Каменотёс - олончанин

    

                Взгляни:в осколки твёрдый камень
                убогий труженик дробит.
                А из-под молота летит 
                и брызжет сам собою пламень!
               
                "Поэт и гражданин",Н.А.Некрасов   





             Ни для кого не секрет, что школьники не любят и не читают классическую литературу и прежде всего русскую классику,которой так восторгается мир.И западный, и восточный.Да и не только школьники просто ненавидят классическую художественную литературу. И понятно за что. Прежде всего за многозначность, которая возвышается до метафоры,до символизма,до акмеизма, за которыми вообще теряются ясные и чёткие очертания и даже здравый смысл.
             А чем, например,сегодня может заинтересовать продвинутого компьютерного школьника «народная книга» великого русского поэта – классика Николая Алексеевича Некрасова – «Кому на Руси жить хорошо»?
             Карельским словесникам в этом плане очень сильно повезло. Ещё бы, одним из основных героев народной поэмы,если не главным, является их земляк каменотёс – олончанин: "Убогий труженик", «Природный олончанин.» Другими словами, коренной житель Олонецкой губернии, как и назывался издревле былинный и сказочный Карельский край.Глухая Карельская лесная сторона.Акварелия.Каменецкая сторона.Каменецкое озеро.Каменецкие-фамилия,отражающая одну из трёх ипостасей Карелии - Каменную/кирпичную/,Гранитно-Шунгитную и Деревянную.
             Мало того, Н.А.Некрасов включил в поэму причитания И.Федосовой, которую он знал лично. Он и сам  очень хотел  познакомиться с удивительно прекрасным и суровым северным подстоличным Олонецким краем, но по ряду причин ему не удалось осуществить свою мечту. Нам только остаётся сожалеть по данному поводу.
              Но зато русский поэт -классик запечатлел для истории яркий образ нашего земляка в качестве символического литературного героя. Естественно, в те далёкие времена, когда писалась поэма и когда была опубликована, ещё не существовало такое расхожее понятие, как «отцы и дети». Тем не менее сегодня нашего героя можно смело отнести к поколению «детей» .Разумеется, в силу молодого возраста.Главная характерная особенность данного молодого литературного героя в том,что он, в силу молодости и здоровья,неразумно похваляется своей небывалой богатырской силой.Вот как он сам об этом бахвалится:
                "Случалось, не похвастаю,
                Щебёнки наколачивать
                В день на пять серебром!»   
             
              Кстати,обратите внимание как автор и его литературный герой каменотёс-олончанин по -разному отражают в своих понятиях одно и тоже природное явление,когда молотом на мелкие части,куски дробится природный камень.Для автора эти мелкие части - осколки,а для каменотёса-олончанина - щебёнка.А где щебёнка,там и каменная избёнка.Ну,а для читателя,естественно,"осколки и щебёнка" - синонимы.Вот так исторически разные социальные слои,сословия населения рождают свой язык о природе и обществе.О человеке.    
              Встречаются читатели поэмы с каменотёсом – олончаниным  в четвёртой главе, которая называется «Счастливые». Надо подчеркнуть, что данная глава является главной и для содержания и для композиции поэмы, потому что сама поэма и данная глава конкретно -  о мужицком счастье и о том, как его найти. Да и  название поэмы уже говорит само за себя – кому на Руси жить хорошо и вольготно.
               И вот мужики – странники наконец-то встречают счастливых людей. Встречают на шумной и многоголосой сельской ярмарке, которая имела очень большое значение в крестьянской жизни. Была своего рода праздником, на котором можно было расслабиться, продать товар, приобрести для себя что-то, пообщаться, а, может быть даже, и завести новые полезные знакомства. Ну, и чего греха таить, промочить горло, как мы видим это в 1V главе поэмы. Да и мало ли что ещё ждало сельского труженика, земледельца на ярмарке после тяжёлых сельских трудовых будней. И вот здесь-то и столкнулись путешественники с каменотёсом – олончаниным, который поведал им о своём видении счастья. Вот что об этом рассказывается в поэме:

                Пришёл с тяжёлым молотом
                Каменотёс – олончанин,
                Плечистый, молодой.
                «И я живу – не жалуюсь. –
                Сказал он,- с жёнкой, с матушкой
                Не знаем мы нужды!»
                «Да в чём же ваше счастие?»

                «А вот гляди /и молотом,
                Как пёрышком, махнул/
                Коли проснусь до солнышка
                Да разогнусь о полночи,
                Так гору сокрушу!
                Случалось, не похвастаю,
                Щебёнки наколачивать
                В день на пять серебром!»

                Пахом приподнял «счастие»
                И, крякнувши порядочно,
                Работнику поднёс.
                «Ну, веско! А не будет ли
                Носиться с этим счастием
                Под старость тяжело?..»

