3 ноября 1981 года. Чивитавеккья, Колизей, Собор П

3 ноября 1981 года. Чивитавеккья, Рим, обед с макаронами, Колизей, Собор Петра, Ресторан «Ромулус»

В морской порт Рима, городок Чивитавеккья, прибыли даже досрочно. На час с лишним. Началась обычная предотъездная суета, раздача паспортов, пропусков и т.п. Паспорта, по указанию шефа, я в автобусе собрал и отдал ему, а пропуска, как документы, остались у каждого.

Выехали из порта и почти сразу попали на хорошую платную государственную автостраду. Дрожь пробирает, как только подумаешь, кто только здесь не проезжал, направляясь в Рим, кто только из путешественников ни глядел и ни описывал этот путь.

Пейзаж сельский, ухоженный, спокойный. Видим, как пасутся овцы, а дальше ещё и ещё овцы, овцы, овцы. Автобусы очень хорошие. Над водителем электронные часы, а под ними таблички: слева «autista» (водитель) и справа «hostess» (гид, сопровождающий).

Водителя нашего зовут Андреа, гидов будет два, Одна, которая (правда с грехом пополам) владеет русским языком, будет с нами всё время, а другая только в Риме и только при поездках на объекты. Обеих, как выяснилось, зовут Изабеллами.
Первая (основной гид) — 21-летняя девушка обучается на третьем курсе русскому языку, месяц уже была на практике в Ленинграде, будет ещё. Она чистая римлянка — черноволосая, живая, смеющаяся, экспансивная. Личико как у древних римских статуй и бюстов небольшое, удлиненное, нос римский, губы небольшие (не тонкие, а небольшие).
Вторая настоящая гранд дама средних лет, в нашем понимании скорее англичанка, светлая — между шатенкой и блондинкой — обстоятельная. Говорит медленно и разборчиво как наш барселонский гид Андреу.
Наша Вера Аркадьевна предложила звать старшую — Изабелла-королева, а младшую — Изабелла-принцесса.

Рекламных щитов и вообще всевозможных реклам по дороге почти не встречалось. Кстати, в самом Риме щитовой рекламы (крупной) тоже сравнительно немного, особенно в исторической части города, где то, что оставили предки настолько совершенно, что повседневная мишура только испортила бы её. Пока проделали путь до самого Рима, я уточнял у Веры Аркадьевны, а также и Изабеллы-принцессы данные из её вчерашнего корабельного выступления, с учётом свежих итальянских сведений.

     * * *
В 1985 г. в газете «Известия» 24 ноября была опубликована статья М.Ильинского «Свидание с вечным городом», в котором он писал:
«Разговор об Италии и её людях для каждого приезжающего на Апеннины обещает быть долгим, разносторонним и часто сугубо индивидуальным. Почему? Прежде всего потому, что Италия — это нескончаемое свидание. Свидание различных исторических эпох, людей, диаметрально противоположных политических взглядов и восприятия мира, представлений о прошлом, современности и будущем… Вглядитесь в землю и море, горы и небо Италии с душой возвышенной и глубокой, воспетой в неповторимой поэзии Данте и вечной лирики Петрарки».

     * * *
Какова здесь валюта?
Итальянская лира, которая здесь обменивается по курсу, например, на американские доллары. При этом вам дадут 3% скидки и за доллар выплатят 1130 лир, а в гостинице, с учётом 6% скидки, 1050 лир.
Средняя заработная плата рабочего 390 тысяч лир, высококвалифицированного — до 500 тысяч.
У сельскохозяйственных рабочих до 250, а на юге — до 150 тысяч лир.
У лиц умственного труда (видимо служащих) от 200 до 650 тысяч лир.
У руководителей — 1500 тысячи лир.

На пенсию выходят мужчины в 60, женщины в 55 лет, при условии 40-летнего трудового стажа, в течение которого 7% от зарплаты отчисляется в пенсионный фонд.

