Гость

ГОСТЬ

Во дворе пело птицами уходящее лето. Где-то в картофельной ботве стрекотанию кузнечиков громко вторила одинокая цикада. Пахло огородной зеленью и спелыми яблоками. Ветвистые деревья сада под лучами жаркого солнца манили своей прохладной негой и тенью. Однако Сашка всего этого не замечал. Он второй день мастерил модель гоночного автомобиля с электроприводом. И так был увлечен, что практически не выходил из своей комнаты.
– Сашка! – услышал он голос отца. – Иди скорее сюда! У нас гости, дядя твой приехал!
Обрадованный Сашка без сожаления бросил свое занятие и побежал встречать своего закадычного друга – дядю Эдуарда.
С нескрываемым теплом и улыбкой на широком лице дядя обнял своего девятилетнего племянника и ласково чмокнул его в вихрастую макушку.
– На вот, держи подарок! – сказал он, протягивая мальчику небольшой перочинный ножик с темно-красной, перламутровой ручкой.
– Ой, дядечка! – воскликнул восхищенный Сашка. – Спасибо большое! Я о таком давно мечтал! – в знак благодарности он уткнулся своему большому другу под мышку.
– Вот лиса! – наблюдая за ними, сказал Сашкин отец. – Интересно, а куда мой ножик из шуфлядки письменного стола подевался?
Сашка заглянул в смеющиеся глаза отца и, опустив голову, немножко замявшись, сказал:
– Я его не брал! Это Вова!
– Вас с братом не понять – все друг на друга киваете! Появится старший с гулянки, придется вам очную ставку устроить! – поддел сына отец и засмеялся. – Ладно, – сказал он и легонько потрепал своей большой пятерней Сашкины и без того непослушные волосы. – Сына, у нас есть еще гость, сделай нам что-нибудь перекусить.
 Только сейчас, Сашка заметил стоящего в дверях худощавого старшего лейтенанта милиции.
– Проходите Казимирович в гостиную! – пригласил хозяин приятеля и сослуживца родного брата.
– Сашок, только не разводи бодягу, – попросил племяша дядя. – Слава сегодня домой в Минск уезжает, так что мы с ним ненадолго.
Стараниями отца и сына закуски были быстро приготовлены, да и время уже подходило к ужину.  Не прекращая разговор, все уселись за стол. Сашкин отец как очень радушный хозяин предложил гостям:
– Что мужчины желаете? Есть вино, водка, коньяк, спирт и …
– И пиво тоже! – засмеялся дядя, вспомнив, анекдот про батюшку:
– Что святой отец будете пить? – спросили у священника на крестинах. – Вино, водку или коньяк?
– И пиво тоже! – многозначительно ответил нерастерявшийся поп.
Мужчины дружно засмеялись. Улыбался во весь свой щербатый рот и Сашка. Он время от времени бросал любопытные взгляды на дядиного приятеля. Лицо у того было бледное и чуточку припухшее. Под глазами Казимировича зияли небольшие мешки – свидетели нескольких бессонных ночей с принятием большого количества горячительных напитков. Друзья ведь встречались, как же иначе!
– Мне Толя грамм пятьдесят водки, – сказал Эдуард брату, внимательно контролируя количество наливаемого в его рюмку спиртного. – Достаточно, братуха, как раз по «Марусин поясок». Мы вчера со Славой на свадьбу к одним знакомым попали… Лучше не вспоминать…
– Вам что, Казимирович? – переспросил Сашкин отец.
Тот несколько задумался, затем неуверенно попросил:
– Мне, если можно, Дмитриевич, чуть спиртика… Я действительно накануне не рассчитал своих сил и выпил лишку. Вдобавок видимо еще слегка притравился…
– Спиртика, так спиртика! Не вопрос! – весело проговорил старший Дмитриевич, наливая гостю спирт из бутылки из-под лимонада.
