостях мы часто слышим истории, как выясняют отношения люди на дороге. "Ты повредил мою машину?!" или "Ты меня ударил?!", имея в виду, что ударили машину, но она является его продолжением и он взбешён этим. Он достаёт бейсбольную биту и начинает лупить человека так, что тот умирает. Вот как проявляется деградация. Поэтому художник не просто создаёт произведение искусства для того, чтобы мы насладились досугом. Он предупреждает. Он выявляет в обществе негативные тенденции, высвечивает их. Как, например, сделал это Эльдар Рязанов в фильме "Гараж". Мы видим буйство инстинктов. Но это не значит, что всё советское общество пронизано этой болезнью. В одном месте собрались люди со схожим ущербным мировоззрением. И такая концентрация усилила негативные тенденции. То, что в обычной жизни мы не замечаем, с чем миримся зачастую, здесь приняло уродливую форму и заставило почувствовать опасность таких яростных фанатичных устремлений к приобретательству, к потребительству. Эльдар Рязанов показал, что терпимость к греху чревата усилением негатива. Болезнь сама не пройдёт. Она будет прогрессировать. И когда начнутся метастазы, то поздно будет бить в колокола. Процесс сдерживания негативных тенденций можно сравнить с борьбой с муравьями на дачном участке. Сначала муравьи приносят пользу. Но при достижении ими критической массы они строят всё больше муравейников, и начинают наносить вред всему, что на участке произрастает. Если с ними вести борьбу, то полностью уничтожить не получится, но удержать их в рамках безопасного уровня можно.

Если общество само не способно справиться с негативными тенденциями, то включается механизм чистки Свыше. Тогда, например, происходит какая-то катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия. Многие думают, что падение самолёта - это просто случайность и в самолёте гибнут случайные люди. Ничего подобного. Анализ показывает, что люди подбираются с более-менее схожими проблемами. Более того, есть статистика, которая показывает, что самолёт, потерпевший крушение, никогда не бывает полностью заполнен. Многие люди, купившие билет на рейс, по какой-то причине не попадают на борт: заболели, опоздали, что-то ощутили интуитивно. То есть им ещё рано было отправляться на тот свет, или что-то в их душах стало меняться, что отодвинуло для них "час икс". Но то, что они, всё-таки, оказались косвенно причастны к полёту этого самолёта, это сигнал. Это предупреждение. И любой человек, узнавший, что он чудом спасся от смерти, испытает стресс. И возможно, задумается о своей жизни, займётся пересмотром своего своего мировоззрения.

Таким образом, фильмы наподобие "Гаража" - это вымысел, но имеющий целью предупредить общество, выработать на подсознательном уровне стойкую неприязнь к таким явлениям.

Есть только два пути: движение к Богу, движение от Бога. Главная проблема начинается тогда, когда мы двигаемся от Бога в сторону нашего человеческого я. Такое состояние имеет свои названия: гордыня, дьяволизм. Это противопоставление своей воли Воли Божественной. Проблемы начинаются, когда мы в силу определённых жизненных ситуаций начинаем жизнь земную считать важнее жизни души. Тело и сознание разрушаются в момент ухода души из этого мира, но жизнь души продолжается. Поэтому думать надо, прежде всего, не о спасении тела или здравости своих рассуждений, а о здоровье своей души. Но это бывает трудно сделать, когда у человека в этой жизни всё складывается удачно. Благополучная судьба, благосклонное отношение окружающих, материальное благополучие и т.д. Появляется уверенность в том, что это и есть то главное, ради чего и живём. И даже некие знаки, предупреждающие нас, остаются не замеченными. Растёт и крепнет уверенность, что того, что имеешь, добился только своим талантом, волей, целеустремлённостью.

И смысл искусства - показать нам, куда может завести нас наше заблуждение. Многие обвиняют современное кино в том, что оно рисует только ужасы и негатив жизни. Но современная цивилизация уже достигла критической точки. И режиссёр с болью в сердце показывает это состояние. Но искусство показывает пути: пути, ведущие к опасности, и пути, которые дают надежду на спасение, на выход из кризиса. Мы сами создаём свою судьбу, но не путём своей воли, а путём формирования собственного мировоззрения. Ущербность мировоззрения ведёт к проблемам. И к пониманию искусства надо подходить, выработав некий системный подход. Я не хочу сказать "научный подход", потому что сегодня он ассоциируется с материализмом. Я не хочу говорить, что подход должен быть религиозным, потому что современные религии зачастую ошибочно трактуют строки священных писаний. Но необходим некий мировоззренческий подход, соединяющий в себе понимание высших законов Вселенной, понимание причинно-следственных связей между нашими побуждениями и последующими событиями в нашей жизни и жизни наших детей. Связка "если - то" всегда раскрывается в произведении искусства в соответствие с этими законами, нравится нам это или нет. В отличие от современного продукта шоу-бизнеса, где действуют законы коммерции: то, что хочет увидеть публика, то и будет вам представлено ("хлеба и зрелищ").