Налоги достаточно велики, например, с 500 тысяч — 38%.

Прожиточный минимум семьи из двух человек составляет 515 тысяч, трёх человек — 690 и четырёх — 897 тысяч лир.

Из 57 миллионов человек проживающих в стране, на территории в 301 тысячу квадратных километров, 20 миллионов живут ниже самого минимального уровня.

На жильё тратится (что нам советским людям непонятно) не менее 20% заработка. Из-за дороговизны только в Риме пустует около 60 тысяч квартир. Домовладельцы предпочитают выселять жильцов и продавать квартиры по цене от 4 до 7 миллионов лир.

Много человек работает на так называемых «чёрных предприятиях», где оплата труда очень небольшая.

На душу населения в стране производится 53 килограмма мяса в год. 27% едят его один раз в месяц, 35% только по праздникам.

Некоторые цены.
Говядина — 10 тысяч лир за килограмм, литр молока — 500 лир.
Хороший костюм стоит 250 тысяч, визит к врачу (?!?) — 70 тысяч лир. При этом считается, что медицинское обслуживание находится на низком уровне.
Билет в кино — 3,5 тысяч, газета 300-400 лир. Бензин — 1000 лир за литр.
Автомашина типа Фиат 124 — 8 миллионов лир.
Магнитофонная кассета -8 тысяч, билет на метро — 200 лир.
Квартирная плата в Риме на обычную семью из 4 человек достигает 200 тысяч лир.

В Италии недостаточна сырьевая база, но избыток дешёвой рабочей силы, поэтому, особенно в послевоенное время, бурно развивалась промышленность, в том числе машиностроение и другие прогрессивные отрасли.

Многие товары, и хорошего качества, продаются с этикеткой: «Сделано в Италии».

Велико число полностью и частично безработных составляющее соответственно 1,7 и 3,5 миллиона человек.
Кроме того до 5 миллионов трудятся за пределами страны.
Среди безработной молодёжи — до 70% дипломированных специалистов.

С 6 до 14 лет образование обязательное, причём обязательным предметом является религия.
Если затем ребёнок успешно окончил классический лицей, сдав экзамены, то имеет право беспрепятственного, без конкурса, поступления на все факультеты университетов.

В технических вузах сроки обучения разные — 3 и 5 лет. На 10000 человек населения студентов 129 человек.
Старейшие университеты — Болонский и Пармский.

В тоже время 4% населения полностью неграмотно, 20% имеют только начальное образование, 19% детей не учится.
И это в благодатнейшем средиземноморском климате, в стране отгороженной Альпами с севера даже от Европы, со множеством рек, крупнейшими из которых являются По, Тибр, Арно.

Но вот, наконец-то, впереди показались первые дома трёхмиллионного Рима.

     * * *
Ю.А.Раков в книге «Сокровища античной и библейской мудрости» (ИД «МиМ» 1999 г.) пишет:
«Вечный город. Это наименование Рима взято из стихотворения римского поэта Тибулла (I век до н. э.), в котором Аполлон предвещает необычайное могущество Рима. Позже эту мысль повторили многие древнеримские поэты и мыслители, говоря о Риме — столице обширной и мощной империи. Наименование “вечный город” сохранилось за Римом и по сей день. Однако в это понятие вкладывают не столько политическую мощь Рима, сколько величие этого города, соединяющего в себе и античность, и христианство, и Возрождение, весь огромный культурный комплекс».

     * * *
Дома форм причудливейших форм, например, как перевёрнутые конусы.
Сами дома окрашены в тёмно коричневые тона, а пересекающие их трубы, светлого.
Или, например, дома в форме кукурузных початков с изъятыми зёрнами — круглые и с балконами-ячейками.

Первые рекламы в самом Риме. Сначала Рено, затем Грундиг и только затем Фиат.

Но вот уже и сам Рим, едем вдоль Тибра, переезжаем через него.
Река, в общем-то, небольшая, вода грязновато-зелёноватая. Конечно, с Москвой-рекой не сравнишь.

