Многоликий Нья Чанг

МНОГОЛИКИЙ НЬЯ ЧАНГ

Горячая многокилометровая волна морского залива вторглась подковой в землю Вьетнама в районе города. Это природное свершение определило планировку поселения, его архитектуру и во многом определила социальную расслоённость живущих здесь людей. Море, это та «печка» от которой начал формироваться город под влиянием трудолюбивых вьетнамцев. Поэтому всё интересное и примечательное в городе Нья Чанге сосредоточено в прибрежных улицах. Их всего три: первая, вторая, третья. Это не значит, что на границе третьей улицы город заканчивается. Нет. Он уходит дальше вглубь земного пространства. Но эти три улицы считаются «европейским кварталом» и за пределы этого квартала доступ туристов не запрещен, но как бы нежелателен.

 Начнем знакомство с набережной и центрального парка Горького. Откуда начать движение? Давайте начнем знакомство с северной части города, от мостов через затоны, в которых ночуют рыбацкие шхуны. Такая ориентация вводит определенный порядок в логику разговора.

Слева у нас плещется ласковое море. В непогоду шумят волны, набегающие на пляж, как разбойники, шипят, и недовольные, что им не удалось накрыть своей силой всё пляжное пространство, возвращаются обратно. Но отливная волна, потерявшая свою мощь, сталкивается с приливом, от этого соприкосновения морская вода пенится и с грохотом падает на песок. В настоящее время ветрено и под эту мелодию моря двигаемся в заданном направлении.

Мы стоим у вновь строящейся высотки. Уже воздвигнутые почти двадцать этажей чернеют проемами будущих окон, а пока напоминают своим видом большую рыбу с оголенными ребрами. Строят по побережью много, таких недостроенных высоток можно насчитать около десятка.

Парк великолепен. Его аллеи тянутся на километры. Вымощенная плиткой дорожка то делает плавные изгибы, то повороты к абстрактным скульптурам, которых в парке много и они неброские создают атмосферу уюта. Пальмы здесь повсеместно, и какой южный город может быть без  пальм, но не они здесь главные достопримечательности. Всё внимание посетителей парка привлекают оригинальные  кусты местной туи. То они небольшие подстриженные в виде пирамиды, то прямоугольники, то квадраты, то конусы в виде спирали. Тот же стиль убранства отличает и большие кусты туи. Такой стандартный подход к кустам туи представлен и на разделительной полосе между движущимся транспортом.

Подходим к реперной точке города на набережной к памятнику «Лотос», этот «Лотос» отправная точка, как маяк. Все гости города ориентируются на него, и на любой вопрос: «А где?..» ответ будет один: «Вот дойдешь до «Лотоса» поверни налево, и прямо...» В парке расположены кафе и рестораны, русская кухня, караоки и поющие под него русские женщины, мужское население, как правило, стоит в стороне. В парке через определенное количество метров оборудованы  площадки с многочисленными спортивными тренажерами, где вьетнамцы по утрам делают зарядку.

На первых трёх улицах можно найти всё, что душе потребно: магазины и магазинчики, кафе и рестораны, туристические бюро, аптеки, гостиницы, пункты обмена валюты. Но практичный турист отклонится от центральных улиц и там, чуть в глубине городской толчеи может найти для себя все, что он видел в центре, но значительно дешевле, да если вы умеете и любите торговаться, то цену можно сбить в два-три раза. Вьетнамцы торговый народ, и при виде европейского лица они цены поднимают сразу в несколько раз от реально существующих. У них даже прибаутка есть по отношению приезжего люда: «Белые приезжают богатыми, а уезжают бедными». Вот они и стараются опустошить ваши карманы.

Если вы вышли за пределы «европейского квартала» пугаться не надо, а надо, прикрыв рот от удивления видеть другую сторону вьетнамской жизни.

Узкие, неприбранные улочки, теснота строений. Вам нужно пройти мимо домика, привлекшего ваше внимание тем, что во дворике в два квадратных метра, кто-то шевелится, перебирая собранную посуду, а за этим человеком вдруг мелькнет открытая дверь жилища, за которой скрывается темнота. Среди тесноты квадратных строений вдруг перед вашим взором нарисуется маленький дворец, даже с миниатюрными колоннами и цветами на балкончике, это, по-видимому, владелец этого маленького дворца сумел каким-то образом подняться по жизни. Вот такое скромное социальное расслоение внутри кварталов местного населения.

Узкие улочки петляют, множатся, куда-то уходят внутрь. Идёшь, оглядываешься по сторонам, смотришь под ноги, чтобы не наступить на что-то мокрое, прижимаешься к стене, пропустить очередной мотороллер, и не заметно уходишь вглубь гривой улочки, и натыкаешься на глухой дворик. Тупик. Надо возвращаться обратно. И уже начинаешь думать о выходе из этого лабиринта. Но надо быть спокойным, здесь ни кто, ни кого не обижает, напротив, из-за какого-то заборчика вам приветливо крикнут: «Эй!» и с улыбкой помашут рукой. Но если вам уже достаточно экзотики, и вы решили выйти из этих закоулков, то стоит поднять глаза, и вы увидите силуэты очередной высотки. Это ориентир «европейского квартала». Любая кривая улочка выведет вас в центр.

Хотелось заглянуть вовнутрь этих жилищ, но как это сделать, ведь «незваный гость хуже татарина», - гласит наша пословица. И это нам удалось в одной из экскурсий.

 За окном автобуса постоянно мелькали небольшие дома, напоминающие наши советские дачные домики. Дома с проемами окон, но без рам, проемами для дверей, но без дверей. Не один-два домика, а много, и все только с проёмами без окон и дверей, прикрытые какой-то материей. Странно, и там живут люди. Возле одного строения гид остановила автобус. Нас мгновенно окружили разных возрастов дети, много детей, черные тела прикрывали только трусики. На фоне смуглого лица и черных волос не сразу догадаешься, что воды эти тельца давно не ощущали. Однако у всех без исключения были красные зубы, красное и черное, какой контраст. Это оттого, что все дети жевали сахарный тростник. У входа стояли женщины. Одна старая, другая с грудным ребенком на руках, завернутым в какие-то тряпки. Как оказалось дитя родилось всего пять дней назад. В доме на полу матрац, голые стены и телевизор. Наши сердобольные женщины сразу занялись благотворительностью – собрали деньги.

Надо ли было это делать? Я до сих пор не могу найти для себя ответа. С одной стороны – деньги никогда не бывают лишние. Но с другой стороны, такое вторжение, не обидели ли мы чувство достоинства этих людей?


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Не могла ни заглянуть на этот рассказ, сама встретила этот Новый год в Нья Чанге. Живо встали перед глазами Лотос, русская Ривьера «Парк Горького» и конечно, море в сезон высокой волны.
Хорошо, что в вашем путеводителе не только внешняя сторона гостеприимного курорта, но и жизнь на задворках. Всё так. Рассказано достоверно. И всё же, ещё можно рассказать о многом. Мне лично понравилась Азия, не только природой. Это другой мир, непривычный нам. Всё откладываю свой отчёт о путешествии, а Вы молодец!

Светлана Климова   12.02.2017 09:57     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана. Спасибо за отзыв. Восток действительно другой. Сытая Европа уже не интересна. Приятно общаться с Вами, Вы чувствуете это. С уважением.

Владимир Голдин   12.02.2017 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.