Сашке тоже как взрослому налили в рюмочку сухого вина, предварительно разбавленного водой. Он взял посудину в руку и приготовился слушать тост. В их доме без тоста никто никогда не выпивал. В основном сначала говорили традиционно просто и Сашка уже знал, что скажет за первой рюмкой его отец или дядя. Однако потом тосты становились заковыристей и интересней. Хотя отдельные гости не всегда блистали своим красноречием и интеллектом, но мальчишка внимательно выслушивал всех. Взрослые сперва его немного стеснялись, затем, привыкнув к присутствию мальчишки за столом, обращались как к настоящему мужчине.
Сашкин отец, взяв рюмку в правую руку, приподнялся из-за стола и стал говорить свой первый хозяйский спич:
– Конечно же, мы с братухой общаемся очень часто, но последние две недели только по телефону. Значит за встречу на родной земле! Ну и паровозиком, за нашего гостя! За новое, думаю хорошее знакомство!
Тостующий замешкался, поддвигая горячие блюда поближе к гостям и первым выпить не успел. Зато его брат, лихо опрокинув рюмку водки, наколол вилкой небольшой малосольный огурчик и с блаженным удовольствием им захрустел, распространяя по комнате чесночно-хреновый аромат соленого корнюшона.
Гость напротив, долго не решался выпить содержимое своей рюмки. Он словно в поисках чего-то бороздил глазами по столу.
– Казимирович! Ну, что же вы? Закуски стынут! – поторопил гостя Сашкин отец.
– Да я сейчас… – пробормотал тот и, выдохнув из себя воздух, выпил. Затем он молча взял со стола бутылку лимонада и налил себе половину фужера белой жидкости. Когда гость жадными глотками почти все допил, он вдруг резко отстранил от себя фужер и беззвучно, словно только что выловленная из реки рыба, стал хватать ртом воздух.
Все поняли, что Казимировичу нужно срочно запить. Старший Дмитриевич, окинув глазами стол, взял со стола злосчастную бутылку с «лимонадом» и долил, почти весь оставшийся спирт гостю.
Казалось, Казимирович этого только и ожидал. Он схватил фужер двумя руками и сделал из него несколько больших глотков. Гость еще чаще стал раскрывать свой рот, а из набежавших кровью глаз потекли крупные слезы!
– Сашка! Воды! Гостю плохо! – крикнул сыну старший Дмитриевич, понимая всю трагикомичность и нелепость создавшегося положения.
Не прошло и минуты, как Сашка уже бежал из кухни на помощь гостю с пол-литровой кружкой воды. Осушив сквозь слезы столь живительную жидкость, гость глупо улыбнулся пьяной улыбкой и, несколько раз икнув, уснул.
– Казимирович! – тормошили братья столь неожиданно отключившегося гостя.
Однако тот только мычал и непредсказуемо мотал головой.
– Да! Ухандохали мы братуха с тобой гостя! – сказал Сашкин отец, когда они вместе с братом уложили в дупель пьяного Казимировича на диван и вернулись к столу.
– Ничего страшного! С кем не бывает! – успокоил его младший Дмитриевич. – Жаль, только домой вовремя не попадет! У его супруги сегодня день рождения. Женился бедолага меньше года назад…
– Объяснится, может и пронесет, – перебил его старший брат. – Слушай, на той неделе заходил ко мне наш двоюродный брат Толя Павлюкевич да сосед Адам заглянул на огонек. Сели за стол. Достаю из серванта бутылку водки и наливаю гостям. Я после тоста и секанул рюмку! Хорошо не успел проглотить! Оказалось, вместо водки, я бутылку уксуса открыл! Этикетка отклеилась, вот и поставил на стол не то, что нужно. Чуть гостей под монастырь не подвел!
Братья весело рассмеялись. Они, закусив, выпили еще по рюмке коньяку и перебрались на веранду. Убрав со стола, за ними туда проследовал и Сашка. Только Казимирович, развалившись на диване, причмокивал губами во сне и остервенело громко храпел. Что тут теперь поделаешь – гость отдыхает!

Минск, 31 августа 2004 года


Рецензии