Статья итоги Красноярской книжной ярмарки -крякк-а

Алексей Малышев со своей серией книг "Золотые сказы Сибири" возвратился с выставки книжной культуры в Красноярске в выставочном центре "Сибирь".
Впечатления потрясающие, множество встреч и деловых контактов.
Традиционно сказы представлены на стенде крупнейшего издательского комбината в крае "ОФСЕТ", и его директор и давняя знакомая Алексея, Елена Филипповна улыбнулась, увидев сказителя, увешанного бейджиками и в народной рубахе со значком года литературы в России. 
Главное-подтвержден статус уникального народного сказителя Сибири, книги проекта вновь остались непревзойденными и в полиграфическом смысле.
Зашел сначала в голову выставки -штаб Ирины Прохоровой, где хозяйка бывает редко, удивительно демократичная, она долго встречала гостей на входе в экспозицию из пяти павильонов. В штабе как всегда переполох, с трудом получил главное -белый бейджик участника, ничем не заменимый при любых деловых переговорах, знак современной литературной жизни.
Налицо рост и количества участников, и самого современного оборудования, интерактивных столов экранов и попыток пропаганды чтения новыми методами.
Главное это конечно встреча автора сказов с редактором издательства "Апекс" из Норильска, процветающего оазиса культуры посреди ледяной тундры.
Лариса Николаевна признала серию книг сказов достойной издания и поддержки и обещала подумать о включении ее в список проектов.
Отношение и внимание ее к автору было прекрасным и Алексей уделил этой беседе полчаса что при его графике на выставке просто много. За то она теперь представляет метод работы современного сказителя и важность обработки, развертывания сырого фольклора, краткого и непонятного широкой аудитории.
Интересный опыт исторических издательств, в этот раз менеджер по продажам одного из них оделся Иоанном 4-ым Грозным и потрясал любителей фото сэлфи с царем.
Страшно, что писатели и московские и местные выглядят как некие маргиналы мозга, опустили глаза, вздыхают и даже не следят уже за своей внешностью, как домоседы и книжные червячки. Выставка это праздник для писателя, и грустно что те жертвы антикультурной среды, которых я видел, вроде странного то ли писателя то ли психиатра Андрея Бильжо, от которого шло ощущение какого то истощения и психического и творческого. Он смотрел побитой собакой.
Писатель это балагур и весельчак на празднике жизни, или на худой конец готичный Пьеро с мировой тоской в глазах, а не дядька отолстевший и серый и духом и вечно клетчатой рубашкою лесоруба.
Как всегда на выставке была еврейская книга Израиля, но увы, поданная крайне пассивно и провинциально, ничем не выделяясь от той же армянской или иранской книги, что говорит о кризисе культурных тенденций в современном мире еврейства. Странная приверженность мягкой обложке и белой бумаге, характерная для графоманов и провинциалов просто сквозила банальностью. Волонтер на стенде смотрел глазами Соломона и заранее уже был уверен что люди ничего не понимают и приставать к ним не нужно. В то время как ярмарка это и есть приставание со своим товаром к посторонним существам с других планет. Любые книги нужны, но умение издавать и подавать книгу во многом решает ее судьбу. 
Грустно что православные издательства в этом году были представлены только двумя экспонентами, Северным паломником-альбомы, иконопись. И- "Никея"  издательство под патронажем московской патриархии. Священство также не застал, а ведь ярмарка прекрасный повод вспомнить о христианской литературе, образовании и просвещении, подобно хромому верблюду едва бредущему по Сибири за красивыми словами ответственных лиц.
Дети получили целый зал настольных игр и раскрасок.
Надо сказать и о грустном, что культура сфера совсем не простая и попаданий в цель у проектов в наше время немного. А вот "пустолаев" на грантовые деньги можно плодить до бесконечности. Оценить полезность для общества проектного содержания у нас никто не умеет и результате мы наблюдаем причуды обращенные в космос и лишенные всякого живого, национального и полезного людям смысла, однодневки и культурные фейрверки, исчезающие навеки, раз вспыхнув.
Наше культурное пространство, следуя западным путям вплотную подошло к пределам разнообразия и вышло за рамки смысла и основательности, уйдя от вечного, пришло к суете и сиюминутности. Создатели ярмарки ограничены собственным культурным опытом, которого в России у всех ничтожно мало. В этой ситуации спас бы ярмарку упор на классику, и стремление научиться жить с неизменными ценностями и целями в разнообразии путей и форм по моде века сего.
Люди едут в Сибирь, как во всякую провинцию за первоосновами, размытыми в столицах массой мигрантов. Надо поставить целью их удовлетворить в этом неосознанном подчас стремлении.
Роль интеллигенции состоит в разведке путей для развития культуры. А развитие вовсе не цыганский поиск нового костровища для мультикультурного табора, а строительство на своей местной почве современного культурного мира. И если камень основания, преимущества местности отвергнуты, модные шалаши проектов рухнут и рассеются,не дав достойных плодов, а тем более вечного результата.
Все это мы говорим на перспективу, выставке есть куда расти и ее будущее прекрасно как и настоящее.