Что интересно, после многих виденных мною городов с их узенькими улочками-щелями, Рим напоминает Москву своим широкими дорогами, своим простором даже в старой части города.

Поворачиваем из одной улицы в другую и, вдруг, так это запросто, обыденно, буднично — Колизей! Даже растерялись.

Потом, конечно, ухватились за фотоаппараты… и пошло. Не знаешь, не успеваешь только нажимать на кнопку, одно здание удивительнее другого, каждый последующий вид заманчивее предыдущего. В конце концов, побросали фотоаппараты и широко раскрыли глаза.

Автобусы разъехались в разные стороны, повезли туристов по отелям в районе вокзала Термини, крупнейшего в Европе. 1 и 2 группы поехали в Савой, 3 — в Мелани, 4 и 5 — в Ла Канн, 6 — в Медичи, 7 и 8 — в Медисон, 9 — в Президент и наша и 11 — в Сан Ремо.

Подъехали к своему отелю, отдали паспорта, получили талоны с указанием номеров комнат. Все двухместные. У нас с Розой № 515 на пятом этаже.
К ключу привязана огромная пластмассовая пластинка — даже если захочешь, никуда с собой не унесешь.

Номер самый простой. Небольшая прихожая, направо совмещённый санузел с ванной и биде и, конечно, с пробкой в раковине на английский манер.
Прямо комната с двумя большими деревянными кроватями и одной более низкой, типа раскладушки, но со стоящей отдельно у стены деревянной спинкой. Вот он капитализм в действии — лопни, но держи фасон, создавай видимость благополучия, приставляй деревянную спинку к обычной раскладушке. Украшай фасад.
В комнате также имеется встроенный в стену деревянный шкаф с тёмными дверцами, видевшими, наверное, ещё Стендаля. Конечно, если он здесь останавливался.
В окне жалюзи, но не открывающиеся, а раздвигающиеся в стороны. Рамы обычные с одинарным стеклом и ещё глухие ставни изнутри.
Жалюзи — хитрейшее изобретение. Через них видно всё, что делается снаружи, внизу, а что в комнате — невозможно. Кроме того, они обеспечивают хорошую вентиляцию.

Побросали вещички и вышли. Своими ногами потопать по улицам Рима.
Сколько людей побывало здесь, в том числе и наших соотечественников — писателей, художников, композиторов. Скольких Вечный город вдохновил на создание их творений!

Вышли и первое, что увидели, так это как возле отеля кормят чёрную кошку.

Прошли несколько улиц, и вот он перед нами этот отделанный в светлые тона вокзал Термини, а вокруг разные магазины.

Поскольку уже наступил час послеполуденной сиесты, все магазины с 13 часов позакрывались до 16.

В одном месте, в двух кварталах от нашего Сан Ремо, нам попался магазин по продаже мохера, в который надо будет зайти. Вернулись и сразу же в ресторан — обедать. Многие тут же в гостинице стали менять доллары на лиры. За обедом первым блюдом подали макароны, посыпанные мельчайше натёртым сыром и сдобренные небольшой долей томатного соуса. Второе стандартное — мясо и картошка, на третье — мороженное.

После обеда уселись по автобусам и наконец-то поехали осматривать Рим. Выехали на площадь Республики, на которой сооружён фонтан с наядами, повернули на Via Nazionale.

И вот перед нами открылась площадь Венеции с прекрасным Дворцом Венеции и расположенным перед ним памятником Виктору Эммануилу Второму, завершённому строительством в 1911 году и сооружённом в честь объединения Италии. Под памятником находится могила неизвестного солдата.

Во Дворце Венеции имеется коллекция картин, изделий из бронзы, керамики, серебра, скульптур, гобеленов.

