От войны до мира
Песня «Мы за ценой не постоим» стала визитной карточкой фильма «Белорусский вокзал». Пожалуй, ничего более запоминающегося из творчества Булата Шалвовича в пример привести будет сложно. Мелодичность музыки – не единственный ключ к узнаванию песни, куда более интересно проанализировать слова, использованные Окуджавой.
Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Само начало куплета уже рисует перед нами образы если не войны и её последствий. Выжженная земля, полное отсутствие жизни природы. В этом самом месте тут же представляется солдат советской армии, выполняющий приказ штаба. В остальных куплетах есть информация о почтальоне – главной радости на фронте, о нашем вооружении и патриотическом настрое.
Когда-нибудь мы вспомним это -
и не поверится самим...
От простых вещей – описания природы – Окуджава перемещается уже к подведению итогов. В рамках этой песни мы проживаем всё военное время, продвигаемся по жизни вперёд, подобно перемещению в машине времени, которая вполне реальна в наших мыслях.
По такому принципу сделана и песня «Виноградная косточка» («Грузинская песня»). Всё начинается с довольно простых действий – посадкой виноградного семени, восхищением плодами винограда, приглашением друзей. Завершается же всё философским вопросом о смысле жизни, повторяющемся в завершении каждого куплета. Вообще, подобные акценты в творчестве Булата Окуджавы весьма примечательны, поскольку после приведения определённых фактов, назовём это так, автор подводит итог, адресуя прямой или косвенный вопрос слушателю. В таких случаях можно говорить о методичном привлечении внимания к главной идее. Этот метод вполне может взять на вооружение журналист.
Этой же простотой привлекают нас и другие песни, внешне несущие в себе не такой глубокий смысл.
Ах, Арбат, мой Арбат,
Ты моя религия,
Мостовые твои
Подо мной лежат.
В песне «Ах, Арбат, мой Арбат» Булат Шалвович восторгается улицей, вкладывая во всё это куда больший смысл. Воображение рисует перед нами ещё одну жизнь – жизнь того человека, который ещё молодым бегал по этому месту, вырос, изменился, сохранил память об этом всём… Если всего этого не анализировать, то можно не запомнить некоторые песни Окуджавы, запутаться в них. Впрочем, при попытке понять каждую из них, разобраться в мотивах её написания, выбросить из головы слова с музыкой будет просто невозможно. Такое же получается и со статьями журналиста, где даже не красота слов, а важные сравнительные линии, проходящие через весь текст, играют ключевую роль в запоминании.
Свидетельство о публикации №215110201789