Вызов Максима Горького современным журналистам

Уже рассмотрев несколько десятков произведений, впервые хочется не методично изучать каждое предложение и цитировать отельные части текста, а уйти от этого в угоду несколько иным идеям. «Старуха Изергиль», написанная Максимом Горьким в 1894 году, в этом году отмечает своё 120-летие, но не теряет читателя, а приковывает к себе внимание и не только школьников. Искать причины очередного феномена, конечно, можно – это и любопытство к тексту, форме, идеям и подаче. Читатель начинает интересоваться названием, поскольку оно не так стереотипно, как это может показаться на первый взгляд. После этого открывается сам текст и тут же на глаза попадается легенда. Легенда и миф, если говорить номинально, без особого рассмотрения особенностей, являются синонимами. Читать их интересно, а поучительный характер – некий бонусный приз. Читатель пытается вычленить эту суть, чувствует себя детективом, расследующим тайную загадку, оставленную автором, жившим более ста лет тому назад. От легенды переходим к золотой середине, в которой рассказывается та самая жизнь старухи. Кто она? Почему в голове появляется удивление, что в произведении «Старуха Изергиль» появляется эта самая женщина? Подобный вопрос вызывает улыбку после секундных размышлений, становится понятно, что не стоит удивляться тому, что солнце имеет жёлтый цвет – так было создано, граничит всё на уровне аксиом. С полной уверенностью читаешь дальше, думаешь, что вступление в виде легенды – это яркий ход, что теперь пойдёт однородный текст, неразбавленный чем-то странным. Уже идёт в душе апелляция к тому, что первая часть была лишней, а не средняя. В концовке сталкиваешься ещё с одним неожиданным ходом, снова перед глазами легенда. Данко – не тот ли это человек, «вырвавший» своё сердце? В памяти начинают всплывать образы, в голове что-то щёлкает и приходит понимание, что текст-то на деле был уже прочитан ранее, в школе. Что у него было три части, а не одна, как запомнилось твёрдо. В этот момент снова забываешь про старуху, забываешь про первую легенду… остаётся только последняя часть в голове, являющаяся нормативно самой сильной.

Мы разобрали всё по косточкам только ради того, чтобы перейти к оценке всего, что было написано. Зачем подобное каскадное перетекание? Первая идея – дать возможность странствовать по предложенному альманаху, выбирая наиболее понравившееся в нём. Идея примитивна, дробить на отдельные куски дозволено в школе, только сейчас искать надо целостность, и она есть. Расстановка чётких акцентов, игра на уровне психологии со зрителем. В большинстве журналистских статей к выводу не готовят, идёт спокойный текст, где нет нагнетания обстановки, после чего вывод – главный посыл – банально проходит мимо ушей, поскольку он не обладает чем-то новым, ярким. Максим Горький довольно смело и ярко буквально пронёс читателя по волнам своих мыслей и идей, он не вмешивался в ход событий, лишь выступал тем же читателем, каким является каждый из нас. Журналист должен делать то же самое, если главной его идеей будет написание материалов для людей, а не себя.


Рецензии