Из дневника 1 ноября 2015, вс

Зах.8:3. Будущее название Иерусалима – город истины (а горы Господа Саваофа – гора святыни). А одно из названий церкви – столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Переставая поступать по истине, церковь теряет главный свой отличительный признак.

Зах.8:4-5. В будущем Иерусалиме на улицах будут сидеть старцы с посохами и там же будут играть подростки. И то, и другое признаки Божьего благословения. При этом подростки не задевают старцев, а старцы не дергают подростков, прекрасно сосуществуют.

Зах.8:11. Для определенных людей в определенное время Бог является «не таким, как в прежние дни». И это при том, что Иисус вчера, сегодня и вовеки Тот же (Евр.13:8).

Зах.8:19. Правильно проводимый пост – в радость и веселое торжество (или это про будущие посты – «сделается»?).

Зах.10:1. Для каждой просьбы и молитвы есть уместное время. Если не помолиться в это время, потом будет поздно.

Зах.10:2. Отсутствие пастыря – бедствие для овец.

Зах.10:6-7. Бог восстановит Израиль так, что они будут, «как бы Он не оставлял их». В частности, «как герой будет Ефрем». Вот так надо прощать и восстанавливать отношения с обидевшим тебя – как будто ничего не произошло. И чтобы обидчик был в твоих глазах «как герой». Так Саул в глазах Давида был как герой, об этом свидетельствует и обращение Давида к нему при жизни (1Цар.24:11-12,15; 26:9,17-20,23), и песня Давида на смерть Саула (2Цар.1:19-27).

Зах.11:7. Есть бедные, а есть «поистине бедные».

Зах.11:17. Об антихристе. Но и о любых других «негодных пастухах, оставляющих стадо». Им горе.

Зах.12:3. Как в последние дни Бог сделает Иерусалим «тяжелым камнем, которым надорвут себя поднимающие его», так Он может сделать любого человека или дело таким тяжелым камнем для нас.

Мал.3:12. Евреев в ТЦ все будут называть блаженными, а Израиль – землей вожделенной. Так сегодня члены церкви блаженны, а церковь для нас (при правильном отношении к ней) – место вожделенное.

===

Смысл – душа слова, звук – его тело.

===

Вся история еврейской мысли – история споров. Практически на каждом раввинском уроке можно услышать фразу «По этому тексту существует спор мудреца такого-то с мудрецом таким-то». Но они воспринимают спор совершенно спокойно, считая его неотъемлемой частью процесса изучения Торы. Они научены спорить и, поспорив, остаются друзьями, а спорят – не оскорбляя и не унижая друг друга. Способность подвергать все сомнению, вырабатывать, озвучивать, отстаивать и – при необходимости – оставлять свою точку зрения у евреев вырабатывают в начальной школе.

У нас же немыслимо услышать в проповеди слова «По этому тексту существует спор Антонюка с Ефремовым» (или Костюченко со Скорняковым) с дальнейшим детальным разбором обеих позиций и заключением с собственными выводами. У нас то, что евреи называют спором, называют разномыслием (разграничивая его с разногласием). Но иметь свое мнение, отличающееся от «утвержденного», почему-то считается пороком. Этого боятся. Мотивация к мыслетворчеству и к свободному высказыванию своих (именно своих) мыслей минимальна, зашкаливает в отрицательную сторону.

Но уж когда своя мысль вырывается из-под коврика и начинается спор, то спорят не по-еврейски. Спорят, оскорбляя и унижая, брызгая слюной и краснея (не от стыда, а от гнева). Потому что культура спора отсутствует.


Рецензии