Повернули налево и по Via dei Fori Imperial поехали к Колизею. Шофера в Италии выходят первыми и всем синьорам подают руку при выходе из автобуса. Кстати, когда мы сегодня обедали, то за нашим столом сидело трое мужчин и Роза. Обслуживавший нас официант, прежде всего обращался к ней — синьора — а затем уже к нам.

Но вот и Колизей! Казалось уже многократно виденный в различных источниках, но поражает он с первого взгляда, а уж когда мы прошли внутрь, то и говорить не приходится.

     * * *
Газета «Советская культура» 19 июля 1984 г. в статье Л.Овсянниковой «Должен ли «работать» Колизей» так описала его: Удивительное сооружение римский Колизей. До сего дня этот огромный амфитеатр, воздвигнутый в начале нашей эры, изумляет людей и своей красотой, и масштабами, и гениальностью архитектурных и инженерных решений. Разные времена видели древние стены…
В IV — V веках грандиозный амфитеатр очень пострадал от набегов варваров, в средние века его стены служили надёжной крепостью, потом в нём были жилые помещения и даже завод по производству селитры…
Однако время неумолимо даже к таким колоссам, даже в невероятно стойкому камню травертину, к кирпичным сводам, с таким искусством и тщанием возведённым древними римлянами. Колизей разрушается, а средств, необходимых на его реставрацию, нет, хотя итальянское государство время от времени и отпускает кое-что на частичную реставрацию памятника.

     * * *
Конечно, нужно по возвращении домой поискать по нему соответствующие цифры, но сейчас они нам мало, что скажут. Недаром формулирует эту мысль поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. За этим вероятно и мотаются туристы по всему свету.

Возведение Колизея начали в 721 году до н.э. и построили за 8 лет.

Строили его в честь победы Флавия над Иерусалимом 40 тысяч рабов, в основном из Иудеи. Сооружен он из травертина, камня, карьер которого находится в 23 километрах от Рима. Кстати и большинство зданий было построено из него. Применялся также и тонкий кирпич, который как дешёвый материал был заложен в основу. Вместимость его составляла 50 тысяч человек, что не было пределом для строителей тех лет. Так, в выстроенном на 700 лет раньше Колизея, и сравнительно недалеко от него цирке Максим могло поместиться до 300 тысяч человек.

Поскольку основа его была деревянной, время не оставило от него ничего и на этом месте сейчас сквер с прекрасной лужайкой посредине длинной 700 метров и кустами в тех местах где были трибуны.

Сам Колизей был облицован мрамором, который впоследствии в XVI веке был снят для строительства Собора Св. Петра.

Под трибунами и сценой Колизея размещались различные помещения, в которых ожидали своих выступлений гладиаторы и животные.

Сам Колизей окружён 84 арками, над каждой из которых, ещё и сегодня видны номера входов выбитых римскими цифрами, например, LII, LIII (52,53) и так далее. Поэтому все 50 тысяч зрителей могли его покинуть в течение 10-15 минут.

Как нам рассказали — в летнее время, с июля по сентябрь, когда жара была наиболее сильна, арену перекрывали куполом из специального очень прочного полотна, для чего приглашали моряков из Неаполя, так как работа была чрезвычайно сложной. Им приходилось перекрывать на высоте 20-этажного дома (57 метров) круг по периметру 527 и диаметру 170 метров.

В книгах, кинофильмах, печати до настоящего времени кочуют байки о том, что здесь убивали христиан.

Документы же утверждают, что за всё время его существования здесь во II веке н.э. погиб растерзанный львами епископ Антиохий, а христиане погибали недалеко — в цирке Максима.

Исторически с Колизеем связывают высказывание «Хлеба и зрелищ», так как, из-за относительно небольшого по сравнению с Максимом количества мест, попасть сюда было трудно и не попавшие сюда люди, стоя скандировали этот лозунг.