                «Смотри, не хвастай силою,-
                Сказал мужик с «одышкою».
                Расслабленный, худой
                /Нос вострый, как у мёртвого,
                Как грабли руки тощие,
                Как спицы ноги длинные,
                Не человек – комар/ -
                Я был- не хуже каменщик
                Да тоже хвастал силою,
                Вот бог и наказал!

          Каменщика перебил дворовый человек:

                «Чего вы тут расхвастались
                Своим мужицким счастием»

          Как мы видим, поэт чётко противопоставляет здесь вольного рабочего человека и дворового человека, то есть крепостного, слугу, раба, который никогда не будет опорой нарождающегося пролетариата. Противопоставляет город и деревню. Показывает расслоение простого трудового народа в силу ряда исторических обстоятельств. Не случайно же дворовый человек с презрением смотрит на рабочих, называя их высокомерно  мужиками, мужичьём и даже откровенно оскорбляет:
               
                «Молюсь: «Оставь мне, господи,
                Болезнь мою почётную
                По ней я дворянин!»
                Не вашей подлой хворостью,
                Не хрипотой, не грыжою –
                Болезнью благородную,
                Какая только водится
                У первых лиц в империи
                Я болен, мужичьё!
               
              Для Олонецкой губернии традиционными являются такие виды хозяйственной деятельности , как охота, рыбалка, лесозаготовка, камнеобработка, в том числе шунгита, мрамора,гранита. Поэт Н.А.Некрасов остановил свой выбор на камнеобработке и символом олончанина стал- каменотёс.  Не случайно в споре о счастье каменотёса – олончанина перебивает тоже каменщик, который, как известно,уже на порядок выше - строитель,созидатель в обществе и связан с камнем, с кирпичом и осуществляет каменную кладку каменных зданий,прежде всего связанных с культом.С культом личности бога.С культовым,а не бытовым предназначением. Более того,слова вольный каменщик и масон-синонимы, как и синонимы слова каменотёс и каменщик. Это подтверждает и текст самой поэмы: «Я был – не хуже каменщик…».Значит,олончанин не только каменотёс,но ещё и каменщик,масон.
              Таким образом, Олонецкая губерния твёрдо стоит на двух ногах, одна из которых - каменная, а другая – деревянная. Н.А.Некрасов в описании жителя Олонецкой губернии упор делает  не на   «деревянную ногу» - лес, а на «каменную ногу» - скалу, камень, гранит, шунгит, мрамор, кирпич…Месторождения шунгита есть только в Карелии и Казахстане.Да и в старом названии Карелии -Олонецко - каменецкая - ясно чувствуется историческая"каменная подкладка".Карелию больше знают,как край озёр и рек,но при этом забывают,что она и каменно - пламенный край.
              Ремесло каменотёса – одно из древнейших, так как каменные строения существуют с первобытных времён. Вот что пишет об этом Википедия. Каменотёс – рабочий, занимающийся обтёской камня. Другими словами, человек, который способен при помощи определённых технологий придавать камню, а, значит, и каменному строению, любую нужную форму, любой стиль. Не случайно впоследствии таких людей стали называть строителями. Правда, сегодня уже совсем другие технологии, другие строительные материалы, используются механизмы, но тем не менее всё это восходит из древности. От каменотёса. От строительного  товарищества.
                Естественно, каменотёсное дело напрямую было связано вначале с зодчеством, особенно с архитектурой храмов. В период расцвета градостроительства ремесло каменотёсов стало одной из главных отраслей труда. Вскоре они начали объединяться в строительные товарищества, поскольку возведение громадных каменных строений требовало тесного взаимодействия и сотрудничества для решения общей, единой задачи. На это часто уходили годы и даже столетия, когда речь, в частности, заходит  о древних  пирамидах. В ходе строительных работ накапливался профессиональный опыт, знания, умение, навыки. Всё это становилось профессиональной тайной, как сейчас говорят, профессиональными секретами, профессиональным мастерством, профессиональной сноровкой и т.д.Особенно в строительных товариществах /ложах/ ревниво охранялись от любопытных посторонних взоров правила архитектуры, числовая мистика /особенное значение придавалось числам 3,5,7 и 9/,орнаментная символика.Кстати,у Карелии есть своя орнаментная символика,в том числе в архитектуре. В конечном итоге такая поведенческая линия привела к необходимости изобретения и своего кастового символического языка.
                Немецкие каменотёсы открыли товарищескую организацию для Англии и ряда других европейских стран, в частности, Франции, Италии. А в Англии  каменотёсы получили в официальных актах наименование Freemason, Free-Stone-Mason .Со временем, когда строительные товарищества стали приходить в упадок, в Англии воспользовались оболочкой строительных товариществ, бывших в некоторых отношениях филантропическими организациями, и, вдохнув в неё новую жизнь, создали новый вид лож, получивших название философское или спекулятивное масонство. Новое объединение не скрывало свою связь с ремесленниками – каменотёсами, а, наоборот, закрепило её в исторических документах.
                И опять возвращаю читателей к тому очень важному символическому факту, на который обращает внимание Н.А.Некрасов, когда передает эстафету в споре  о счастье от каменотёса – олончанина к каменщику. Другими словами, масону. Вольному каменщику. Каменотёс – олончанин и каменщик в поэме Н.А.Некрасов две крайности временных рамок, или двуликий Янус. Если первый -молодость, здоровье, то второй- его будущее-старость, немощь. Таким образом, временной, жизненный круг замыкается в двух этих категориях – понятиях. 
                Здесь уже отмечалось, что каменотёс – это рабочий, который занимается добычей и обработкой камня, обтёсывает его. Но я возьму на себя смелость утверждать и тот вариант, когда речь идёт о сложении двух слов камень и утёс. Каменный утёс. Да и утёс не что иное, как каменная гряда. Синоним слова скала. А уж чем, чем, а скалами, наш край похвастаться может. Отсюда, видимо, и фамилия Утёсов. Отсюда и населённые пункты по имени Утёс. Странно, но в Карелии почему-то нет ни одного населённого пункта с такой типичной для для неё «каменной» историей. Как и нет населённого пункта по имени Скала. Почему каменная история нашего северного края не отразилась в местных топонимах, тогда как она нашла достойное место в народной поэме Н.А.Некрасова.
                Теперь о богатырской силе каменотёса – олончанина. Чтобы помахивать таким молотом целый рабочий день, как пёрышком, да при этом ещё и наколачивать  щебёнки в день на пять серебром, действительно требуется очень недюженная сила. Сила былинного богатыря. Вот такой собирательный образ северного русского богатыря из русских народных сказок и создал в образе каменотёса – олончанина поэт. А камень есть символ, органичная часть суровой северной матушки – природы. Но не зря говорится и на камнях растут деревья. Есть даже такой одноимённый художественный фильм С.Ростоцкого, который снимался в Медвежьегорске. Здесь же состоялась и его премьера, на которой мне довелось побывать.
                В 1917 году молот, как очень древнее орудие труда, был увековечен  в партийной и советской символике первого в мире социалистического  трудового государства. Он символизировал собой рабочий класс, революционный пролетариат России, который во главе с партией коммунистов и при поддержке трудового крестьянства совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Социальную революцию. Идейным вдохновителем её является В.И.Ленин, который хорошо был знаком с Карельским краем. Благодаря конкретной помощи В.И.Ленина в первые годы Советской власти в Пудоже был открыт детский дом. А Н.К.Крупская помогла районной библиотеке с новым зданием. Конечно, Н.А.Некрасов  не мог так конкретно предвидеть будущее , но то, что он, дворянин, был на стороне «простого» русского народа и искренне сочувствовал передовым идеям декабристов свидетельствует его творчество и в первую очередь поэма «Кому на  Руси жить хорошо».
                Важно обратить внимание на игру слов в поэме, связанную с образом каменотёса – олончанина и орудием его труда. «Да в чём же ваше счастие?»  «А вот гляди,- говорит олончанин,»- и махнул при этом, как пёрышком, молотом. «Пахом приподнял «счастие». Таким образом, поэт придаёт слову молот новое, дополнительное значение – счастие, заключая, правда, данное слов в кавычки, используя его не в прямом, а переносном смысле. В качестве метафоры. Иронической метафоры. Об этом говорит и продолжение:

              Ну, веско! А не будет ли
              Носиться с этим счастием
              Под старость тяжело?..

                И здесь поэт образно показывает относительность понятия счастия, которое при определённых жизненных обстоятельствах, не зависящих от воли и сознания человека, его желаний, может стать несчастием. То есть нельзя  же до такой степени простодушия быть по – детски наивным, жить одним только сегодняшним днём и не заглядывать хотя бы не в отдалённое будущее, которое тебя обязательно ждёт. И каменщик, который  резко прерывает, даже обрывает простодушное красноречие молодого каменотёса – олончанина является как бы своеобразным зеркалом, в которое поэт предлагает взглянуть простодушному каменотёсу – олончанину. И читатели отчётливо видят в этом, искривлённом от времени, пространства и каторжного труда криволинейном зеркале, судьбу каменотёса – олончанина. Его не такое уж и далёкое будущее. И что тогда для него будет счастием? В прямом и переносном смысле.
                И почему производительный и созидательный труд,в том числе каменотёса-олончанина, результатами которого пользуются все:  от царя до его подданного, не приносит счастье самому трудовому народу, который живёт в нищете, голоде, унижении,невежестве и жесточайшей эксплуатации.
                Так кому же тогда на маруси  жить хорошо?            
          
    
,
               
          


Рецензии