Среди писателей и местных и московских уже просто неприлично проявлялся дух закрытых сообществ и литературного сектанства, когда авторы говорят в пространство то, что лишь им интересно и по их мнению важно, мало соотносясь с пришедшими людьми и даже не задавая вопросов аудитории, скатываются к тягучим монологам. Люди сидят уже как стадо, авторы бубнят под нос, и только в конце люди могут задать вымученные вопросы, но будучи непрофессионалами, читатели редко попадают в интересные всем темы.
 Эти ошибки автор серии книг сказов Алексей Малышев давно искоренил и в начале,  и каждые пять минут настойчиво опрашивает зал, что им интересно и о чем люди хотят поговорить. Ярмарка прежде всего для людей, а уже в третью очередь шанс для писателей. Признак мастеров слова это способность понять что ищет человек от книги и увлечь его в глубину и широту, вознести в высоту литературы.
И наконец впервые состоялась встреча с художником мультипликатором из Москвы с потрясающим разговором о создании часового сборника мультфильмов по книгам серии сказов Малышевых, который можно было бы выпустить в прокат кинотеатров России. Автор сам видел какие толпы детей приходят в кино по выходным и смотрят все подряд что только нашли в интернете, естественно американские заморские и по сути мерзкие "Прогулки с монстрами" где создатели пытаются из самых мерзких персонажей наскрести гнили на черные шутки и сомнительные приключения нежити.
А билетов нет. Нет и выбора между родным и заморским.
Мультипликатор оценил создание такой серии мульфильмов в трех вариантах.Самый дешевый в производстве на сегодня кукольный, второй по стоимости рисованный и самый дорогой три-дэ. В любом случае даже рисованный мульфильм-сборник из шести семи сказов, по типу славного советского "Волшебное кольцо" потребует от  миллиона долларов США.
Но эта сумма не пугает, а наоборот бодрит и радует автора, поскольку кто делает, тот знает, было бы дело, а деньги найдутся. Надо будет познакомиться со многими важными людьми из Союза старателей России.
Избыток  свободы вредит культуре не меньше нищеты. Надо четко предъявлять требования к поведению писателей, чтобы оно было направленно на ярмарке к читателю, а не на свою особу или в космос.

Еще раз спасибо всем экспонентам,участникам, огранизаторам за возможность увидется, высказаться. Себя показать и людей со всего мира посмотреть. Писатели пережили еще один год социального забвения и государственного игнорирования с равнодушием журналистов и СМИ. Вспоминается песенка из КВН -пусть не решит он всех проблем,...но станет радостнее всем, веселей станет всем...
Продолжение следует...
 
 Алексей Малышев, Сибирь, Красноярск-Зеленогорск  ноябрь 2015


Рецензии