     * * *
Ю.А.Раков в книге «Сокровища античной и библейской мудрости» (ИД «МиМ 1999 г.) пишет: «Хлеба и зрелищ! Выражение это, обозначающее дословно по-латыни «Хлеба и цирковых игр!», приводит в одной из своих сатир римский поэт Ювенал (65-128 гг.). Обличая своих современников, он заявлял, что их можно купить за хлеб и зрелища. При римском императоре Августе (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.) такой лозунг выдвигала городская чернь. Власть, желая погасить недовольство толпы, подбрасывала народу то одно, то другое.».

     * * *
Когда находишься внутри Колизея и видишь его как на модели, с которой сняли оболочку, грандиозность его поражает ещё больше.

Удивляет способность человека во все времена к созиданию, творчеству. Совершенно по-другому начинаешь воспринимать жизнь этих загадочных римлян, создававших и использовавших эти здания, причём даже при отсутствии всевозможных проектных и им подобных институтов.

При выходе из Колизея увидели арку посвящённую победе первого христианского императора Рима Константина над императором-тираном Максенцием. Последнего очень не любили римляне и Константин, узнав об этом, в 306 году выступил из Британии со своим частями и в 312 достиг Италии, где разбил войско Максенция. Его труп обнаружили, обезглавили, а голову отвезли в Рим, чтобы показать горожанам. В честь этой победы и была возведена Арка, законченная строительством в 316 году. Её хотел вывезти во Францию Наполеон, но столкнувшись с трудностями при её разборке, приказал соорудить Триумфальную арку в Париже.

Колизей же был разрушен во время большого землетрясения 1348 года, затем частично восстановлен и в таком виде дошёл до наших дней. С глубочайшим сожалением расстаёмся с Колизеем.

Все уже сидят в автобусе, а мы с Узбекали Джанибековичем и Аскаром Мауленовичем Молдагариновым бежим от Арки Константина. Я захожу в автобус последним и говорю запыхавшемуся шефу: всё, всех пригнал. Смеются.

Едем на юг, поворачиваем на Via Cerchi и мимо места, где раньше располагался цирк Максима выезжаем на набережную Тибра.

Вскоре за излучиной видим на нём единственный в черте Рима остров — Тиберина. Два моста соединяющие его с городом выстроены ещё в старые добрые римские времена.
Первым из них — мост Гарибальди, прейдя который попадаешь в улочки со множеством кафе и ресторанчиков, а по воскресеньям шумит рынок.

Римляне не любят больших магазинов. И их почти нет. Маленькие же магазинчики вокруг и надо видеть, как их начищают и надраивают хозяева — различными составами, тряпками и щётками.

У моста Сикста, построенного в XVII веке, поворачиваем на Via Djulia, где располагался дом Рафаэля и по мосту имени Виктора Эммануэля въезжаем на Via della Conciliazione. Она соединяет прямым коротким путём Ватикан с замком S.Angelo, в котором Папы спасались в случае каких либо военных неприятностей. И вот уже и Ватикан, вот и Собор св. Петра с колоннадой полукругами перед ним в форме ласково вытянутых вперёд как для объятия рук — мол принимаю тебя в свои объятия и не беспокойся ни о чём, я тебя оберегу.

Ватикан — самое маленькое государство мира, в котором самое большое церковное здание мира. Место, на котором выстроен Собор, имеет давнюю историю. Когда-то здесь был цирк Калигулы, в котором был замучен и распят головой вниз первый Папа Пётр.

В IV веке император Константин построил здесь базилику. Строительство самого Собора началось по приказу Папы Юлия II от 12 октября 1506 года и завершилось в 1626 году освящением его 18 ноября.

Собор явился плодом коллективного творчества. У его истоков был Донато Браманте. Продолжили: Рафаэль, Микеланджело, которому полностью принадлежит Купол, далее над возведением Собора Антонио де Сангала, Джакомо дела Порта, Карло Модерна потрудившийся над фасадом, завершал Джан Лоренцо Бернини, которому принадлежит и возведение колоннады на площади.