Одним из проявлений процесса ухода от Бога является корысть. Мы действуем без учёта интересов других людей. Мы ставим свою волю выше воли других. Но если в каждом человеке есть частица Божественного, то мы противопоставляем свою волю Божественной. Значит, наши намерения корыстны. Когда человек двигается по карьерной лестнице, и в этом видит главный смысл своего развития, то наши намерения корыстны, наша душа ущербна. Если же мы делаем что-то, прислушиваясь к своей душе, к голосу своей совести (со-весть - совместная с Богом весть), то начинаем жить в согласии с волей Божественной. Внутренний диалог с Богом направляет нас, оберегает от неверных шагов. Тогда карьера, успех, любые материальные приобретения становятся всего лишь побочным продуктом нашего внутреннего развития. И мы от них не зависим. Это просто часть нашей праведной жизни.

Хорошее произведение искусства и показывает нам примеры таких исканий человеком праведного пути в жизни, высвечивает опасности, которые таятся в соблазнах земной вре'менной жизни. Отклонение от праведного пути создаёт проблемы, которые надо преодолеть, чтобы вернуться на путь познания Божественного в себе. И искусство показывает это. Герой произведения может сначала находиться в разладе с самим собой, но под влиянием обстоятельств начинает возрождаться и меняться. И мы увидим оптимистичный жизнеутверждающий финал. Но это будет не голливудский "хэппи-энд". "Фабрика грёз" Запада производит продукцию шоу-бизнеса, где всё хорошо будет даже, если герой не стремится к праведности, если он нарушает высшие законы. Зато он исполняет законы рынка. Продюсер заставит режиссёра сделать концовку фильма коммерчески успешной. Как говорил один из героев "Кин-Дза-Дза", "народу нравится". Настоящее искусство воспитывает. Оно может показывать то, что не нравится, но то, что надо показать.

Если есть понимание смысла искусства, то мы можем извлекать из произведения искусства уроки, применять эти уроки в собственной жизни. Моё сильное желание на сегодняшнем этапе - научиться самому понимать искусство, извлекать из него максимум для себя пользы, по возможности, накопить опыт такого понимания и поделиться этим пониманием с другими. Люди должны перестать быть пешками, объектами манипуляций. Если большая часть общества научится отделять искусство от шоу-бизнеса, то шоу-бизнес начнёт терять свои позиции. А сейчас они очень сильны. Но теряя позиции, он не исчезнет полностью, но займёт своё место в жизни общества. Для чего? Дело в том, что развитие нашей души происходит на протяжении многих жизней. И в эту жизнь мы попадаем с разным багажом за плечами, с разным уровнем понимания мира вокруг нас. И каждое общество состоит и из молодых неокрепших душ, и душ заблудших, и душ, более-менее, накопивших мудрость в соприкосновении с жизнью. Нет смысла разделять души на касты, презирать тех, кто ещё не прошёл какой-то путь развития. Во взаимодействии людей с разным менталитетом, с разным мировоззрением происходит обогащение и "новичков" и "продвинутых". Для "начинающих" нужны более простые, доходчивые формы приобщения к знаниям о главных ценностях Вселенной. В советское время существовала эстрада. Все песни были о любви, о верности, о душевной стойкости. Красивые мелодии заставляли слова песни проникать в души даже тех людей, которые не воспринимали симфоническую музыку, оперу или балет. Эстрада - это тот же шоу-бизнес, но служит он не капиталу, а объединению людей. Футбол в советские годы собирал на стадионе людей, и они чувствовали свою общность, переживая за свою любимую команду. Это было зрелище, работающее на укрепление государства. Выигрывали все. И потом шли в свои дворы и сами играли в футбол, подражая своим любимым игрокам. Были фильмы Тарковского, но были и комедии Гайдая. Через бесхитростные приключения немного наивных, но честных добрых героев, зритель учился быть искренним, щедрым, заботливым, неравнодушным к переживаниям других. Можно ли назвать это высоким искусством? "Сердца четырёх", "Верные друзья", "Бриллиантовая рука" и другие фильмы относятся к жанру лёгкого кино. Но разве оно не воспитывает? Разве не влияет положительно на умы и души людей? И элементы шоу-бизнеса налицо. Зрелище (шоу) есть и государство имело хорошие сборы (бизнес). Но зарабатывало государство для всех, и не на разврате и пошлости, а на хорошем умном юморе, делающем человека чище и нравственней. Хотя сам человек может об этом и не догадывался, а воспринимал уроки на уровне подсознания через смех.


Рецензии