Пьер Огюст Ренуар- Зонтики
Сегодня поговорим об одной из знаменитых картин французского художника Пьера Огюста Ренуара- ЗОНТИКИ.
Картина была начата в 1880—1881 годах, а закончена в 1885—1886 годах.
"Ренуар - прежде всего рисовальщик человеческих фигур. Его сильная сторона - прекрасные цветовые гаммы, плавно и тепло перетекающие друг в друга, соединяясь в чудесную гармонию. Кажется, что видишь телесность Рубенса, освещенную божественным светом Веласкеса." Эмиль Золя.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917году когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось:
«С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре и в августе.1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
Над этой картиной Ренуар работал на протяжении ряда лет, как раз в то время, когда произошли кардинальные перемены в его манере письма. Он начал эту картину незадолго до отъезда в Италию, где находился в 1881-1882 годах, но работа оставалась незавершенной еще как минимум пять лет.
Давайте подробно рассмотрим картину.
Мы видим людей,идущих под дождём. Многие из них с зонтиками, но не все — по-видимому, дождь только что кончился или только начинается. В левой части на переднем плане изображена молодая женщина с корзинкой, а чуть позади неё, в правой части, женщина с двумя девочками, меньшая из которых (как и женщина с корзинкой) смотрит прямо на зрителя.
Рентгеновский анализ картины показал, что изначально все фигуры были написаны в одном стиле. Затем, через несколько лет, Ренуар внёс значительные изменения в левой части картины, практически не меняя её правую часть. В частности, значительному изменению подверглась одежда молодой женщины (в изначальном варианте она была в другом платье и в шляпке, которая потом была убрана художником) — кроме подтверждения рентгеновским анализом, изменение в одежде также соответствовало быстро меняющейся моде.
Композиция картины напоминает фотографический снимок — в частности, неполными, обрезанными фигурами людей по краям полотна. Такой приём был популярен у импрессионистов того времени.
Модно одетая молодая мать с опущенными глазами повернулась, чтобы поторопить своих заигравшихся детей скрыться от дождя.
Молодая женщина слева - это «мидинетка», девушка, которая очень рано приступает к работе и освобождается уже к полудню (midi). На ее лице читаются следы усталости.
В центре картины курносая девушка смотрит, не кончается ли дождь. Несмотря на то что мы видим лишь часть ее лица, Ренуар сумел живо передать его вопросительное выражение.Маленькая девочка с обручем яркий пример мастерства, которого достиг Ренуар при передаче на холсте того невинного очарования, присущего детям.
Имеются также различия в цветовом решении частей картины. Фигуры двух девочек, стоящих с правой стороны картины, написаны мягкими, воздушными мазками, характерными для Ренуара-импрессиониста, а фигуры в левой части полотна выполнены уже другим стилем, более конкретным, явно демонстрирующим то влияние, которое оказало на художника изучение образцов классического искусства и искусства эпохи Ренессанса, с которыми он познакомился в Италии.
Несмотря на эти различия, картина смотрится очень цельно и считается одной из самых известных работ Ренуара - оригинальной по замыслу и наполненной живыми, яркими деталями. Эта картина была последним большим полотном, на котором Ренуар изобразил сцену из современной ему жизни. После этого он обратился к более «вечным» темам.
ИСТОРИЯ КАРТИНЫ
В 1892 году картина была куплена у Ренуара известным торговцем Полем Дюран-Рюэлем , а потом была им продана ирландскому коллекционеру и арт-дилеру Хью Лейну , создателю Дублинской галереи, носящей его имя.После того как Хью Лейн в 1915 году погиб при потоплении немецкой подводной лодкой океанского лайнера «Лузитания», в 1917 году картина «Зонтики» (вместе с 38 другими картинами) по его завещанию была передана в Галерею Тейт, а оттуда в 1935 году перешла в Лондонскую Национальную галерею, где она с тех пор и находится.
По поводу завещания Хью Лейна существуют определённые разногласия. Незадолго до своего рокового путешествия на «Лузитании» в 1915 году, Хью Лейн написал кодицилл (дополнительное распоряжение к завещанию), в котором он перезавещал эти картины дублинской галерее.
При этом, однако, он не успел подтвердить изменение своего завещания в присутствии свидетелей. В результате, несмотря на все попытки признать (хотя бы моральное) право Ирландии на эти картины, по закону они были переданы в Лондон.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЛОНДОНА
В своей лекции, приуроченной к столетию со дня смерти Хью Лейна, Николас Пенни , директор галереи в Лондоне, призвал к передаче коллекции Дублину, чтобы исправить давнюю историческую несправедливость.
Пенни признал, что это решение было трудным, но очень важным, так как в перспективе должно повлиять и на другие культурные учреждения, которые также должны будут признать необходимость передачи спорных произведений искусства, находящихся в их коллекциях.
Барбара Доусон , директор галереи в Дублине, приветствовала речь Пенни, отметив, что его слова стали свидетельством общественного признания прав Дублина. Она добавила: “Юридическое соглашение между двумя учреждениями предусматривает разделение коллекции между галереями и признание права Дублина на эти работы.
Однако, так как Хью Лейн приобретал картины с конкретной целью создания галереи современного искусства в Дублине, мы будем и дальше настаивать на передаче всей коллекции в нашу собственность”.(07/06/2015г)
Будем надеяться,что картины вернуться в Дублин в Галерею для которой они и были закуплены.
http://maxpark.com/community/6782/content/4776189
Свидетельство о публикации №215110200754