Микеланджело понимая, что ему не удастся увидеть Собор достроенным, изготовил его точную модель, которой, в общем-то, следовали. Правда в одном она была искажена одним из последующих архитекторов. Микеланджело задумал здание в виде греческого креста с концами одинаковой длины, а построено оно было в идее католического, то есть с вытянутым одним концом. В результате в значительной мере потерялась перспектива и восприятие здания в целом, так как фасад загородил купол.

Так как строительство продолжалось долго здание снаружи оказалось выстроенным в стиле ренессанса, а внутри — барокко. Когда, войдя в него, начинаешь любоваться огромными полотнами, размещёнными в боковых часовнях, то не можешь поверить в то, что они выполнены из мозаики. Более того, одна единственная картина, имеющаяся в здании, выполнена так, что именно она создана из мозаики. В XVII веке пытались выставлять здесь полотна, но, в связи с высокой влажностью, отказались от этой идеи.

Справа от входа в застеклённой нише бесценный шедевр 24-летнего Микеланджело скульптура Пьета. Она потрясает — как он смог из мрамора изготовить фигуру матери с убитым сыном, а точнее Богоматери с Христом на коленях, как живую? Перед ней можно стоять часами. Это, кстати, единственная подписанная им работа.

Он изготовил четыре варианта Пьеты, а у этой на ленте через плечо однажды ночью выбил надпись о том, что её сделал Микеланджело флорентиец.

Что же больше всего поражает в этом Соборе? Конечно, его грандиозность. Причём в его основу заложено то, что войдя, ты буквально с первых шагов сразу же начинаешь терять чувство гигантизма.

Подсчитано, что человеческое сознание уменьшает истинные размеры примерно в три раза, а эти размеры нужны были создателям для того, чтобы войдя в Собор, человек отбрасывал все мелочи жизни, разные страстишки и не подавлялся его величием, а наоборот возвышался духом до великого, забывал о суетности земного.

Нам пришлось посетить Собор во вторник, во второй половине дня, а на следующий день, в среду, Папа будет выступать перед посетителями, давая, как здесь это называется, публичную аудиенцию.

Свет горел приглушённо и мы не видели Собора во всём его великолепии и блеске, но впечатление он произвёл ошеломляющее. Нет предела человеческим возможностям. И если несколько веков тому назад можно было построить такую махину, то, что же можно создавать сейчас?

В центре Собора на перекрестье Бернини возвёл над главным алтарём балдахин с чёрными витыми, как в храме Соломона в Иерусалиме, колоннами высотой в 29 метров, т.е. с 10-этажный дом. Представить себе, что здание нашего алма-атинского Обкома партии и Облисполкома стоит в храме и, вроде бы, не очень большое, очень трудно, но это так.

Дело в том, что внутри Собора купол, возведённый Микеланджело, уходит на высоту 119 метров, а снаружи его верхняя точка достигает 138 метров, то есть внутри почти 40, а снаружи 50 этажного здания. Причём ни когда идёшь к Собору, ни внутри него абсолютно не ощущаешь этих размеров.

Диаметр самого купола равен 43 метрам. Под куполом, под главным алтарём на глубине 10 метров в часовне расположена могила Св. Петра.
Вверху под куполом на опоясывающей здание ленте выбиты тексты, причём буквы двухметровой высоты, но это тоже не чувствуется.
В конце зала алтарь, в нём Бернини изменил в Троице ипостась — Дух Святой изображен в виде голубя.

В Соборе различные изображения Пап, невдалеке от главного алтаря бронзовая скульптура Петра. 29 июля проводится торжественная церемония посвящённая ему. На этой скульптуре прихожане целуют ногу, поэтому большой палец блестит. По мере того как отходишь от алтаря прямо в полу помещены доски с указанием где заканчивается помещение того или иного собора и расстояния. Здесь же размещены изображения ключей Св. Петра, одного от рая, другого от ада.

С грустью мы покидаем Собор, одно из самых дорогих объектов у нас, за что собственно мы платили большие деньги. Оказывается времени нет. Всё бегом, бегом. А теперь полтора часа будем мыкаться по магазинам. Противно.

На площади в центре установлен привезённый из Египта грандиозный обелиск. В последний раз оглядываемся на собор. На его верху, на куполе установлен шар, в котором могут разместиться до 16 человек и осматривать город.

По Виа Корсо поехали к фонтану Треви, Это слово означает «перекрёсток, место, где соединяются улицы» и посвящён он Нептуну (по гречески Посейдону). Принято считать, что это фонтан исполнения желаний. Если встать к нему спиной и через левое плечо бросить одну монету, то вернёшься в Рим, если две, то женишься или выйдешь замуж, если три, то разведёшься.

Виа Корсо центральная, сравнительно короткая улица, всего одна миля. На ней полным полно фешенебельных магазинов. Упирается она в площадь Венеции. Но вот и добрались до фонтана. Подошли к нему, а его чистят. Пришлось вместе со многими другими подождать, когда начнут пускать воду, хотя нашу группу и поджимало время.

Мы с Розой бросили в фонтан по монетке и пошли. Невдалеке от него расположен дворец, в котором на званых вечерах у графини Волконской Гоголь читал «Ревизора», здесь же и кафе, в котором он любил посидеть.

До Парижа мы в этой поездке не добрались, его мы не видели, но Рим!!! Рим это, конечно, великолепно. Недаром говорится, что все дороги ведут в Рим.

Вытряхнули нас на площади Республики и побрели мы в этот самый государственный «UPIM», пропади он пропадом.

Вокруг Рим, его площади, архитектура, скульптуры, а мы как Сизиф катим свой камень. По магазинам в районе вокзала Термини. Протолкались с час.

У многих впечатление, что за 38 рублей, которые нам по курсу обменяли на 50 долларов, можно закупить пол Европы. Никто ведь выйдя в Москве на Кузнецкий мост, или в Столешников переулок не подумает о таком подвиге, а здесь вроде бы полно дураков. Вот и катаем наш сизифов камень из страны в страну, из города в город, из магазина в магазин.

В 19.30 сели и поехали за город в ресторан и бар «Ромулус». Ехали довольно долго, но ехать это не бегать по чужому городу, в котором ты первый день в своей жизни, да ещё не зная языка.

А нам, когда мы выбрались из автобуса, разъяснили под фонарём: пойдёшь в ту сторону, там увидишь кафе «Россо», от него свернёшь на Виа Массимо Дадземмо, а уж оттуда и до гостинцы недалеко. В крайнем случае, спрашивайте, где вокзал Термини, а от него, показав гостиничную карточку отеля «Сан Ремо», каждый вам покажет, как добраться до него.

Но вот добрались и до ресторана, вышли из автобусов — брр.р.. р… весьма и весьма прохладно, если не сказать холодно. Пошли в это здание с песнями и плясками. Благо в нашей группе оказался один бывший подводник Едильбаев Сергали Сагындыкович, который, моментально сориентировавшись, определил лучшие столы и пошёл к ним.

Как официанты не протестовали, наш Саке уселся сам, усадил рядом жену и нас с Розой (он то знает, что мне, как непьющему, за столом цены не, значит, другим больше достанется). Ну, а за мной, как за старостой группы, отправились и остальные. Официанты дрогнули, и, мы сидели на литерных местах.

Начали обслуживать с одного из 300 разновидностей макарон, затем подали курицу, а на третье кофе и что-то круглое и сладкое.

Весь вечер, сменяя друг друга, пели двое, причём один из них исполнял неаполитанские песни. Он пел больше и к концу распелся и голос у него стал чистым, а второй больше нажимал на эстрадное исполнение, хотя и с национальной окраской.

Когда он выдал мелодию «Подмосковных вечеров» публика, к сожалению, его поддержала слабо, так как до этого употребила только сухого вина. Выходил также новоявленный Робертино Лоретти (про которого, кстати, здесь, кого мы ни спрашивали, никто его не знал, а ведь в Союзе его голос звучит повсюду). Исполнил он три песни, под одну из которых один из полтысячи наших туристов даже попытался выйти потанцевать, но его деликатно остановили.

Просидели в этом летнем зале, увешанными пучками лука, связками перца и т.п. часа два и пошли по автобусам. Приехали в одиннадцать, в начале двенадцатого, а шеф шумит — не выходить. И действительно: были бы мы на площади Венеции, Виа Корсо, или возле Ватикана, побродили бы вокруг Собора Св. Петра, а здесь-то где? По привокзальным улочкам? Решили идти спать.

Кстати, кровати видимо служили многим поколениям постояльцев, до того скрипучие, что только начнёшь с бока на бок переворачиваться они скрипят, Кажется, что вздохнёшь посильнее и то скрипнут.

Поскольку целый день мы провели в городе, то в меню на сегодня был только завтрак, состоявший из: масла сливочного, паштета печёночного, сырников со сметаной, каши манной молочной, какао с молоком, чая с лимоном, повидла, булочки и хлеба.

     * * *
…Перед сном, закончив сегодняшние записи, мне почему-то вспомнились строки из книги Н.И.Пирогова «Вопросы жизни» с подзаголовком «Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что может быть когда-нибудь прочтёт и кто другой».

=================
Перейти к оглавлению http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=2#2
Перейти к другим главам:
Предисловие http://www.proza.ru/2015/10/17/227
16 октября 1981 года. Завтра, наконец-то, убываем, а пока, как говорится, забот полон рот
17 октября 1981 года. Морской круиз мы начинаем в воздухе
18 октября 1981 года. Сегодня целый день гуляли по Одессе, а в порту увидели наш теплоход http://www.proza.ru/2015/10/17/229
19 октября 1981 года. Днём ещё в Одессе, а вечером уже в море http://www.proza.ru/2015/10/18/281
20 октября 1981 года. Чёрное и Мраморное моря. Босфор http://www.proza.ru/2015/10/18/296
21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь http://www.proza.ru/2015/10/18/506
22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция http://www.proza.ru/2015/10/19/95
23 октября 1981 года. Сегодня второй из трёх больших морских переходов в нашем путешествии http://www.proza.ru/2015/10/21/246
24 октября 1981 года. Вот мы и на Мальте http://www.proza.ru/2015/10/21/372
25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и — прощай Мальта http://www.proza.ru/2015/10/23/268
26 октября 1981 года. Вот и приплыли в Африку, где пробудем всего один день http://www.proza.ru/2015/10/27/438
27 октября 1981 года. Переход из Туниса на Мальорку в самый настоящий шторм http://www.proza.ru/2015/10/27/570
28 октября 1981 года. Вот и Манакор и пещера Драх и другие мальоркские чудеса http://www.proza.ru/2015/10/28/306
29 октября 1981 года. Испания, Барселона, Пикассо http://www.proza.ru/2015/10/28/462
30 октября 1981 года. Дорога А-17, Коста-Браво, Фигерас, Сальвадор Дали http://www.proza.ru/2015/10/30/239
31 октября 1981 года. Прогулки по Барселоне и наш тематический вечер http://www.proza.ru/2015/10/31/274
1 ноября 1981 года. Вот и Франция. Марсель и Арль http://www.proza.ru/2015/11/01/249
2 ноября 1981 года. Марсель, храм Нотр Дам де ла Гард, дом построенный Ле Корбюзье, набережная с видом на остров Иф http://www.proza.ru/2015/11/02/182
- * -
Читать далее:
4 ноября 1981 года. Площадь Испании, Пантеон, галерея гобеленов, музеи Ватикана, Сикстинская капелла http://www.proza.ru/2015/11/03/280


Рецензии